Автор(ы) | Осипенко Г.Т. |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | г. Архангельск |
Материалы | Ткань, лента, тесьма, пряжа, нитки. |
Тема работы | 23 марта |
Вот такие куклы у меня смастерились. Каргопольская кукла и архангелогородская столбушка.
А это было вначале. И где-то здесь невидимо "присутствуют" нитки (обычные швейные), ножницы и иголка.
И работа началась. Холстину распустить до середины, выдергивая нити основы. Затем свернуть из нее тугую скатку.
Одеваем нашу куклу, заплетаем косу наша архангелогородская Столбушка готова.
Увлеклась изготовлением и забыла фотографировать. Поэтому любуемся сразу готовой.
А теперь теперь вместе новые (в центре) и старые (по бокам).
Тряпичные куклы – это одна из древнейших игрушек, которая сохранилась и по сей день. Таких куколок делали наши бабушки и прабабушки. На все случаи жизни была куколка. В каждом доме насчитывалось около ста разновидностей кукол, которые бережно передавались из поколения в поколение. Первую куколку для ребенка мастерили еще до его рождения. Иглой и ножницами обычно не пользовались, чтобы жизнь ребенка была «не резанная не колотая». А лиц не рисовали, чтобы не присвоить личность определенного человека. С 7-8 лет девочки начинали самостоятельно мастерить кукол. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали кукол.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд.
Обряды заплетания и расплетания девичьей косы являются значимыми элементами традиционной русской свадьбы. На севере России девочки обыгрывали свадебные обряды с девичьей косой, заплетая и расплетая косы архангелогородским Столбушкам. В день перед венчанием подруги невесты заплетали невесте косу – символ ее девичества – под ее причитания. Утром в день вечания с приездом в дом жениха сваха выкупала «косу невесты».
Сваха укладывала на тарелку ленту из косы невесты, кусочек хлеба и деньги и передавала младшей сестре невесты.
Удивляют наряды каргопольской бабки,не характерные для неброского традиционного одеяние жителей Архангельской области. Они несут на себе отпечаток наследия образа покровительницы женского рукоделия и супружества – богини Мокоши, культ почитания которой под влиянием христианства превратился в поклонение святой Параскеве Пятнице. Лик святой озарялся очерченным нимбом широкого солнечного диска.
На севере России культ Параскевы Пятницы связывался с обрядностью поклонения воде. Над святыми источниками устанавливались образы Параскевы, колодцы и другие чистые источники украшались куклами.
Каргопольскую куклу, как образ покровительницы женских рукоделий, в отличие от большинства кукол, сшивают иглой.
( Использованный источник : Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: "Паритет". 2003.)
Прекрасные куклы! Но вы невнимательно читали условия конкурса! Название работы - это название праздника! Внесите изменения, чтобы работа была опубликована. И текст очень большой...
Действительно, читала оказывается не внимательно. Спасибо за советы, замечания учла и внесла изменения.
Очень красивые куколки!!! Яркие и нарядные. Я тоже люблю шить таких красавиц, веет от них какой то стариной особенной.
Очаровашки!