Автор(ы) | Шашкова Ольга Викторовна |
Возраст | старше 16 |
Учебное заведение | Чебоксарский экономико-технологический колледж |
Место жительства | г. Чебоксары |
Материалы | Краски акриловые, лак акриловый, фанера толщиной 8 мм, кисти |
Габариты | 297х400 мм |
Тема работы | Символы воды, традиции и культура |
Узоры хохломской росписи знакомы многим с детства. Хохлома — старинный русский народный промысел, появившийся в XVII веке в селе Хохлома Нижегородской области. Традиционная роспись выполняется по дереву, чаще всего используют липовую заготовку "белье".
В хохломской росписи преобладают три основных цвета – это черный, красный и золотой. В росписи применяются масляные краски. Особая технология изготовления и обжиг в печи позволяет создавать изделия, которые не портятся от горячей пищи. Дерево приобретает свойства керамики.
Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы грунтовались раствором глины, покрывались олифой и порошком олова, по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла и закалялись при высокой температуре в печи.
Выделяют росписи:
- верховую - когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок;
- криуль - основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки, красным и черным цветом;
- под фон - сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым.
Виды орнаментов:
- «пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
- «травка» - узор из крупных и мелких травинок;
- «кудрина» - листья и цветы, птицы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.
Есть еще новые направления, основанные на технике хохломы. Это Липецкая и Вологодская хохлома. Вологодская отличается тем, что фон у неё не золотой, а серебряный, и по нему идет узор голубого цвета. Вологодскую хохлому часто называют «Северная хохлома». Северяне, отменив покрытие олифой, получили на выходе из печи серебряный, морозный, вологодский оттенок.
Скромные цветы переплетаются с причудливыми травами, как и в традиционной хохломе. Но среди них рассыпаны настоящие северные ягодки: голубика, черника, клюква.
Свою работу я попробовала выполнить по мотивам "Липецкой хохломы":
Роспись выполнена акриловыми красками на фанере размером 297х400 мм синтетическими кистями. Необходимые цвета - белый, черный, красный, золотой, голубой. Также для окончательной отделки использовался лак акриловый.
На первом этапе выполнен эскиз простым карандашом на формате А3 и перевод рисунка на фанеру.
Покрытие элементов узора золотой краской и фона черной краской.
Следующий этап прорисовка черной краской - травинки, скобочки, точки и капельки.
Прописка красным цветом,
белым цветом.
Мотив росписи - золотая рыбка, символ благополучия и удачи:
С XVIII века в Липецкой области изготавливают посуду и предметы быта из дерева, украшенные росписью. Процесс этот очень сложный и долгий. Чтобы сделать, например, разрисованную орнаментом деревянную ложку, требуется больше 2 месяцев. Липецкая роспись напоминает хохломскую, поэтому ее часто называют «Липецкая хохлома». Роспись яркая, сочная, вызывающая хорошее настроение, радость.Художники отошли от традиционной хохломской росписи и стали применять больше цветов, включающих в себя все тона спектра, в том числе лазурный, пурпурный и белый.
Фон также может быть не красным, черным или золотым, как в традиционной хохломе, а например, зеленым или синим. Если приглядеться и сравнить, видно: рисунок хохломской росписи – более плоский, а липецкий узор стремится к объему – используются цветовые переходы, тени по краям рисунка, контуры, блики. Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев.
В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных. Характер орнамента называют «парчовым», а еще один важный элемент росписи — колосок пшеницы, символ благополучия.
Липецкие мастера разработали особый способ росписи "по текстуре", когда фоном служил естественный цвет дерева. А также начали расписывать тульские металлические самовары.
Своей работой я хотела познакомить Вас не только с традиционной хохломой, но и новыми видами хохломы. Очень часто мастера в сюжетах хохломской росписи использовали мотив жителей водной стихии - золотых рыбок, золотого карпа не только в фоновом письме, но и в верховом.
Ооооооооооооо, какая красота! Золотые рыбки великолепно смотрятся в золотой хохломе! Чудесная работа!
ВАУ! Шедеврально! Рыбки- чудо!Удачи!
Как красиво и гармонично!!!
Какая красота! Глаз не отвести! Браво!
Великолепная работа!
ШЕДЕВР!!! Бесподобно!!!
Очень красиво? ?
Шикарно!! Замечательно!!Победы!!!!
Какая красота! Сплошной восторг!
Здорово!Впечатляет,восхищает!
Вааааау!! Какие восхитительные золотые рыбки? Спасибо за рассказ про виды росписи, очень увлекательно
Восхитительная работа!
Спасибо за удовольствие..очень красиво и интересно.