Поделиться:
Добрый день, дорогие Мастеряне!
Сегодня вновь хочу вернуться к ситцевым узорам, а конкретно постараюсь показать Вам, как у меня рождаются ситцевые узоры, как рисовать схемы, как их читать и как сделать свой собственный ситцевый узор, как приспособить его под свое изделие.
Есть различные ситцевые узоры и множество готовых схем для ситца – в основном они взяты из ткачества, поскольку наши виды рукоделия очень похожи. Но то ли действует закон подлости, то ли я не всегда сама знаю, чего ищу, но из множества схем для плетения, сохраненных мною в Пинах я не использовала, пожалуй, ни одну. Потому как - то раппорт не подходит, то сам рисунок не вписывается в общий замысел. И поэтому как-то, потратив кучу времени на поиск подходящего рисунка, я выключила компьютер и взяла в руки листок в клеточку и ручку. И начала придумывать схемы сама. И настолько увлеклась этим процессом, что мне уже и неинтересно стало что-то повторять – гораздо интереснее придумывать все самой. Предлагаю Вам включиться в этот увлекательный процесс – и, надеюсь, после моего МК Вы сможете сами создавать свои ситцевые схемы. Поскольку в последнее время у меня сплошные ромбы, то и показывать, как я создаю схемы я буду в основном на ромбах. Кое-что по теме ромбов было мною показано ранее https://podjem-tal.ru/node/1073161 , но там я брала готовый рисунок плетения и «списывала» с него схему. Правда, рассуждения о том, как создать свой ромб, там тоже есть, но в этом посте мы пойдем немного дальше. И здесь я предлагаю Вам вместе со мной нарисовать СВОЙ ромб. Каким ему быть – решать только вам! Вариантов – великое множество!
Сразу оговорюсь – в составлении схем для ромбов и некоторых других рисунков нас не интересует общее количество стоек на изделии – ромбы выплетаются обычно на фоне простого ситца, поэтому как такового понятия «раппорт» (повторяющаяся часть (мотив) рисунка(узора)) для нас значения не имеет. Имеет значение количество стоек на фронтальной части изделия, на которой будет сплетен наш ромб. И, поскольку ромб фигура симметричная, надо предусмотреть наличие центральной стойки на этой самой фронтальной стороне (возможны и другие варианты, но чтобы Вас не запутать, мы их рассматривать не будем).
Итак, берем листок в клетку и ручку. Мне в свое время надоело рисовать от руки, тем более я частенько ошибаюсь, исправляюсь и в итоге получается что-то невообразимое. Кроме того, я люблю рассмотреть несколько различных вариантов, а потому приспособила для своих нужд хорошо мне известный Ворд. Просто вставляем там табличку, в которой задаем нужное количество столбцов (в нашем случае это наши стойки) и побольше строк – это будут наши ряды. Возможно использование и программ для составления японских кроссвордов – там все еще проще рисовать, но лично я столкнулась с трудностью распечатки и масштабирования, а потому для сегодняшних наших нужд использую все-таки Ворд.
Отмечаем центральную стойку (голубенькую) и нумеруем наши стойки. Чтобы лучше ориентироваться я начинаю отсчет с центральной – она у меня нулевая – в противоположные стороны. Смело закрашиваем эту центральную стойку в первом (а лучше- втором) ряду снизу. Отсюда и начнется рождение нашего ромба
Допустим, у нас по фронтальной части 11 стоек – крайние стойки я обозначила розовым, чтобы в наших фантазиях не выйти за рамки))))). В следующем ряду мы закрашиваем уже три центральные стойки
А дальше начинаем рисовать лесенку, закрашивая по две клеточки в каждом ряду, каждый ряд смещаем при этом на одну клетку ближе к нашим границам
Проделываем то же самое в другую сторону до крайней стойки
Ну вот, полдела (полромба) уже есть. Дальше, наоборот, закрашиваем клеточки по две лесенкой сходясь к центру, вот так
И встречаются эти «лесенки» так же, как и начинались – три клетки вместе по центру, в следующем ряду – одна центральная клетка закрашена
Для меня, собственно, этого рисунка уже достаточно – закрашенные клетки, это те стойки, на которых трубочка в обязательном порядке проходит ПЕРЕД стойкой. Но, конечно, до и после этих черных прямоугольников трубочка обязательно должна пройти стойку ЗА, то есть если прорисовывать всю схему плетения целиком – это будет выглядеть так:
- черные квадратики – трубка проходит ПЕРЕД стойкой
- белые квадратики – трубка проходит ЗА стойкой
В общем, мы уже получили схему ромба на 21 стойку. Остальная часть изделия плетется простым ситцем (перед 1, за 1) – прорисовывать ее не имеет смысла.
