Автор(ы) | 2 курс Бизнес-коледжа |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | ПВНЗ "Европейский университет" г. Камене-Подольский, Украина |
Материалы | краски акварельные, гуашь, кисточки, листы А4 |
Педагог | Гуменюк Мария Валерьевна |
Тема работы | 3 августа |
Добрый день, всем участникам!
Вторая моя работа - День клякс. Как же пройти мимо того, что привлекало меня 20 лет.
По професии я психолог. И кляксы, точнее ассоциации, которые возникают при их рассмотрении - это "золотой материал" для работы.
КЛЯ?КСА - пятно от капнувших с пера чернил, чернильная капля на бумаге.
Тест Роршаха часто используеться в работе психологов для работы с детьми и взрослыми (описание теста ниже).
Вот и я (не отходя от программы ВУЗ (курс "Психологии")), предложила ребятам порисовать:))
Это мои студенты стараються. Для них - это элементарное, смешное и веселое задание. Для меня - информация о них самих.... (я небуду вдаваться в подробное описание каждого рисунка). Далее без комментариев.... Что Вы видите? Какие у Вас возникают ассоциации?
техника - монотипия и ниткография.
Тест Роршаха — психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом (нем. Hermann Rorschach). Известен также под названием «Пятна Роршаха».
Это один из тестов, применяемых для исследования личности и ее нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.
Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884—1922). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.
Изучая самообладание, понимаемое в основном как господство над эмоциями, Роршах использовал чернильные кляксы разных цветов (красного, пастельных оттенков) и разной насыщенности серого и черного, чтобы ввести факторы, обладающие эмоциональным воздействием. Взаимодействие интеллектуального контроля и возникающей эмоции определяет то, что испытуемый видит в кляксе. Роршах обнаружил, что лица, различное эмоциональное состояние которых было известно из клинических наблюдений, действительно по-разному реагируют на цвета и оттенки.
Наиболее оригинальное и важное открытие Роршаха, относящееся к психодинамике, это Bewegung, или ответ, в котором используется движение. Некоторые испытуемые видели в чернильных кляксах движущиеся человеческие фигуры. Роршах обнаружил, что среди здоровых индивидов это чаще всего характерно для тех, кому свойственно богатое воображение, а среди лиц с психическими отклонениями — для тех, кто предрасположен к нереалистичным фантазиям. Сопоставляя содержание ассоциаций-фантазий с тем, что уже было известно об изменениях личности и мотивационной сферы данного индивида, Роршах пришел к заключению, что эти ассоциации эквивалентны содержанию сновидений. Таким образом, оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов.
Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами.
Спасибо за внимание!