Всемирный день коренных народов Мира

Автор(ы) Шавлейко Светлана
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение Кременчуг(Украина)-Туруханск(Россия)
Материалы Кожа, бисер, мех, "Фимо"
Тема работы9 августа

Вышивальщица

Вышивальщица (фото 1)
 
Всемирный день коренных народов Мира (фото 2)

Экспозиция в музее с.Туруханск, посвященная быту и традициям коренных народов, живущих в Туруханском районе.

Экспозиция в музее с.Туруханск, посвященная быту и традициям коренных народов, живущих в Туруханском районе. (фото 3)

Настоящие ритуальные предметы: медвежья лапа, подвеска шамана, аллелбамы(куклы-защитники)

Настоящие ритуальные предметы: медвежья лапа, подвеска шамана, аллелбамы(куклы-защитники) (фото 4)

Местные жители Севера

Местные жители Севера (фото 5)

Награждение победителей викторины "Моя родина – северный край», приуроченной Дню коренных народов мира(2009г.)

Награждение победителей викторины "Моя родина – северный край», приуроченной Дню коренных народов мира(2009г.) (фото 6)

Мои работы

Мои работы (фото 7)

Выставка моих работ(с.Туруханск 2009г)

Выставка моих работ(с.Туруханск 2009г) (фото 8)
 
Всемирный день коренных народов Мира (фото 9)
 
Всемирный день коренных народов Мира (фото 10)

                В календаре СТРАНЫ МАСТЕРОВ очень много замечательных дней и конечно же на каждый день хотелось бы что-нибудь эдакое сотворить, но мне захотелось уделить внимание 9 августа. Этот день в историю планеты вошел как Международный день коренных народов мира, установленный Генеральной ассамблеей ООН 23 декабря 1994 года. Празднуют этот день в каждой стране по-разному, но во всех государствах празднование этого дня сводится к тому, чтобы почтить и отдать должное коренным народам мира, вспомнить и проявить уважение богатству культур коренных народов и тому, какой вклад они внесли в развитие народности всего мира.        

                В этот день проводятся различные благотворительные акции, посвященные поддержке материального состояния многих коренных народов. Ведь многие из них сегодня находятся за порогом бедности. Большинство из таких народов в современной жизни сталкивается с различными проблемами: заболевания и лишение земель, расовая дискриминация и лишение прав человека

«…Своих отцов я помню чум,

своих сынов я вижу дом,

в сыновнем доме вижу свет,

в отцовском чуме помню тьму,

и тяжек вес прошедших лет

доныне сердцу моему…»

А.Эфрон

А мне захотелось рассказать о коренных народах, живущих на Севере Красноярского края в Туруханском районе. Так случилось, что почти двенадцать лет мы прожили в Туруханске. Туруханский район является местом проживания коренных малочисленных народов, которые заселили его территорию задолго до появления на ней отрядов казаков, посланных русским царем для освоения северных земель. Сейчас район занимает площадь чуть более 200 тысяч квадратных километров и включает в себя 7 самостоятельных муниципальных образований и 20 населенных пунктов, его административным центром является село Туруханск.

Промышленное освоение природных северных территорий остается доминирующим звеном экономической политики России на сегодняшний день. И поэтому для района актуально рациональное освоение природных ресурсов, ведь некоторые специалисты полагают, что его недра скрывают почти всю таблицу Менделеева. Разработка месторождений железных и марганцевых руд, графита, нефти и газа, золота, каменного угля может придать новый экономический ритм всему району. Так с началом освоения Ванкорского нефтяного месторождения район стал вправе рассчитывать на более интенсивное развитие производительных сил и модернизацию социальной сферы, в том числе и увеличение благосостояния его коренных жителей.

Хотя с другой стороны под воздействием влияния промышленного использования земель, являющихся для малочисленных народов исконной средой обитания и основой традиционного образа жизни, происходят необратимые изменения социально-культурной жизни этноса: разрушается традиционный образ жизни и ведения хозяйства, возникают трудности в адаптации малочисленных народов в современном унифицированном обществе и многое другое. А ведь именно самобытная культура, и образ жизни, приспособленный к местным климатическим и экологическим условиям, помогали выжить в суровой природной среде.

Веками, живя бок о бок с природой, люди научились жить в гармонии с ней, неукоснительно следуя закону - природа - мать, а они ее дети - брать нужно только самое необходимое для жизни. Об этом можно сказать словами умудренного жизнью эвенка Чапогира: «Земля все растит и человека тоже. Он её соринка. Не делай земле ничего плохого, не думай о ней плохо». С его словами перекликается мнение трагически погибшего губернатора Красноярского края Александра Лебедя: «Продуманная  экономическая политика администрации района, помноженная на твердый характер северян, поможет воплотить в жизнь самые смелые замыслы». А так же высказывание  губернатора А.Г. Хлопонина о том, что разработка и добыча полезных ископаемых должна осуществляться на условиях сохранения экологического баланса этой уникальной земли и традиционного уклада жизни ее коренных жителей.

