|
|
|
Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке
в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую
оценку специалистов.
Елецкие кружева получали разного рода дипломы, медали на Всемирных выставках в Париже
(1937), Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970).
В 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали.
Всего же "елецкое чудо" экспонировалось на 120 международных выставках, всякий раз неизменно
вызывая восхищение.
Лучшие образцы работ елецких мастеров включены в коллекции ведущих хранилищ народного
искусства, а также находятся во многих частных собраниях России и Европы.
http://crujevo.narod.ru
|
|
|
КАК ПОЯВИЛОСЬ КРУЖЕВО |
|
 |
|
Слово «кружево» впервые появляется в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при
встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми
плоскими ошит» (Ипатьевская летопись,
http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat36.htm).
В духовной грамоте XV века говорится о ларце «с костьми, а в нём каймы и круживо...», а в
духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается
«сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».
Новый вид рукоделия – плетение узора из нитей на коклюшках – привезён в Россию из Западной
Европы в начале XVII века, где кружевоплетение появилось во второй половине XVI века (до
этого были известны лишь шитые кружева).
Вот тогда-то слово «кружево» укрепилось именно за сплетенными ажурными изделиями, не имеющими тканой основы.
|
|
|
ИСТОРИЯ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА |
|
Елецкое кружево зародилось в богатых купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Там выплетались
кружева исключительно для домашнего обихода и, главным образом, для украшения полотенец.
Постепенно оно стало обслуживать не только потребности домашнего быта и народных обрядов,
но и церковного богослужения.
|
|
|
|
|
|
Документально подтвержденной датой рождения елецкого кружева следует считать 1801 год.
К этому времени относится сохранившееся кружевное полотенце со словами: «Сей плат шила
дьяконова дочь Александра Ивановна, 1801 год».
На полотенце – белые кружева, льняные, с золотой шёлковой сканью по контурам фигур.
Среди фигур – олень, птица и цветочный куст. Они выполнены «полотнянкой» и «сеткой».
О елецком происхождении данного кружева говорит изображение оленя и наличие «сетки».
|
|
Увеличить
|
|
|
Постепенно кружево приобрело свой неповторимый облик, главной отличительной чертой которого
стали природные мотивы и растительные орнаменты. В елецком кружеве встречаются узоры,
типичные только для этой местности – «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз»,
«павлинка», «реченка». Нитки и ткани окрашивались экологически чистыми, растительными
составами собственного приготовления – из лепестков желтоцвета получали желтую краску,
из полевого василька – голубую.
К середине ХIХ века домашнее женское ремесло кружевоплетения превращается в Ельце в
художественный промысел. Кружево плели и по заказам и для себя.
Расцвет истории елецкого кружева приходится на 1870–1880-е годы, его производство по
своему объему занимало в России первое место.
В Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось
около десяти тысяч кружевниц, изготовляющих не менее 2 миллионов аршин кружев, на сумму
до 300 тысяч рублей.
Накануне первой мировой войны мастериц стало больше сорока тысяч. А центром кружевоплетения
становится Елецкий Знаменский женский монастырь.
|
|
|
http://www.kruzhevoeltsa.ru/about.htm
|
|
|
|
|
|
Увеличить
|
Старые елецкие кружева. Фотографии с сайта:
http://galo.admlr.lipetsk.ru/
|
|
НЕПОВТОРИМОСТЬ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА |
|
В елецком кружеве нашли свое отражение сказочные морозные узоры
на окнах, изящность и легкость падающих снежинок, неброская
красота русского подстепья, июньское разнотравье, лиричность и грусть народных песен.
|
|
|
|
|
|
|
Увеличить
|
|
|
Своеобразие ряда елецких кружевных изделий — в сочетании разной плотности плетения
в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает
впечатление некоторой объемности узора.
Основные виды узоров – «елецкий край» и «шашки», также популярностью пользуются
«гречишка» и «жемчужная». Часто встречаются и такие виды узоров, как «узенькая
перевенька», «пустушка» и «сливочки».
Специфика крупных елецких штучных изделий и в построении композиции центрального
поля из отдельных элементов — розеток или квадратных фигур, которые, ритмично
повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной
решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную
технику с парной.
В этом — одна из выразительных особенностей елецкого кружева.
|
|
|
(По материалам книги «Русские художественные промыслы» О.С.Попова, Н.И.Каплан, Москва, «Знание», 1984, с. 66-68)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Увеличить
|
Старинные кружева. Фотографии с сайта “Кружевной край”.
|
|
КАК ПЛЕТЁТСЯ КРУЖЕВО |
|
Кружево вырабатывают различными способами: плетением, вязанием, вышиванием, ткачеством
и др. Плетут кружева по особым рисункам – сколкам, которые наносят проколами на бумагу
или картон. В проколы вставляют булавки, к ним прикрепляют кружево во время работы.