Но лично мне такая схема не нравится – от нее мельтешит в глазах, да и зачем прорисовывать простой ситец там, где трубочка и так логично ложится на свое место.
На примере этой схемы хочу сделать отступление от рисования в сторону плетения. Итак, вышенарисованная схема – это схема, где каждая клеточка соответствует одной стойке в ширину и одной стойке в высоту. То есть на ней мы имеем 11 рядов в высоту и 11 стоек в ширину. Считая минимально возможное расстояние между стойками (имею ввиду от центра до центра стойки) 1 см (из которых 0,3-0,4) –толщина самой трубочки, мы получим, что наш рисунок в плетении будет занимать 10 см в ширину и (считая высоту ряда равной толщине трубочки) всего 3-4 см в высоту. То есть ширина ромба почти в три раза превосходит его высоту! А значит, он получится у нас длинный и не высокий, сплюснутый какой-то…. Некрасивый, одним словом…. Я бы даже сказала – неказистый!
А если еще учесть, что не все могут, как, например, Таня Солнышко, плести на таком расстоянии между стойками, я, например, даже и не пытаюсь, - то соотношение длина-высота получается еще печальнее.
Вот вам пример из «раннего»
На фото выше можно видеть – какие растянутые получились ромбы. И более того, даже на контрастных стойках в этой работе ромб просматривался очень плохо – оттого мне и пришлось уже после окончания плетения выделить его золотой краской.
Итак, уменьшить расстояние между стойками мы не можем – пальцы не уместятся. Но можем увеличить ромб в высоту, если проплетаем рисунок ТРЕМЯ трубочками. В принципе, все такие рисунки ромба видели, и у меня в том числе, но если мы от плетения возвращаемся к нашей схеме, то видим, что та часть схемы, где прорисован фон – простой ситец, теряет смысл. Важным остается только вот такой рисунок – закрашенные клеточки там, где рабочая трубочка проходит ПЕРЕД стоками и вертикальные столбики – где она обязательно проходит ЗА стойкой. Вертикальные столбики нарисовала только для вас, потому как мне лично удобнее работать без них – и так понятно, что прежде чем пройти ПЕРЕД стойкой, трубочка должна выйти ИЗ-ЗА предыдущей стойки.
Обратите внимание на нумерацию рядов слева – теперь каждая клеточка в высоту у нас составляет 3 ряда, то есть примерно 1,2 см в абсолютных числах. Теперь и расстояние между стойками можно несколько увеличить, чтоб нам удобно было плести или, что немаловажно при плетении, например, больших изделий – сделать стойки двойными. Вот этот ромб имеет расстояние между стойками 1,8 см – и при этом не выглядит сильно растянутым
Кстати, если в каждом ряду нашего узора идет три трубочки в высоту, то можно нарисовать и такой ромб, в котором не будет длинных стежков, а рисунок будет прорисовываться только за счет прохождения на одной стойке трех рядов ПЕРЕД
Этот прием я использовала, например, при плетении моей корзины «Лукоморье» - в качестве орнамента по верху корзины. Но, между нами, девочками, мне не очень понравилось, как просматривается рисунок, поэтому я предпочитаю в ситцевых рисунках более классический вариант – проплетение длинных стежков, захватывающих до две стойки.