Этот подход помогает понять, как важно сохранять и транслировать ценности традиционной культуры, не забывать историю коренных малочисленных народов. Поэтому сотрудники Краеведческого музея Туруханского района проводили викторину «Моя родина – северный край», приуроченную к 9 августа на знание истории своего народа и его традиций.  Небольшие справки о каждом из трех коренных малочисленных народов, проживающих на территории района.

ЭВЕНКИ – «эвэнк, тонгус, тургус» - по мнению этнографа Г.М. Василевич этот термин означал «человек». Сейчас в России проживает более 35 тысяч эвенков (к сравнению, в Китае – 20 тысяч, в Монголии - 2 тысячи). На севере Туруханского района в селе Советская речка компактно проживают 230 эвенков.

Достоверно известно, что пришли эвенки в Красноярский край с Дальнего Востока - по рекам Ангаре и Нижней Тунгуске. По одной из версий десятки веков назад существовала огромная империя эвенков - Золотая  империя Цзи, которая потом была разрушена войском Чингисхана. Прародина эвенков - Забайкалье, оттуда они были вытеснены воинствующими племенами степняков. Топонимика подсказывает, что когда-то эвенки были частью скифов, арийцев или жили долгое время рядом с ними. Говорит этот северный народ на эвенкийском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи языков.

Многовековая хозяйственная деятельность эвенков связана с оленеводством и охотничьим промыслом, в меньшей степени с рыболовством, собирательством. Археологические находки, наскальные рисунки и другие материалы дают основание утверждать этнографам, что северный олень одним из первых животных был одомашнен человеком примерно 5-10 тысяч лет назад. Все этнографы считают эвенков древнейшими оленеводами. В Сибири эвенки кочевали вместе с оленями, которые часто использовались во время охоты. Филологи насчитали, что в эвенкийском языке у оленя более 30 названий. Оленям посвящены песни и танцы.

Для эвенков характерен своеобразный тип ведения оленеводства, который назван по имени этого народа - эвенкийский: олени выпасаются стадом (зимой и весной пастухи контролируют животных только в светлое время суток). У эвенков при выпасе и охране оленей не используются оленегонные лайки. Оленей используют в течение года под вьюк и седло, прицепляют нарты легковые или грузовые, при этом могут запрягать два оленя.

Эвенки замечательные следопыты и охотники. При охоте на соболя: охотник обходит свои участки и если обнаруживает свежий след соболя, пускает по следу собаку, которая, разыскав зверька, начинает лаять. Охотник добывает зверя при помощи мелкокалиберной винтовки. Против медведя используют лаек-медвежатниц, которые удерживают зверя, а охотник подкрадывается и делает убойный выстрел.

Традиционно эвенки жили в чумах. Чум делали из жердей и покрывали нюками из выделанных в ровдугу старых шкур, служивших ранее постелями, на нижний нюк шло-8-10 шкур, на верхний-3-4. Снаружи низ чума зимой обкладывали снегом, летом оставляли пространство для проветривания. Землю в чуме покрывали толстым слоем веток, на которые клали выделанные шкуры оленя или полярного волка, на рисунке схематически показано как располагались места в чуме.

Раньше основной зимней одеждой у эвенков была распашная парка, полы которой затягиваются. Вместе с ней носили шапку, камусные рукавицы, меховые чулки, бокари. Осенью мужчины предпочитали носить брюки и куртки из сукна, а женщины - сшитые из сукна кафтаны.

Для эвенков характерна особая стадия религиозных верований, сложившаяся в результате тесного общения с природой и неразрывно связана с основными видами жизнедеятельности: рыболовстве, охоте, собирательстве - шаманизм. Для него характерно одушевление или оживотворение всего окружающего мира. Духов представляют в виде людей или человекообразных существ (без головы, с одной ногой), распространен и древнейший облик духов - в виде животного. Для  шаманизма характерно наличие посредника между людьми и божествами (духами). Такой посредник - шаман. Процесс становления  шамана может занимать двадцать и более лет. Шаман просил у духов здоровья, благополучия, потомства, удачи  в промыслах, защиты от бед, часто выступал как защитник своего Рода.

Шаманизм был распространен и у другого северного народа - селькупов.

«Селькуп» - таежный человек (в переводе с селькупского). Обратившись к исследованиям этнографов, можно сказать, что название – селькуп, заменившее прежнее название – остяко-самоед является самоназванием северных селькупов Тюменской области и Красноярского края на Тазу и Турухане. Но у южных селькупов Томской области и на Оби оно не было известно. Среди здешних селькупов наиболее распространены самоназвания – «чумылькуп» и «сюселькум». На территории района центром компактного проживания является поселок Фарково (численность селькупов 384 человека).

