Автор(ы) | Шаталова Маргарита, 7 класс. |
Возраст | 12—15 лет |
Учебное заведение | Объединение "Мастерилка" МБОУ ДОД Станция юных натуралистов Красногвардейского района Белгородской области, руководитель педагог дополнительного образования Крамарева Елена Ивановна |
Материалы | мулине различных оттенков, пяльцы,иголка. |
Педагог | Крамарева Елена Ивановна, педагог дополнительного образования, руководитель объединения "Мастерилка" |
Тема работы | 4 января |
Из
истории…
Вышивка — это украшение различных материалов или уже готовых изделий сюжетными
рисунками или орнаментом, выполняемых вручную (или машинным способом) при
помощи иглы цветными нитями, бисером и т. д. В разное время вышивальщицы
использовали для работы льняные, конопляные и хлопковые нити, шерсть, щелк,
волос, бисер, драгоценные камни, ракушки и даже монеты. Орудием вышивания в
зависимости от уровня развития цивилизации были каменное шило, костяные,
бронзовые, стальные и позолоченные иглы. Причем переход от примитивных орудий
труда к более совершенным привел к изменению способов вышивания, появлению
новых приемов, расширению границ используемых рисунков и орнаментов.
Вышивка всегда тесным образом была связана с природой, бытом и трудом человека.
В ней нашли отражение не только представления об окружающем мире,
художественные пристрастия, но и национальное своеобразие.
Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI-V
веками до н. э. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для
вышивки послужили шелковые ткани, рисунок выполнялся волосом, шелком-сырцом,
серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство этой страны оказало
огромное влияние на рукоделие Японии, России и других стран.
Истоки русской вышивки.
На Руси исконно вышивка была одним из самых любимых видов рукоделия. Все
женщины от мала до велика владели им в совершенстве. Это было связано не только
со стремлением русского народа к красоте. В основе вышивки заложены стародавние
обычаи и обряды. Особенно это касается вышивания крестом. Крест всегда
рассматривался русичами как оберег, который способен защитить от нечистой силы,
дурного глаза и прочих напастей. Вооружившись обычной иглой, мастерицы
превращали простую ткань в настоящее произведение художественного творчества.
Археологами доказано, что на территории Древней Руси уже существовало и
развивалось вышивальное искусство. Находки, относящиеся к IX-XII векам, служат
бесспорным тому подтверждением.
В языческие времена основными изделиями, которые украшались вышивкой, являлись
полотенца, простыни, скатерти, занавески и различные покрывала. Кроме того, мастерицы
вышивали замысловатые узоры на рубахах, сарафанах, головных уборах. Широкое
применение вышитые изделия нашли не только в быту, но и при проведении
различных ритуалов. Свадебные наряды жениха и невесты, полотенца,
предназначенные для убранства капищ языческих идолов, могильных крестов и
священных деревьев, обязательно украшались вышивкой. Помимо этого, мастерицы
создавали декоративные миниатюры, где отображали природные пейзажи, бытовые
сюжеты и т. д.
После прихода на Русь христианства вышитые изделия приобрели новое значение.
Украшать вышитыми полотенцами стали окна, иконы и зеркала. На всех значимых
праздниках — таких, как рождение ребенка, крестины, венчание и т. д., — в
качестве необходимого атрибута выступали работы рукодельниц. Существовало мнение,
что вышитые изделия (особенно вышитые крестом) обладают защитной силой.
"Вышивка крестом", автор
Аристамбекова Н.Е.
Художественная гладь
Листья и цветы в узоре –
Значит, гладь освоим вскоре,
Потому что как живой,
С ней рисунок будет мой.
Даст иллюзию объёма
Переход от тона к тону,
Принцип вышивки таков:
Брать не меньше трёх тонов.
Направление стежочков –
Прямо к центру лепесточков,
Покороче – подлинней,
Светлый край, внутри темней.
В листике стежки по жилкам,
Сверху – яркие прожилки,
Тёмный цвет у стебельков,
И узор совсем готов!
Евгения
Краснова.
Сказка « Три нитки»
Заспорили как-то
три цветных нитки, какая из них важнее при вышивании полевого цветка. И хотя им
было не впервой диковинный рисунок создавать, да спор получился на удивление
жарким.
– Вот я, нитка
красная, – сказала первая, – на свете самая прекрасная, для глаза самая
заметная, и цветку без меня никак не появиться.
