О мастере

 11 из 94 
Тип работы

Словотворие О мастере

В избранных: 1

Поделиться:

Дао мастерства

 

- Не писатель я, Акоп, не знаю красивых слов, но кто в работу душу вкладывает, тот в своем деле поэт. Хороший пастух – поэт, хороший кузнец – поэт, хороший сапожник – тоже поэт!

- А плохой?

- Сапожник и есть сапожник, что с него взять!

“Ханума”

 

К своим 24 годам я переувлекалась и перезанималась много чем - танцы, шахматы, тхэквондо, различные направления рукоделия - от выпиливания лобзиком и выжигания во втором классе до вязания на спицах. Хоть и очень плохо, но играю я на пианино, гитаре (зато виртуозно на нервах близких :D), пишу стихи и такие вот заметки, делаю фотографии и снимаю видео. Умею кататься на коньках, лыжах и сноуборде. Но ни в одном занятии я не чувствую себя уверенно, не чувствую себя мастером.

 

Мне не столько интересна этимология слова мастер, сколько то, что за этим понятием стоит. Я даже спрашивала, что думают об этом другие люди. Теперь вот пишу свои мысли.

 

Спроси каждого из нас кто такой мастер - я уверена - все мы назовем конкретных людей. И их будет не так уж много. Возможно, мы не сможем объяснить разницу, но интуитивно мы довольно ясно понимаем, что есть человек, делающий свою работу плохо или хорошо, а есть мастер. В чем же эта разница?

 

На ум сразу же приходит, что мастер любит то, чем он занимается, он до мелочей разбирается в своем деле, у него есть вкус и чувство стиля.

 

Мои размышления над понятием мастерства начались, когда я пыталась связать свой первый шарф. Дело шло из рук вон плохо, руки не слушались, терпения уже никакого не хватало. Кто там говорил, что вязание расслабляет?! Ничего подобного, собственно, как и любое другое непривычное для вас занятие.

 

Ведь сначала вы учитесь базе. Базовые элементы, базовые движения. В этой тренировке нет ничего интересного, простое повторение одного и того же. Вы рассыпаете ваше занятие на тысячу мелких деталей, пытаетесь выполнить один элемент, потом переходите к следующему и так до бесконечности. Иногда никакого терпения не хватает, потому что ни красоты, ни ощущения полета это не доставляет. До тех пор, пока мозг или тело не запомнит необходимые элементы настолько, что вам будет казаться, что вы делаете все автоматически и бессознательно. Когда вы овладеваете ими на таком уровне, что можете свободно комбинировать, добавлять свои идеи, вот тут уже чувствуете восторг, вдохновение и красоту. Я думаю, что мастерство начинается здесь. Но важно то, что разобрав работы других на детали и научившись их выполнять, мастер создает свое абсолютно целостное произведение.

 

Принцип целостности один из важнейших элементов моего любимого восточного учения - даосизма. Звучит он по-китайски “Пу”, а в переводе что-то вроде “необработанный кусок дерева”.

 

Смысл выражения «необработанный кусок дерева» в том, что все предметы изначально, в их нетронутом природном состоянии обладают собственной внутренней энергией, которая легко утрачивается, когда их трогают слишком часто и бесцеремонно.

“Дао Винни-Пуха”

 

Мне кажется, что особенность мастера в том, что возникнув из пустоты, его творение мало того что целостно, но еще и наполняется внутренней энергией. Когда в музыке вы слышите не ноту ля или си бемоль, а шелест листвы или волны океана, чувствуете восторг или ледяной страх, сковавший горло. Когда, стоя перед картиной, вы обсуждаете не качество красок или композиции, а те эмоции, которые она заставляет вас испытывать. Самая яркая аллегория, что приходит на ум - оживший каменный цветок в руках Данилы-мастера (!).

 

Не менее занимательна внутренняя природа мастера, которая все также подвержена принципу Пу. Сложно представить, что такой человек будет хитрить, изворачиваться, пытаться нагреть руки или надуть кого-нибудь. Ведь мастерски выполненная работа, это даже не столько вопрос денег или признания, он просто не сможет по другому, есть какое-то внутреннее мерило уровня работы и ответственности. К тому же, для мастера нет понятия потолка, он всегда учится чему-то новому, глядит под разными углами на свою работу и пытается делать все лучше и лучше.

 

Еще один интереснейший момент - способ познания мира. Я помню как-то откликнулась на мысль, что, по сути, неважно чем ты занимаешься, любое занятие преподает тебе любопытнейшие жизненные уроки, надо только уметь их распознавать и принимать. В то время я воевала с акварелью и помню, что вывела минимум три урока, которые можно использовать и в жизни. Ведь можно все время кидаться из крайности в крайность, занимаясь всем подряд, но так и оставаться поверхностно осведомленным, а можно погрузиться в суть своего дела и извлечь оттуда очень много мудрости.

 

И вновь обращаясь к дао: погружаясь в свое занятие, уже не так активно задействуя сознание на мелочах, мастер все больше обращается к своим мыслям, можно сказать он медитирует или ловит дзен, мне же нравится мысль, что он возвращается к своей внутренней природе, становясь тем самым куском необработанного дерева, целостной частью общего мироздания.

?