Селькупы, имея небольшую численность, постоянно  жили в окружении других племен. Ко времени прихода в Сибирь казаков селькупы были достаточно сильны и воинственны, потому что периодически с юга на них оказывали давление киргизские племена, с запада - ханты, с востока - эвенки, поэтому русских селькупы встретили недружественно.

Селькупский язык относится к самодийской ветви уральской семьи языков и имеет три диалекта: тымский и кетский (южные селькупы); тазовский (северные). Селькупский язык считают родным менее половины, остальные - русский, на котором говорят практически все. Письменность была создана в 30-х годах ХХ века. Сначала существовала на латинской, а затем на русской графической основе.

Основу хозяйствования у селькупов до прихода русских на Енисей составляли охота на крупных животных и лесную и водоплавающую птицу. На все виды животных и птиц охотились с помощью стрел и лука, на крупного зверя - ловчие ямы (сегодня орудия лова более разнообразные: ружье, шомпола, капканы, пасть и петли на зайца, кабаргу, отравленные приманки на лисицу, росомаху, силки на птиц).

У каждой семьи есть свой участок леса, где стоит зимовье, в котором живут, промышляя соболя, горностая, песца. Раньше охотники перемещались на лыжах - голицах и на лыжах, подбитых камусом или на нартах (трехкопыльные - мужские более легкие, четырехкопыльные – женские), которые везли либо сами, либо в них запрягали собак. Таким способом перевозили детей, продукты, имущество.

В годовом календаре селькупов есть так называемый - «речной период», который связан с ловом рыбы. Рыбу ловят с помощью сетей и ловушек (плетенных из тальника), с помощью остроги (палка с наконечником). Рыболовство носило сезонный характер, лишь в ряде районов рыбу ловили круглый год: тайменя, налима, щуку (делают юколу), осетра, нельму, омуля, туруханскую селедку (рыбу вялят, солят, коптят, делают муку). Летом рыбу ловили на лодках-берестянках или долбленках, на больших реках использовались лодки–илимки, крытые берестой. Они были с жилой частью и мачтой, заканчивающейся флюгером (для паруса). Осенью маленькие речки перегораживали плетеными из тальника запорами (орудия лова рыбы и охоты представлены на рисунке).

Традиционным жилищем у селькупов был чум. Но также древнейшим зимним жилищем селькупов была землянка, вырытая в обрывистом берегу, с входом со стороны реки в него заезжали прямо на лодке. Чтобы землянку не заливало, уровень пола увеличивался. Позже начали делать каркасные полуземлянки с остовом из столбов и жердей. Жилище отапливали открытым очагом с широкой трубой, сплетенной из жердей и обмазанный глиной - чувал. Вместо стекла вставляли льдину или пузырь оленя. Потом появились срубные избы русского типа с дощатыми или земляными крышами, русскими печами, кроватями, столами, полками, лавками.

Не смотря на то, что с заселением Сибири русскими происходило распространение христианства, у селькупов (как и у других северных народов), долго сохранялись языческие обряды. Так люди верили, что вселенная состоит из трех миров: Верхнего (небесного, где обиталище богов), Среднего (плоской земли, где живут люди), Нижнего (подземного, мира духов и душ умерших людей) - эти миры соединяются Мировой рекой или Мировым деревом. Вход в Верхний мир указывала Полярная звезда, а в Нижний мир можно было попасть через пещеры, водовороты, расщелины. Поэтому в трудных местах у водоворотов или порогов обязательно совершали обряд жертвоприношения - бросали в воду еду, табак, бисер, чтобы умилостивить Хозяина порога. А защитниками и охранителями семьи, очага у кетов были - алэлы, считалось, что они помогали растить детей, защищали от болезней. Им давали имена и кормили. Эти верования существовали параллельно с шаманизмом, однако нередко шаман использовал эти фигурки в своих обрядах.

До 30-х годов кетов называли енисейцами (береговыми енисейцами) иногда енисейскими остяками. Само слово «кет» переводится с кетского языка – человек.

Кеты расселены в среднем течении Енисея. На территории Туруханского района места компактного проживания кетов – Келлог, Сургутиха, Мадуйка. Общая численность около 900 человек.

Этнографы выделяют среди кетов пять групп: елогуйскую, сургутихинскую, пакулихинскую, курейскую, подкаменно-тунгусскую. Последняя группа – подкаменно-тунгусская - расселена в Байкитском районе Эвенкии.