– Подумаешь,
невидаль какая, – не согласилась вторая, – вот я, нитка жёлтая, во всём самая яркая,
самая гордая, и цветок без меня вовсе не воздушный получится.
– Ну, что вы
делите, – возразила третья, – ведь я, нитка зелёная, самая устремлённая, самая
сочная, и цветок без меня просто блеклым выйдет.
А в это время
острая швейная игла, прочистив своё игольное ушко от прежних ниточных паутинок,
задумчиво вздохнула и коротко произнесла:
– Ну и дела.
Ведь было
очевидно, что эти три хвастуньи ничего не смогут вышить без ловкой иглы, и без
неё они всего лишь три разноцветных хвостика. А задирать свои носики очень
плохо, если за хвастовством не последует ничего удивительного, ничего
радостного.
Но только её тихий
вздох не услышали шумливые спорщицы. Каждая из трёх ниток, как ни в чём не
бывало, продолжала настаивать на своём.
– Я самая
праздничная, – убеждала красная, – в оттенках очень разная, с меня небесная
радуга начинается, и в цветке я всегда на самом виду.
– Как ты не
внимательна, – отвечала жёлтая, – твой восторг обманчив, это я пыльцой
просыпана по всему цветку, это мои искрящиеся золотиночки весьма привлекательны
и тонкими прожилками вытканы по нежным лепесткам.
– Подумаешь, –
фыркнула зелёная, – да без меня не появится листочков, и утренней росе не будет
во что наполнять свои живительные запасы, а без влаги не произойдёт чудного
превращения – не родится ароматный нектарный вкус цветка.
Лежащим на столе
ножницам было всё равно, какую из ниток заправлять первой в круглое игольное
ушко, но они всё-таки попытались вмешаться в спор пёстрых хвастуний:
– Увижу ль лучшего
из рода выскочек на своих острых кончиках, чтоб поубавить прыти у глупых ловцов
удачи. Укорочу-ка я вашу длину, чтоб не шумели по пустякам.
И тут же три
нитки, как по команде, притихли: быть короче не хотелось ни одной из них,
потому что тогда они не смогли бы обильно царствовать на вышивочном полотне, да
им просто не хватило бы краски для завершения художественного узора.
А тем временем
задумчивая игла продолжала рассуждать про себя, не обращая внимания на обещание
ножниц:
– Ведь с одной из
ниток я бы смогла прославиться. С красной – красой неслыханной блистать, с
жёлтой – стать мечтательной и богатой, а с зелёной – быть вечно молодой.
Но её рассуждения
неожиданно прервал тихий мягкий голосок, идущий с правого края стола. Там
лежали пяльцы. Они бы никак не посмели претендовать на роль самой главной части
будущего цветка, но сказанное ими вслух оказалось очень важным:
– Увы, не спорьте
зря. Вклад каждого важен, и цветок не вырастет сам по себе. Например, создавать
красоту придётся на чистом лоскуте ткани, который и станет настоящей цветочной
поляной. А прочно удерживать края такой поляны сможем лишь мы, пяльцы. Вольно
же пробежаться по ней ниткам поможет игла, а меру игривому колориту зададут
справедливые ножницы. Все мы должны прикоснуться к будущему рисунку, но самым
важным и самым прекрасным остаются всё же руки мастерицы, которая вышьет наш
дружеский цветок.
Подумали три нитки
о сказанном и решили, что если не спорить, кто из них важней, то труд всегда
увенчается успехом, и строгих ножниц тогда бояться не придётся.
Автор — Михаил Зайченко.
Вышивка великолепна, молодец! Я бы посоветовала переделать первое фото. За счёт того, что фотографировали под углом сверху видны уголки стола, а снизу часть работы срезалась. В случае победы, в левом верхнем углу будет стоять дата и прикроет часть вышивки. Информацию о празднике надо дать кратко, как она будет в календаре.
Спасибо! Учтем Ваши пожелания.
очень красиво! молодец!
Спасибо!
Такие милые котята!!!!
Огромное спасибо!
Котята - прелесть!
Огромное спасибо!
Какие милые котята! Удачи в конкурсе!
Огромное спасибо!!!!!!!!
Прекрасные и очаровательные котята. Удачи тебе, Маргарита!
Спасибо!
Очень красиво! Удачи!
Спасибо!