Поделиться:
Когда мы слышим приставку «анти», обычно вспоминаем её значение «против». Возникает впечатление протеста, несогласия, желания отстоять своё мнение. Но антикафе «Хорошее место» в Ижевске вносит новые смыслы в это понятие. Это кафе, где оплачиваются не блюда, а проведённое время. «Хорошее место» может стать уютным домом для тех, кто в нём оказывается. Антикафе делится на несколько комнат. И в каждой из них – собственный интерьер, непохожий на остальные. Переходя из одной зоны в другую, можно путешествовать по разным культурам. Это может быть торжественная обстановка с мягкими диванами и бархатистой фактурой. Сверхсовременный интерьер, напоминающий космический корабль в фантастическом фильме. Готический стиль в тёмных тонах. Карта путешествий, придающая сходство всей комнате с кают-компанией. Минималистичный стиль японского интерьера, вмещающий в себя яркость изображений из аниме и мягкого пледа на диване. Буйство красок в комнате, вход в которую лежит через дверь шкафа – Нарния «Хорошего места». Всё это есть в одном помещении кафе.
Посетители с разными интересами могут выбрать такую зону отдыха, которая вдохновляет их воображение. Но всех посетителей объединяет зона кухни. Здесь можно выпить чаю или кофе и полюбоваться на посуду, отражающую дизайн классических и современных мультфильмов. Когда мы выпьем горячие напитки, мы сами решим, в каких национальных традициях проходило наше чаепитие. Кому-то застолье в «Хорошем месте» напоминает горячий шоколад из романа «Шоколад» и чай из рассказа «Завтрак у "Теско"», описанные Джоанн Харрис. Также в «Хорошем месте» проводятся китайские чайные церемонии. Антикафе «Хорошее место» стало площадкой для международного чаепития.
Также «Хорошее место» – концертная площадка, зона отдыха и новых знаний. Здесь можно душевно спеть на квартирнике, весело отпраздновать Хэллоуин, наполниться звуками джазовых мелодий. И поиграть в настольные игры, которые составляют целую игротеку на полках антикафе. Коробки с настольными играми, украшенные рисунками – ещё одна деталь дизайна «Хорошего места».
Можно ли видеть в слове «антикафе» значение «против»? У жителей Ижевска возникает мысль, что такое значение может присутствовать, если понимать его так, что «Хорошее место» противостоит рутине и упадническому настроению. Если прийти в разноцветные и тёплые комнаты «Хорошего места», скучать точно не придётся. Это творческая кухня, где мы всегда можем наполниться яркими и креативными идеями. Но при этом каждый поймёт сам, как продолжить своё творчество уже в пределах городской жизни. Надеемся, что радость, полученная в «Хорошем месте», будет передаваться всем, с кем окажутся рядом посетители антикафе.
Героиню рассказа Джоанн Харрис «Завтрак у "Теско"» Шерил часто заталкивали в рамки «обыкновенной современной девушки», у которой должна быть «нормальная жизнь». Может быть, Шерил никогда не хотела «нормальной жизни». Но она оказалась в ситуации, когда не встретила понимания. «Мы из низкого социального слоя, и не надо присоединяться к людям, которые пьют чай в английских традициях». Возможно, Шерил мечтала быть как те, кто пьёт чай в английских традициях, потому что только у них и есть настоящая жизнь. Она хотела быть ученицей, занимающейся актёрским мастерством в то время как другие дети бегают во дворе. Задумывалась о том, чтобы её сделали творческим человеком. Шерил столкнули в яму. Могут ли у неё появиться какие-то новые стремления, если дать ей почувствовать себя английской леди за чайным столом?
Джоанн Харрис
Завтрак у «Теско»
Две порции поджаренного белого хлеба, клубничный джем, кекс с изюмом к чаю и чайничек «эрл грея». Это мой обычный заказ. Шерил сразу приносит его на моё место у окна, и молоко подаёт как следует, в молочнике, – терпеть не могу эти пластиковые одноразовые порции – и два кусочка сахара на блюдце, в бумажной обёртке.
Чай от «Хорошего места» с бутербродами
Бутерброды с колбасой и яйцами
4 куска хлеба, икра «Санта Бремор» с лососем или креветкой, 1 варёное яйцо, 2 куска колбасы.
Нарезать хлеб. Намазать икрой. Разрезать варёное яйцо на четыре части. На два куска хлеба положить по одному куску колбасы. На два куска хлеба положить по два куска нарезанного яйца.
В романе Джоанн Харрис «Шоколад» 1999 г. затронута тема матерей и дочерей. Можно сказать не о матерях и дочерях, а вообще о конфликте поколений. Это могут быть учителя и ученики, сёстры родителей и племянницы, знакомые взрослые и дети, хотя бы соседи. Не надо думать, что во всём виноваты только матери и дочери. У нас есть разные люди, которых мы считали важными и которые оказали на нас влияние. Пример старшего поколения рядом с младшим часто выглядит притягательным. Или это просто единственный пример, который сейчас видит младшее поколение. Но, если мать выбирает для себя определённый образ жизни, означает ли это, что он подойдёт дочери? Возможно, кто-то будет утверждать, что это придуманные истории, где интересы дочерей не понимают матери, и что так не бывает в жизни. Интересно, куда же это всё делось? Семьи часто страдали от этого, а теперь оказалось, что всего этого нет? Возможно, их непонимания унёс ветер.