Кетский язык – изолирован, поэтому ученые относят его к палеоазиатским языкам (корякскому, ительменскому и другим). Известный этнограф Долгих Б.О. пишет: «Но если в народах, говорящих на палеоазиатских языках можно видеть население, обитающее в Северной Азии с незапамятных времен, по крайней мере, с эпохи неолита, то кетский язык проник в долину Енисея с юга или юго-запада относительно поздно,- очевидно, лишь в первом тысячелетии до нашей эры. Это обстоятельство, а также, то, что в кетском языке обнаружились некоторые связи с языками Кавказа, древними языками Передней Азии и с тибето-бирманскими, заставляет выделить его в особую классификационную единицу».

Кетский язык имеет два диалекта - имбатский и сымский. Кетский язык входит в енисейскую языковую группу. К этой группе относятся языки уже фактически вымерших народов - аринцев, качинцев, асанов, яринцев.

Исконными занятиями кетов были пешая охота, рыболовство и собирательство. Они прекрасно ориентировались в лесу (направление могли определить по течению воды, деревьям, расположению муравейников или с помощью «затесов» на деревьях, которые делались топором, и предназначены для определения мест перевалов, остановок). Кет - охотник в тайге без труда мог сделать временное укрытие для ночевки и разжечь костер. Знание особенностей промысловых зверей и их повадки, помогало ставить капканы, петли, устраивать ловчие ямы.

Кеты, зная, где зимует рыба, откуда и когда она идет на нерест, ставили в нужных местах сети. Так как они употребляли в пищу большое количество сырой рыбы, это помогало сохранять силы при самой напряженной работе, не болеть цингой, депрессией во время длинной туруханской зимы и полярной ночи.

С едой у кетов были связаны поверья и запреты: нельзя есть мясо орла или лебедя ведь это души умерших родственников возвращаются каждый год в свои родные места. Можно приобрести свойства того или иного животного, съев например, мясо и сердце глухаря - приобретается осторожность, а глаза медведя - долгожительство.

Традиционное жилище кетов - берестяной чум («тиски»), который так характерен для летнего периода года. Для постройки чума заготавливалась береста, которую потом обрабатывали специальным образом. Обработанную бересту сшивали сухожильными нитками, несколько пластин соединяли в большой пласт. Несколькими простеганными пластами укрывали. При перекочевке остов остается на месте, перевозятся только покрышки. Зимой строили землянки - ямы, накрытые сверху жердями или колотыми бревнами, сверху на них складывали оленьи шкуры.

У кетов одной из главных семейных и родовых святынь был огонь, считавшийся женским существом, которое могло ощущать голод, радоваться или сердиться. Для задабривания огня ему бросали кусочки сахара, хлеба, жира (это происходило перед важными событиями: промыслами, перекочевкой, постройкой чума, верили). Кеты верили, что огонь может освобождать от болезни, сглаза и старались никогда не гасить его, даже покидая место стоянки.

Согревал кета не только огонь, но и хагыт (кетское название парки) - короткая одежда из оленьих шкур без разреза спереди, мехом наружу. Женская парка не отличалась от мужской, но была более длинной. Вообще, одежда кетов зависела от района расселения: на севере была распашная, на юге - обладали длиннополые халатообразные шубы, часто покрытые сукном. Подол и рукава рубах отделывались цветными лентами, чаще всего красного, белого, синего цвета.

Культура, традиции и обычаи кетов, селькупов, эвенков уникальны и достойны глубокого и тщательного исследования и изучения. На это может быть положено много сил, затрачено материальной и духовной энергии, так как практически не осталось ни письменных документов, свидетельствующих о богатом историческом наследии северных народов, ни летописей, а только устные предания. Но эти затраты оправдывают цель - возможность передать будущим поколениям все то, что накапливалось веками.

Нелля

Интересные работы, спасибо за этнографический материал.жму руку

Велько Ольга Григорьевна

Прекрасная работа!Очень познавательная информация!А я жила в Комсомольске.Почти земляки.улыбаюсь

Светлана Шавлейко

Комсомольск-в Полтавской области?

Велько Ольга Григорьевна

Да.Комсомольск на Днепре.

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Браво! Очень интересно!

Светлана Шавлейко

Спасибо.Да уж, везде хорошо, а Дома лучшепривет

Светлана Лустова

Очень интересная работа! Браво!

Татьяна Дьячкова

Очень интересно и познавательно. жму руку

e.Che08

Роскошная работа! Удачи в конкурсе!

Велько Ольга Григорьевна

Светлана!Поздравляю с серебром!жму рукуцветы

Светлана Шавлейко

Спасибо большое и вам творческих успеховулыбаюсь

Светлана Шавлейко

недавно ко мне обратилась женщина по поводу одной фотографии, я её немного проконсультировала и отослала немного материала об Алэл-бамах. Вскорости вышла её статья на одном из форумов об этнических куклах, если кому интересно можно почитать http://babiki.ru/profile/VETO4KA1961gr/created/topics/