Этот же прием на фоне простого ситца довольно широко применяется при плетении всяких лесенок – наклонных линий, например, как здесь (фото взято из Пинов, все попытки найти первоисточник потерпели неудачу)
Но здесь, поскольку рисунок идет по всему изделию, уже важно соблюдать раппорт – то есть периодичность повторения рисунка. В данном случае раппорт составляет 6 стоек. Вот схема этого рисунка. Помним, что до и после темной клетки мы плетем хотя бы одну стойку ЗА. За пределами этих ограничений идет простой ситец – перед 1, за 1.
А можно взять свой раппорт, например здесь раппорт составляет 10 стоек
А в своей Жануарии я вообще совместила две лесенки – в одну сторону нарисовала лесенку длинными стежками, в другую – короткими. Раппорт составляет 6 стоек
Вот так это выглядит на изделии
Еще проще - не привязываться к раппорту, а взять и сплести одну наклонную полосу на изделии. Или две . Очень красиво это показано у Нелли Муратовой - https://ok.ru/profile/367270226177/album/442195127809/858657854209
Но – упс!!!!! Что-то сильно я вильнула в сторону. Давайте вернемся к нашим ромбам. Мы закончили разговор о ромбах на фото 9, а теперь пойдем дальше. Допустим, наша фронтальная часть работы, наш фасад дает нам бОльший размах для творчества – раздвигаем границы плетениях аж на 21 стойку! Наш ранее нарисованный ромб будет служить нам ориентиром.
Начинаем рисовать ромб, соответствующий изменившимся условиям обстановки. Начало ничем не отличается от уже показанного
Но смотрим на жизнь шире, проявляем подлинно русский размах – и продолжаем лесенку дальше – вплоть до крайних стоек (их, кстати, тоже можно захватить, а можно, наоборот, немного не дойти до них)
И прорисовываем ромб полностью в соответствии с тем, как я уже описывала ранее – правую сторону симметрично левой, затем ведем «лесенки» навстречу друг другу.
Снова повторюсь – я не прорисовываю это для себя, но Вы должны помнить, что кроме того, что закрашенные клетки – это где трубочка (одна или три – в зависимости от того, какой вариант плетения Вы выберете) проходит ПЕРЕД стойкой, но до этой стойки и после нее рабочая трубочка должна пройти ХОТЯ БЫ ОДНУ стойку ЗА. Что значит «хотя бы одну»? Если мы используем этот узор имея в виду, что каждая клеточка по высоте у нас составляет три ряда, то в одном ряду перед рисунком рабочая будет проходить за одной стойкой, а в следующем – за двумя – чтобы на нужной стойке выйти ПЕРЕД
Ого, как вырос наш ромб! Он уже имеет 19 рядов в высоту, а значит, если мы плетем тремя трубками – примерно 23 см в высоту (я считаю на толщину трубочки в 0,3 см). А ширина его будет колебаться в зависимости от расстояния между стойками от 20 см (если расстояние равно 1 см) до, например, 36 см при расстоянии 1,8 см
Надеюсь, процесс рисования ромбов дал Вам представление о том, что мы можем нарисовать свой ромб в соответствии с тем количеством стоек, которыми располагаем по фронтальной части изделия. Однако порой мы плетем изделие довольно широкое, но невысокое. Допустим, количество стоек по фасаду нам позволяет нарисовать крупный ромб, а высота «не пускает»…. В соответствии с полученными знаниями мы можем тогда сделать несколько небольших ромбов в ряд. Здесь мне не хотелось возиться с созданием другой таблички, поэтому крайние ромбы вышли «урезанными», но, надеюсь, что Вы уже поняли, что мы можем либо «раздвинуть» границы плетения – если у Вас больше стоек, либо сделать ромбы на одну ступенечку меньше – чтобы они точно вписались в наше количество стоек
А может, у Вас будут и не ромбы вовсе, а вот такая ломаная лесенка. Ну не именно такая – а та, которую Вы нарисуете сами в соответствии с тем количеством стоек, которым располагаете (или предполагаете) на Вашей плетенке.
Вот пример аналогичной лесенки на моей корзине из предыдущего поста
А может, Вы сплетете несколько рядов такой лесенки. Да мало ли еще что может быть!
