Автор(ы) | Базылева Екатерина, 11 класс |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | МОАУ ДОД ЦДТ, город Шимановск, Амурская область, Россия |
Материалы | глина, керамические краски |
Педагог | Сергиенко Ольга Николаевна |
Тема работы | 23 марта |
Я очень рада, что появится такой замечательный день календаря - день народного искусства, потому что я с малых лет занимюсь декоративно-прикладным творчеством в студии "Народный умелец". Я хочу представить вам творческую защиту своей коллекции приамурских игрушек.
Перед изготовлением поделок, отражающих самобытность Амурской области, я познакомилась с историей нашей области. Изучила литературу. Меня заинтересовали детские сказки приамурских народностей, иллюстрированных дальневосточным художником Павлишиным.
Исследователь А.П. Окладников говорил о Г.Д. Павлишине: «Для каждой иллюстрации, для любой художественной композиции можно было бы дать строго научный специальный текст. Столь глубоко проник художник в этот большой и далеко еще не исчерпанный исследователями культурно – исторический мир. Павлишин нашел в нем себя и свой собственный творческий стиль, свою художественную манеру, что, увы, дано не многим».
Я рассмотрела иллюстрации к сказкам Павлишина, сравнила их с фотографиями в энциклопедиях и, действительно, в его рисунках тщательно проработана одежда древних народностей, их быт, ремесло. Мне пришла идея слепить животных - героев сказок приамурских народностей в их традиционной одежде.
Из книг я узнала, что оформление традиционной одежды зависело от ее назначения: повседневная, свадебная, праздничная, погребальная, промысловая (для мужчин). Она шилась из разных материалов и по-разному украшалась. До середины 19 века материалом для одежды служила, вырабатываемая домашним способом рыбья кожа, лосиная замша, мех лесного и морского зверя, собачья шкура. Левопольные халаты с разрезами внизу по бокам, ставшие традиционными, привезены из Манчжурии, но происхождение связано с монгольскими кочевниками.
Общим для приамурских народов является своеобразный обычай подготовки изделий к художественному оформлению: они заготавливают впрок вышитые детали для халатов, ковров и других вещей. Делать такого рода заготовки позволяет стабильность покроя национальной одежды. На нее нашиваются готовые детали и к ним добавляются полоски и канты из ткани.
Практически вся одежда приамурских народов отражает миф о сотворении мира. В оформлении национальной одежды часто используются мотивы петроглифов с базальтовых валунов у села Сикачи-Алян, а также изображения животных и растений. К использованию цветовой гаммы приамурцы относятся с большой осторожностью: цвет здесь несет смысловую нагрузку. Например, черный – цвет-оберег, голубой, желтый – цвета мифологического высшего мира. Сочетание цветов красного, черного, белого – символизирует средний мир.
Свои изделия я выполнила из амурской глины. Я постаралась упростить и обобщить фигурки животных. Но вместе с тем, по возможности подробно, повторить народную одежду коренных жителей. Орнаменты процарапывала острой палочкой. Расписывала изделия керамической краской. В образ животных я внесла мягкость, доброту, каждому персонажу придала свой характер. Ворон – строгий, лиса – хитра, лукава; мышка – трудолюбива; лягушка, наоборот, ленивая; кабан – напорист и настойчив. Эти игрушки можно использовать в детском саду для кукольного театра. Дети с дошкольного возраста будут знакомиться с коренными народами Приамурья.
Очень хотелось бы, чтобы день народного искусства праздновали всей страной, ярмарки, гулянки, народные игры, песни и пляски. Да так весело и размашисто, чтобы душа радовалась!