- 2 апреля 2009
- 12:35
- Распечатать
Преподобный Евфросин Синозерский

Статья из т. 17 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г.
Евфросин (Ефрем Семенович; † 20.03.1612, Синозерская Благовещенская пуст.), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Синозерский, основатель Синозерской Благовещенской (Троицкой) пуст. на берегу Синичьего оз., близ Устюжны Железнопольской. Основным источником сведений о Е. является его Житие, написанное в 1650 г. иноком Синозерской пуст. (пострижеником Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря) Ионой (Филипповым Суровцыным). Текст был создан по благословению 2-го настоятеля Синозерского мон-ря Моисея со слов крестьянина с. Долоцкого Емелиана Сумина, отец к-рого Иван Сумин был свидетелем мученической кончины Е. Во 2-й пол. XVII - нач. XIX в. рукопись Жития, хранившаяся в пустыни, копировалась, один из списков кон. XVIII - нач. XIX в., содержавший сведения о 3 чудотворениях Е., был опубликован в 1901 г. В 1778-1779 гг. с рукописи Жития, предположительно относившейся к XVII в., был сделан список, долгое время хранившийся в Троицко-Благовещенской ц. упраздненной Синозерской пуст. и в 1936 г. поступивший в Череповецкий краеведческий музей (Череповецкий краевед. музей. № 69 (9-55, 1056/47)); текст по данной рукописи опубликован в 1999 г. Известны и др. списки Жития Е.: БАН. Собр. Тихвинского мон-ря. № 1, XIX в.; РНБ. F.I.926, 1830 г. Свящ. Г. Яковцевский при публикации Жития Е. в 1901 г. издал записи о 27 чудесах, совершившихся по молитвам к святому в кон. XVIII - сер. XIX в. (до 1862), позднее были опубликованы сведения еще об 11 чудотворениях, совершившихся в 1862-1912 гг. В Синозерской пуст. до сер. XIX в. хранился синодик XVII в., начатый иером. Ионой (вероятно, автором Жития Е.), в к-ром перечислены строители обители, начиная с Е.
Биография. Святой род. в селении на сев.-зап. берегу Ладожского оз., в «Корельском крае». Житие сообщает, что Ефрем «бысть спожитель», возможно послушник, Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря. В 1578 г. обитель была захвачена и разграблена шведами. Вероятно, с этим связано отмеченное в Житии пребывание Ефрема в с. Долоцком, вотчине Н. Ф. Годунова, находившейся в 30 верстах от Устюжны, где он стал чтецом в ц. во имя вмч. Георгия. Затем Ефрем, «вся в дому своем добре устроив», ушел в Тихвинский Большой в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, где принял монашеский постриг с именем Евфросин.
Тяготясь многолюдством обители, Е. испросил благословение настоятеля на отшельническую жизнь и поселился в лесу у Гвозденского ручья, в 3 км от р. Чагодощи. Впосл. это место получило название Старая пуст. или Пустынька. Здесь святой поставил крест, выкопал пещеру, колодец и пруд (позднее называвшийся «Вещей лужей» в память о совершавшихся здесь исцелениях по молитвам к Е.). В течение 2 лет святой, не имея хлеба, питался только мхом и грибами.
Со временем в Старой пуст. собралось много насельников, и Е. был вынужден основать на вост. берегу Синичьего оз., неподалеку от Старой пуст., мон-рь. Согласно грамоте царя Михаила Феодоровича Синозерской пуст. от 22 февр. 1636 г., дошедшей в списке XIX в., Е. создал новую пустынь вместе с прп. Гурием Шалочским в 7100 (1591/92) г.: «Поселилися в ту пустыню у Синичья озера, на нашей порожней земле, на диком лесу, на речке на Чагодоще пустынники старцы Гурей да Ефросин от манастыря и от церкве и от людей во все стороны далеко» (цит. по: Яковцевский. 1912. С. 19). По преданию, вместе с ними также подвизался прп. Филарет Унженский. Согласно Житию, Е. переселился в новую пустынь в 7108 (1599/1600) г., эту дату следует признать ошибочной, потому что она противоречит др. источникам и внутренней хронологии Жития.