Итак, надеюсь, я смогла наглядно показать Вам, как рисуются схемы ромбов (и не только) под свои нужды. Внутри ромбов может быть простое ситцевое плетение каждой трубочкой отдельно, как здесь
. А можно наполнить ромбы «внутренним содержанием», выстроить друг над другом или рядышком, поиграть с размерами ромбов.
Основной задачей этого поста является научить Вас рисовать схемы ситцевого плетения, в первую очередь схемы различных ромбов для личных нужд. Но на днях в ВК у нас возник вопрос – оказалось, мало нарисовать схему. Многие новички не знают – а как плести по этой схеме. Сколько нужно брать стоек и сколькими трубочками плести. Спасибо Ирине Барышниковой – своим вопросом она заставила меня подумать и вывести несколько простых правил, которыми надо руководствоваться при плетении простого ситца и любого из представленных здесь схем рисунков (я имею ввиду рисунков на фоне простого ситца)
Правило 1. Простой ситец или узоры на основе простого ситца, не предполагающие наличие раппорта, можно плести на любом количестве стоек (см правила 2 и 3).
Правило 2. Если мы собираемся плести на четном количестве стоек – плетем одновременно двумя трубочками вдогонку.
Правило 3. Если на нечетном количестве стоек – одной или тремя рабочими трубочками вдогонку (кому как удобнее).
Лично я предпочитаю плести на четном количестве стоек двумя трубками – пошагово этот процесс показан здесь https://podjem-tal.ru/node/1073161 фото 6-32
Как быть, если наш рисунок предполагает раппорт? По моим наблюдениям, большинство раппортов идет на четное количество стоек. Даже ромб, нарисованный нами на 11 стойках, если мы хотим плести его по всему периметру изделия, составит либо 10 стоек
Либо – если мы по-другому расположим ромбы относительно друг друга, раппорт составит 8 стоек
А потому, продолжая выводить правила, я сформулирую правило, которое распространяется на узоры, раппорт которых составляет ЧЕТНОЕ количество стоек (а, следовательно, и любая кратность тоже будет составлять четное число)
Правило 4 (для рисунков с раппортом, имеющим четное число стоек)
- если плетем на четном количестве стоек – берем кратность раппорту (т.е. для раппорта на 6 стоек это будет – 12, 18.24,36 и т.д) – и плетем в соответствии с правилом 2 – двумя трубочками вдогонку
- если хотим плести одной или тремя трубками вдогонку (некоторым так проще сразу видеть появляющийся рисунок) – то от числа, кратного раппорту, отнимаем одну стойку (в некоторых случаях можно и прибавить одну стойку – тогда при плетении наклонных мы просто получим наклон в другую сторону). То есть изначально количество стоек для приведенного примера будет составлять 11, 17, 23, 35 и т.д. стоек.
Думаю, и для раппортов с нечетным количеством стоек можно вывести свои формулы и правила, но они будут более запутанными – в зависимости от того, будем мы получать «на входе» четное или нечетное число стоек. Изысканиями в этом направлении предлагаю заняться любому желающему, я же, надеюсь, достигла своей цели – показала, что ромбы, как и прочие ситцевые узоры можно «приручить» - чтобы мы не подстраивались под готовые схемы, а могли их создать сами по своему желанию. Что из этого может получиться – предлагаю полюбоваться вот в этом моем посте https://podjem-tal.ru/node/1148284 , уж там я оторвалась на ромбах со всем своим неуемным любопытством и жаждой попробовать «и так, и этак». Так что желаю Вам приятного просмотра, а себе – Ваших добрых слов и критики, если таковая появится, а также вопросов, на которые отвечу с удовольствием и признательностью.
Если Вы заметите какую-то ошибку или неувязку в моих расчетах – обязательно укажите мне на нее. Я такой же человек, как и прочие и могу в чем-то ошибиться или чего-то не учесть.
Надеюсь, если информация окажется Для Вас полезной, Вы напишите мне пару строк. А если будете использовать ее при плетении своих работ, не сочтите за труд упомянуть об этом, а еще лучше – дать активную ссылку на этот пост, как требует того элементарная вежливость и правила этики по отношению к автору.
С уважением и признательностью - Ваша Анфиса.