Процесс плетения происходит так: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке,
выполняя замысловатые кружевные узоры. Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности
рисунка.
|
|
|
|
|
|
|
Увеличить
|
|
|
Техника плетения елецких кружевных изделий – парный способ, реже – сцепные кружева.
Часть кружев (применяемых в основном для отделки швейных изделий) вырабатывают на
кружевных машинах по рисункам, созданным в характере елецких кружев ручного плетения.
Кружевницы Ельца свободно владеют парной и сцепной техникой. Они обладают высоким
уровнем мастерства и искусства кружевоплетения, которое используют при выполнении
разнообразных воротников, жабо, жилетов, скатертей, салфеток и многих других изделий.
|
|
|
http://tmn.fio.ru/
|
|
ФИРМА КРУЖЕВА ПЛЕТЁТ |
|
|
В 1960 году основан Елецкий комбинат художественных изделий, с 1974 – ПО «Елецкие
кружева». Сейчас – ЗАО «Елецкие кружева».
ЗАО «Елецкие кружева» расположено в 6 км. к северо-западу от города Ельца в селе
Пищулино Елецкого района Липецкой области.
Современная фирма «Елецкие кружева» – это около тысячи работающих как в цехах,
так и на дому опытных кружевниц, это новые декоративные решения и технологические
приемы.
Но бережно чтутся и применяются прежние традиции искусства кружевоплетения. Не
случайно лучшие образцы работ из Ельца представлены как в коллекциях ведущих
хранилищ народного искусства, так и в частных собраниях.
|
|
|
|
|
|
|
Увеличить
|
Разработки елецкого кружева научно-исследовательского института художественной промышленности. Фотографии с сайта “Кружевной рай”
|
|
«ЧАСТИЧКУ ДУШИ НЕ ПРОДАЮ» |
|
|
|
|
В Елецком музее народных ремесел и промыслов – экскурсия для иностранцев и соотечественников.
Не счесть объективов камер, глаза слепят вспышки.
Здесь же, в зале, кружевница в четвертом поколении Лариса Попова дает мастер-класс.
Звон коклюшек, аккуратное вывязывание рисунка. Скрупулезный процесс кружевоплетения
вызывает всеобщий восторг.
Приходя домой, Лариса Попова опять садится «за подушку». Сейчас на сколке – техническом рисунке – блузка для племянницы:
– Я ни одной вещи не продала. Меня просят выполнить что-то на продажу – я не могу.
Частичку души можно только подарить, но не продать.
|

Увеличить
|
|
В роду Евгения Крикунова кружевоплетением никто не занимался. Но городу от собирателя-энтузиаста сплошная польза – он на свои деньги музей отстроил и пускает в него бесплатно.
На месте этого 2-этажного особняка был заброшенный дом. Крикунов купил, достроил, открыл
для посещения.
Коллекцию кружевных изделий собирал по деревням, заказывал кружевницам определенные орнаменты
и рисунки.
Сейчас в коллекции музея представлены экземпляры с более чем 100-летней историей.
За последние 10 лет елецкие кружева экспонировались более чем на 100 международных выставках.
Кружевница Лариса Попова готовится к третьей - персональной.
В городе уже не говорят о возвращении моды на кружево ручной работы – здесь давно гордятся
тем, что Елец стал ее законодателем. За право показывать такие новинки спорят многие
столичные выставочные залы.
http://tmn.fio.ru/works/97x/310/elets.htm
http://www.tvc.ru/AllNews.aspx
|
|
|
|
|
|
Елецкое кружево
Прилетел тополиным пухом,
Зазвенел комаром над ухом,
Целый день до вечерней зари
О любви мне своей говорил…
Убеждал, что он – добрая весть,
Что с ним буду я счастлива здесь…
Только он мне совсем не нужен,
И другой мне на счастье сужен…
Ах, спасибо, бабуля моя,
Что плести научила меня
Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня...
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну,
Молча выплету черный узор -
Не получится наш разговор.
Я подумаю: нет, ты не пух,
Но тебе не скажу это вслух
И не выйду тебя провожать –
Буду дальше любимого ждать…
Он приедет, я знаю, весной,
Работящий, веселый такой!
Буду я в белом платье из кружев –
Мы в сиреневом вальсе закружим…
Ах, спасибо, бабуля моя,
Что плести научила меня
Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня…
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну…
Счастья выплету белый узор -
И получится наш разговор!
Надежда Цыплакова
http://www.laceland.ru/old_lace.htm
|
|
|
|
|
|
Увеличить
|
|
|
|