Автор(ы) | Коробейникова Марина Алексеевна |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | МОУ "Журавская СОШ" Прохоровского района Белгородской области |
Материалы | цветные нитки, крючок, гофрированная бумага |
Тема работы | 21 марта |
КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ.
В театральных спектаклях современного периода в качестве куклы-действующего
лица может выступать практически любой предмет, «оживленный» актером – от
бытовой вещи (флакон из-под духов, старая игрушка, веер, цветок и т.д.) до
специально изготовленной бутафором. Существуют и специфические виды кукол,
конструкции которых разработаны специально для театральных представлений.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ТЕАТРАЛЬНОЙ КУКЛЫ
Первые исследования о происхождении
театральной куклы были предприняты в 19 в. Французский писатель Ш.Нодье в1842
выдвинул гипотезу «детского» происхождения куклы. Согласно Нодье, первую куклу
изобрела «Первая Девочка» в силу своего материнского инстинкта; эта кукла стала
прообразом марионетки, а ее взаимоотношения с девочкой – прообразом всего
театрального искусства. Несколькими годами позже археолог Ш.Маньян выдвинул
альтернативную гипотезу: театральная кукла возникла благодаря попыткам человека
«оживить», сделать подвижным изображение бога. Обе гипотезы вызвали
многочисленные дискуссии и споры. Но лишь в 20 в. развитие культурологии
позволило внести в них существенные коррективы и переложить основные акценты на
обрядовые корни возникновения куклы, – как и театра в целом.
Обращаясь к изучению ранних обрядов,
первобытного мышления, мифологии, исследователи установили, что кукла, несмотря
на ее кажущийся «игрушечный» характер, – это существо хтоническое, то есть,
связанное с иным, потусторонним миром. Практически у всех народов (славянских,
африканских, азиатских, древне-европейских, австралийских, североамериканских
индейцев и т.д.) кукла изначально принадлежала к миру умерших или к миру духов,
в ней отражались взаимоотношения с ушедшими предками; ей разрешалось делать то,
что не дозволено делать здесь, в мире живых. Эта принадлежность к «иному» миру
подчеркивается внешними признаками кукол: они гротескны, зачастую уродливы,
традиционно трех- или четырехпалы, «разговаривают» странными пронзительными
голосами (что достигается с помощью специального приспособления – пищика).
Напомним, что в архаическом мышлении именно уродство, ненормированность
считались признаками иного, потустороннего мира (отголоски этого мы видим в
более позднем традиционно-сакральном отношении к юродивым, блаженным, горбатым,
кликушам и т.п.).
Уже у шаманов одним из важнейших атрибутов
камлания становится перчаточная кукла с намеченными глазами, иногда – ртом.
Перчаточная кукла возникает и в древнегреческом балагане. Более того, некоторые
исследователи видят непосредственную связь театра кукол с античной трагедией,
где актеры выступали в масках и на котурнах, что давало персонажу
преувеличенный, «нечеловеческий» облик и неестественную механическую пластику.
Система архаических взаимоотношений человека с
куклой находит свое отражение и в современной театральной практике. Так,
например, квалифицированные кукольные мастера до сих пор пользуются следующим
приемом: закончив куклу, бросают ее на стол, и, в зависимости от того, как она
ложится, определяют, живет кукла своей жизнью, или нет. Или: считается, что при
изготовлении кукол глаза следует делать в самый последний момент. После этого
кукла «получает душу», и дальнейшие доделки и исправления лица или фигуры могут
причинить ей боль.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ
Верховые куклы –
т.е., те, что во время спектакля находятся над ширмой, выше работающего с ней
кукольника. Термин введен в оборот русскими народными кукольниками,
противопоставляющими верховых кукол марионетке. Верховые куклы, в свою очередь,
подразделяются на несколько видов.
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/KUKLA_TEATRALNAYA.html