«В третие лето по пришествии» Е. в новой пустыни была поставлена деревянная Благовещенская ц., к-рую освятил «священноинок Гурий, игумен Шалоцкого монастыря». Согласно грамоте Михаила Феодоровича 1636 г., Благовещенский храм был построен «по благословению... святейшаго Иева патриарха... освящен тот храм во 103-м [1594/95] году» (Там же. С. 19-20). (В Житии сообщается, что после построения церкви до 7113 (1604/05) г. прошло «десятерица лет со единем», что подтверждает информацию грамоты о возведении храма в 7103 г.) Из смирения Е. не принимал священнический сан, оставаясь простым монахом. Синозерская пуст. при Е. не имела земельных владений или др. источников дохода.
В Смутное время пустынь служила убежищем для окрестных жителей. Согласно Житию, Е. предвидел разорение обители и свою мученическую кончину. 20 марта 1612 г. при нападении отряда поляков Синозерская пуст. была сожжена, убиты почти все, кто не успели по совету преподобномученика, покинуть ее. Е. принял мученическую смерть у воздвигнутого им при основании обители креста, во время молитвы, указав грабителям, требовавшим от мученика отдать им монастырские деньги, на ц. во имя Пресв. Богородицы как на единственное сокровище обители. Вместе с Е. погиб и его ученик инок Иона, память к-рого чтилась вместе с памятью Е. местно в день убиения. 28 марта Е. с учеником были погребены в «нарочитом месте», вероятно на месте кончины.
Мощи. Синозерская пуст. была возобновлена в 1619 г. В 1630 г. на прежнем месте началось строительство нового Благовещенского храма, освященного в 1633 г., позднее храм был надстроен, верхний престол в 1647 г. освящен во имя Св. Троицы, после чего обитель стала именоваться Троицкой. 25 авг. 1653 г. мощи Е., обретенные нетленными, по благословению Новгородского митр. Макария были перенесены и положены под новой колокольней Благовещенской ц. на юго-вост. стороне под спудом. Над ними было устроено надгробие с резным образом Е. в рост. В нач. XVIII в. Синозерская обитель была приписана к Воскресенскому мон-рю в г. Устюжна, в 1753 г.- к тихвинскому Успенскому мон-рю, в 1758 г. вновь приписана к Воскресенскому мон-рю, в 1764 г. упразднена, соборная церковь обращена в приходскую, в 1769 г. большую часть имущества обители вывезли в Боровичский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-рь. По благословению Новгородского и С.-Петербургского митр. Гавриила (Петрова) в 1799 г. над местом погребения Е. была устроена новая рака с клеймами, на к-рых изображалось убиение святого. Через отверстие в надгробии можно было видеть гроб Е., вместо крышки засыпанный песком, к-рый считался чудодейственным (отверстие было заколочено по распоряжению свящ. Г. Яковцевского ок. 1900). В 1913 г., после канонизации Е., для мощей святого была устроена новая, бронзовая рака, стоявшая в часовне под колокольней.
Богослужение в Троицко-Благовещенской ц. совершалось до 1933 г. В том же году, после закрытия храма, рака с мощами Е. поступила в Устюженский краеведческий музей. В 1936 г. мощи Е. были вскрыты, нек-рое время выставлялись в антирелиг. экспозиции музея, затем хранились в фондах, в 1954 г. рака 1913 г. была сдана в металлолом. 14 июня 1991 г. мощи Е. были переданы Русской Церкви, ныне почивают в приделе во имя сщмч. Антипы в Казанской ц. Устюжны в раке 1799 г.
