Автор(ы) | Крошко Елена Александровна |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | НЧОУ "Наш дом", г.Благовещенск, Амурская обл. |
Материалы | Бумага, клей. |
Сарафан - русская народная одежда в виде платья без рукавов. Изначально сарафан представлял из себя перегнутого вдвое полотнища, позднее у него появились лямки. Первое упоминание о сарафане встречается в Никоновой летописи в 1376г. Повсеместное распространение получил в XVII веке. Слово "сарафан", в переводе с иранского - полностью одетый, созвучно слову "сари" в санскрите - что означает - кусок ткани. Сарафан являлся принадлежностью женского костюма. По сарафану можно было судить о социальном статусе его обладательницы. Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи, сарафана, пояса и передника. Позже сарафан стал принадлежностью не только девичьего, но и женского костюма.
Характерным покроем сарафанов из шелковых узорных тканей русской фабричной работы второй половины XVIII в. являются косые клинья, вставленные по бокам двух прямых полотнищ ткани спереди и одного центрального полотнища на спине. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Этот тип сарафана получил название „косоклинный распашной" (клинник, китаешник, кумашник, ферязь, саян и др.). Пуговицы служили своеобразным оберегом и служили для отпугивания нечистой силы, чаще всего сама застежка была декоративной.
Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Девушки предпочитали яркие и красивые расцветки, женщины постарше носили темные синие или черные одежды. Девичий костюм дополнялся кокошником из ткани, украшался лентами, цветами. Бытовала традиция девичьих смотрин, когда девушки одев самые красивые наряды выстраивались в ряд и ходили кругами, данная традиция называлась хороводом.
Самым выразительным и разнообразным элементом женского костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст, социальное положение, происхождение женщины. Существовало четкое различие между женским и девичьим головным убором. Голова замужней женщины всегда была покрыта, считалась страшным оскорблением - сорвать в головы убор, это значило опозориться (опростоволосится) перед всей деревней. Девушка могла ходить с непокрытой головой, с распущенными или заплетенными в одну косу волосами. Самым распространенным головным девичьим убором являлся венец - узкая полоса металла или яркой материи, охватывающая голову и скрепляющаяся или завязывающаяся на затылке. Более сложный, богато украшенный венчик назывался коруной. Твердый венец в виде выпуклого обруча с прорезным узором. На свадьбу девушка одевала кокошник головной убор полностью покрывающий голову. Высота и узоры головного убора могли многое рассказать о своей хозяйке.
Пример русского костюма мы видим на картине художника - певца русского быта Маковского К.Е. "Барышня у окна"
Закладки сделаны на основе японских куколок https://podjem-tal.ru/node/337472