Можно вчитаться в текст романа. Насколько легко было бы каждому, если бы с ним разговаривали так же? «Ты сама выбираешь себе семью». Говорит ли эти слова человек, который в действительности мог выбирать что-либо сам? Мать Вианн выбрала часто менять место пребывания и не привязываться к географии и к социуму. Ведь эта судьба тоже создаёт законы, которым нужно подчиняться. Вианн принимает на себя судьбу матери и становится такой же странницей. Её не всегда понимает социальная жизнь, даже если бы Вианн согласилась в неё вписаться. Кто и откуда может знать, почему Вианн оказалась без единомышленников? Может быть, проблема была не в ней? И кто имеет право давать этому оценку? Вианн создаёт магию и в приготовлении шоколада, и в гадании. В земной жизни она рассталась с отцом дочери Анук. Но вряд ли кому-то понравилось бы, если бы их оценивали, не зная точно, что могло произойти и как себя чувствовал человек. Никто не имеет права забрасывать человека грязью из-за его жизненных ситуаций. Вианн, скорее всего, не ведьма из пряничного домика. Она творец, создающий собственный мир, который мог бы встретиться с окружающим миром. Возможно, судьба странницы сложилась у Вианн не по вине её матери. Иногда предсказательница хотела бы отстраниться от своего дара и всего, что ему сопутствует. Возникает следующий вопрос: нужно ли было отказываться от этого? Создательница шоколада могла бы удержать свой талант в пределах магазина. Если бы для гармонии с собой и окружением нужно было именно это.
Джоанн Харрис
Шоколад
Сегодня шоколадная открыта, как всегда. Только до обеда – вторую половину дня проведу с Анук, – но утром в церкви служба, и на площади будет народ. Вновь воцарился унылый февраль: холодная морось выкрасила мостовые и небо в цвет старой оловянной тарелки. Анук за прилавком читает книжку с детскими стишками, следя за дверью вместо меня, пока я готовлю на кухне mendiants – «нищих»; они так называются потому, что в стародавние времена ими торговали на улицах бедняки и цыгане. Это моё любимое лакомство – кружочки чёрного, молочного или белого шоколада, а сверху тёртая лимонная цедра, миндаль и пухлые ягоды изюма сорта малага. Анук любит белые mendiants, a я предпочитаю чёрные, из лучшей семидесятипроцентной шоколадной глазури… Приятная горечь неведомых тропиков. Моя мать и это бы презирала. И всё-таки я тоже творила волшебство.
Кофе от «Хорошего места» с цукатами или сухофруктами в шоколаде
Цукаты или сухофрукты в шоколаде
400 г шоколада, 200 г ассорти цукатов или сухофруктов.
Разломать шоколад на кусочки. Разогреть на пару или в микроволновой печи.
Добавить в горячий шоколад цукаты или сухофрукты.
Перемешать.
Оставить шоколадную смесь застывать.
После того, как шоколад застынет, разломать или нарезать на кусочки.
Фильм Лассе Халльстрёма «Шоколад» 2000 г. (Великобритания, США) отражает сюжет одноимённого романа Джоанн Харрис. Или создаёт собственную версию того, какие приключения ожидают главную героиню романа Вианн в исполнении Жюльет Бинош. Вианн долгое время не может найти себе комфортное географическое местоположение или микрогруппу. Это происходит потому, что она не понимает, по какому поводу рядом с ней должно собираться окружение. Раньше Вианн оказывалась в разных странах потому, что людей, подобных ей и её матери, воспринимали как предсказателей-кочевников. Рядом с такими предсказателями собирались желающие заглянуть в судьбу. Это может нравиться или не нравиться, но так жили обе стороны. Магия становилась поводом для деятельности. Сейчас Вианн приглядывается к тем, кто собирается по другой причине – когда люди объединены общим делом. Но это не столько повод заявить о своём таланте. Скорее это спокойное понимание того, что нужно достичь какого-то результата. И обращать внимание на качество работы, а не на душевное волнение, которое сопровождает деятельность. В этом тоже нет ничего плохого. Те, кто умеет работать целенаправленно, доходят до цели медленно, но верно. Вианн чувствовала эйфорию, когда делала что-то ради волшебства. Теперь она думает, могло ли это помешать создать бытовые условия? Может быть, и нет. Возможно, когда мы становимся опытнее, выходит из моды ситуация, в которой мы занимаемся деятельностью, потому что очаровались её создателем. Ценностные ориентации меняются. Раньше Вианн предлагала свою магию тогда, когда хотела расположить к себе тех, кто вызывал интерес. Сейчас предлагает то, что подходит под чьё-либо меню, когда есть повод предложить. Вианн может знать про себя, что это ценное для неё творчество, выражающее душевные порывы творца. Но Вианн предлагает это для проведения праздников будто бы как часть официального плана. Она уже может вплести какую угодно магию в бытовую жизнь провинции. В ней проснулась создательница уютной кухни. Сейчас, когда Вианн занимается созданием кондитерских изделий в основном одна, без постоянных партнёров, она – хозяйка шоколадной. И всё-таки предсказательница, живущая в ней, ждёт повода, чтобы выйти к окружающим. Колдовские чары способны привлечь как графа, хранителя исторических ценностей (Альфред Молина), так и бродячего авантюриста (Джонни Депп). Каким же будет результат приготовления шоколада?