Почитание. К сер. XVII в. были составлены 2 тропаря и кондак Е., помещенные в конце Жития святого, в тропаре отмечается нетленность мощей преподобномученика. Имя Е. встречается в рукописных святцах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 80), внесено в «Описание о российских святых», известное в списках XVIII-XIX вв. (С. 181; Е. назван «начальником обители святаго апостола Иоанна Богослова», ц. во имя ап. Иоанна Богослова была возведена в пустыни в 1682).
После возобновления в 1619 г. Синозерский мон-рь получал многочисленные вклады, что, по-видимому, было связано с широко распространившимся почитанием Е. В 1636 г. обитель по царской грамоте была наделена землей вдоль р. Чагодощи, о земельных пожалованиях мон-рю сообщают грамоты царей Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича. Алексей Михайлович пожертвовал в мон-рь колокол, о чем сообщала надпись на нем. Во 2-й пол. XVII в. в Синозерскую пуст. делали вклады представители московской и местной знати - князья Черкасские, Волконские, бояре Морозовы, Нарышкины, Пушкины, стольники Леонтьев, Львов, Дашков, местные дворяне Ушаковы, Булгаковы, Батюшковы, царские духовники протопопы Стефан Вонифатьев и Меркурий Гаврилов. В обители с 1635/36 по 1700 г. велась вкладная книга (до сер. XIX в. хранилась в Троицко-Благовещенской ц., впосл. была утрачена).
Упразднение Синозерского мон-ря стало причиной упадка почитания Е. В 1778 г. новгородское епархиальное начальство запрашивало свящ. Троицко-Благовещенской ц. Прокопия Иванова о том, «как положены мощи» Е. и «в котором месяце и числе исправляют празднество». На это последовал ответ, что празднества святому не исправляется, а служатся панихиды по просьбе прихожан. В 1847 г. свящ. церкви в с. Долоцком Евфимий, исцелившийся по молитве к Е., составил молитву преподобномученику. Предметом почитания паломников в XIX в. было хранившееся в Троицко-Благовещенской ц. схимническое облачение святого, в к-ром он, по преданию, принял мученическую кончину (в лит-ре кон. XIX - нач. XX в. высказывалось предположение, что Е. был пострижен в схиму прп. Гурием Шалочским). В сер. XIX в. в иконостасе Троицкой ц., слева от царских врат, находился образ Благовещения Пресв. Богородицы, к-рый, по преданию, Е. установил в Благовещенской ц. (анонимное соч. «Поездка в упраздненную Синозерскую пустынь, ныне Синозерский погост». РНБ. F.IV.905. Л. 10 об.).
Имя Е. было включено в опубликованный Синодом в 1904 г. «Верный месяцеслов всех русских святых», после чего в синозерской Троицкой ц. начали служить молебны с пением тропаря Е. и чтением молитвы святому. Ходатайство окружного съезда духовенства в нач. XX в., поддержанное викарием Новгородской епископии еп. Феодосием (Феодосиевым), о восстановлении почитания Е. не было поддержано Синодом. Повторное ходатайство имело место в 1911 г. В результате по решению Синода 29 июня 1912 г. Е. был канонизирован к общероссийскому почитанию. На торжества, прошедшие под председательством архиеп. Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого), съехалось ок. 30 тыс. паломников, поздравительную телеграмму прислал царь св. Николай II Александрович. В нач. XX в. в Новгородской епархии действовало братство во имя Е.
Несмотря на то что все храмы и колокольня обители в XX в. сгорели (ц. ап. Иоанна Богослова - в 1944, Троицко-Благовещенская ц.- в 1960), паломничество в бывш. пустынь не прекращалось и продолжается в наст. время, у св. колодца неоднократно совершались и совершаются исцеления по молитвам к Е. В Краеведческом музее муниципального Центра истории и культуры Чагодощенского р-на (открыт в 1994) ведется запись о чудотворениях Е. в XX-XXI вв. Имя преподобномученика было включено в Собор Новгородских святых, празднование к-рому восстановлено в 1981 г. (известно с 1831), в Собор Карельских святых, новое празднование к-рому 21 мая установлено по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 10 марта 2004 г. М. Ю. Хрусталёв, много потрудившийся для организации возвращения мощей Е. Церкви, написал акафист святому. 14 окт. 2001 г. на месте Старой пуст. поставлена посвященная Е. часовня.
Источники: Житие прп. Евфросина Синеезерского / Подгот. к печати: С. А. Адрианов // ЛЗАК за 1900 г. СПб., 1901. Т. 13. С. 1-32; Яковцевский Г., свящ. Житие и чудеса прп. Евфросина Синозерского, чудотворца // Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1901. № 1. С. 49-62; № 2. С. 123-131; № 3. С. 173-186; Докладная записка Святейшему Синоду по возбужденному духовенством и церк. старостами 2-го Устюжнского округа Новгородской епархии вопросу о восстановлении церк. чествования памяти прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, и об устроении по этому поводу нарочитого церк. торжества 29 июня 1912 г. по случаю 300-летия со времени его мученической кончины // Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1912. № 18. С. 559-657; № 19. С. 588-595; Журнал исполнительной комиссии гл. распорядительного комитета по устройству торжеств восстановления церк. почитания св. прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, от 7-го июня 1912 г. // Там же. № 25. С. 880-886; Спасский В. К. К прославлению прп. Евфросина, Синоезерского чудотворца // Там же. № 20. С. 627-631; № 21. С. 663-668; Торжества восстановления церк. почитания св. прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, в Устюжнском у. Новгородской губ. в Синозерской пустыни с 25 по 30 июня 1912 г. // Там же. № 31. С. 1080-1084; № 32/33. С. 1144-1151; № 37. С. 1268-1275; № 38. С. 1303-1310; № 42. С. 1434-1437; № 45. С. 1544-1549; № 47. С. 1602-1605; № 51/52. С. 1744-1747; 1913. № 14. С. 474-481; № 16/17. С. 573-579; № 41. С. 1354-1357; 1914. № 10. С. 328-332; № 14. С. 465-470; К церк. торжеству явления честных мощей прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, из-под спуда и переложения их в раку // Там же. № 24. С. 773-780; П. П. С. [Силин П., прот.]. Житие прпмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, и сказания о чудесных знамениях, явленных милостию Божию, ради молитв прпмч. Евфросина. СПб., 1913; Житие прп. Евфросина Синозерского / Публ.: М. Ю. Хрусталев // Чагода: Ист.-краеведческий альманах. Вологда, 1999. Вып. 1. С. 235-260.
Литература: ИРИ. Т. 6. С. 108-112; СИСПРЦ. С. 93-94; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 110-113; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 56-57; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 118-119; Яковцевский Г., свящ. Краткие сведения о Синеезерской пустыни Устюжнского у. и ее основателе прп. Евфросине Синеезерском // Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1894. № 18. С. 873-886; № 19. С. 933-942; он же. Ист. сведения о Синозерской пуст., Устюжнского у., Новгородской губ., и ее основателе св. прмч. Евфросине, Новгородском чудотворце. Нг., 1912; Силин П., прот. Синозерская пустынь: К 300-летней годовщине страдальческой кончины прп. старца Евфросина. СПб., 1911; Хрусталёв М. Ю. Прп. Евфросин Синозерский и основанная им Благовещенская Синозерская пуст. // Устюжна: Альманах. Вологда, 1992. Вып. 1. С. 31-39; Понырко Н. В. Иона Филиппов Суровцын // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 98-99; Ч. 4. С. 725-726 [Библиогр.]; Суворов Е. Сокровища Евфросина Синозерского // Вера-Эском: Христ. газ. Севера России. 2000. № 353; Святые Новгородской земли. Вел. Новгород, 2006. Т. 2: XVI-XVIII вв. С. 1170-1183.
А. А. Романова, М. Ю. Хрусталёв
- 2 апреля 2009