День плетения кружевных узоров

Календарь Страны Мастеров (июль – сентябрь)
3 местоНаградные документы
Работа заняла
3 место
В избранных: 8

Поделиться:

Автор(ы) Волотова Светлана Викторовна
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение Станция юных техников, г. Балта, Одесская область, Украина
Материалы бумага для пастели, краски, салфетки, клей
Тема работы4 августа

С чего начинается любое кружево? Как рождается на свет эта, на первый взгляд, хрупкая красота? Конечно же с фантазии художника, которую опытные мастера переносят на бумагу и создают технический рисунок будущего кружевного изделия или мерного кружева – сколок. Создание сколка – сложный трудоемкий процесс, требующий определённого художественного вкуса, навыков рисования и понимания особенностей технологии изготовления коклюшечного кружева. В настоящее время сколок признаётся объектом авторского права. Вот и я начала свою работу с рисунка.

С чего начинается любое кружево? Как рождается на свет эта, на первый взгляд, хрупкая красота? Конечно же с фантазии художника, которую опытные мастера переносят на бумагу и создают технический рисунок будущего кружевного изделия или мерного кружева – сколок. Создание сколка – сложный трудоемкий процесс, требующий определённого художественного вкуса, навыков рисования и понимания особенностей технологии изготовления коклюшечного кружева. В настоящее время сколок признаётся объектом авторского права. Вот и я начала свою работу с рисунка. (фото 1)

Придумала раппорт - для мерного кружева характерно многократное повторение рисунка – «раппорта» (от французского rapport – повторяющаяся часть риcунка на ткани, вышивке, обоях). Сначала задумала просто сделать бумажное кружево в виде вытынанки. И работа закипела...

Придумала раппорт - для мерного кружева характерно многократное повторение рисунка – «раппорта» (от французского rapport – повторяющаяся часть риcунка на ткани, вышивке, обоях). Сначала задумала просто сделать бумажное кружево в виде вытынанки. И работа закипела... (фото 2)

И вот работа готова, можно отправлять! Перечитываю задание и в ужасе понимаю, что все не то!!!! Ведь у меня день ПЛЕТЕНИЯ кружевных узоров. Берусь опять за работу.
Спасибо Татьяне Сорокиной и ее пейп-арту. Накрутила салфеточных жгутиков, из которых сделала разные загогульки :))). Глядя на свой рисунок, сплела настоящее бумажное кружево, немного кривоватое (бумага это не нитки, не расрянешь), но рисунок просматривается!

И вот работа готова, можно отправлять! Перечитываю задание и в ужасе понимаю, что все не то!!!! Ведь у меня день ПЛЕТЕНИЯ кружевных узоров. Берусь опять за работу. 
Спасибо Татьяне Сорокиной и ее пейп-арту. Накрутила салфеточных жгутиков, из которых сделала разные загогульки :))). Глядя на свой рисунок, сплела настоящее бумажное кружево, немного кривоватое (бумага это не нитки, не расрянешь), но рисунок просматривается! (фото 3)

Ну какое кружево у нас не ассоциируется с русской зимой? Вот и мое кружево похоже на морозный узор.....

Ну какое кружево у нас не ассоциируется с русской зимой? Вот и мое кружево похоже на морозный узор..... (фото 4)

Но что-то не дает мне покоя. Уж больно мой рисунок похож на резьму по дереву.
И тут я вспомнила еще об однов виде кружева - ДЕРЕВЯННОМ!
Сразу перед глазами встали резные наличники на окнах. Дома, не похожие один на один. И так захотелось поделиться информацией, что я не устояла. Понимаю, что материал не о плетении, все же решилась поделиться информацией.

Но что-то не дает мне покоя. Уж больно мой рисунок похож на резьму по дереву. 
И тут я вспомнила еще об однов виде кружева - ДЕРЕВЯННОМ!
Сразу перед глазами встали резные наличники на окнах. Дома, не похожие один на один. И так захотелось поделиться информацией, что я не устояла. Понимаю, что материал не о плетении, все же решилась поделиться информацией. (фото 5)

Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.

Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые, квадратные или ромбовидные, волнистые (зигзагообразые). Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».

Звёздчатые знаки назывались громовыми - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.

Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:

Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.

Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые, квадратные или ромбовидные, волнистые (зигзагообразые). Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».

Звёздчатые знаки назывались громовыми - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.

Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:

Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.

Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые, квадратные или ромбовидные, волнистые (зигзагообразые). Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».

Звёздчатые знаки назывались громовыми - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.

Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:

Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.
Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые, квадратные или ромбовидные, волнистые (зигзагообразые). Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».
Звёздчатые знаки назывались громовыми - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.
Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:
Прежде всего, это «рыбные» мотивы. Город на озере на протяжении многих столетий жил за счёт рыбной ловли, что не могло не отразиться в деревянной резьбе. Её элементы наиболее часто встречаются на очельях (верхних, как правило, самых нарядных досках наличников) как в виде нарядных рыбок, так и в виде отдельных фрагментов: рыбьей чешуи, скелетиков. Иногда «рыбная» тема проявляется в виде схематического изображения рыболовецких снастей.

Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали  дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.

      Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые,  квадратные или ромбовидные,  волнистые (зигзагообразые).  Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».

Звёздчатые знаки назывались громовыми  - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы  - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).  

 

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.

Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:


 Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали  дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.

      Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые,  квадратные или ромбовидные,  волнистые (зигзагообразые).  Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».

Звёздчатые знаки назывались громовыми  - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы  - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).  

 

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.

Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:


 Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали  дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.

      Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые,  квадратные или ромбовидные,  волнистые (зигзагообразые).  Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».

Звёздчатые знаки назывались громовыми  - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы  - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).  

 

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.

Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:


 Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали  дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.
      Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые,  квадратные или ромбовидные,  волнистые (зигзагообразые).  Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».
Звёздчатые знаки назывались громовыми  - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы  - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).  
 
Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.
Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:
Прежде всего, это «рыбные» мотивы.  Город на озере на протяжении многих столетий жил за счёт рыбной ловли, что не могло не отразиться в деревянной резьбе. Её элементы наиболее часто встречаются на очельях (верхних, как правило, самых нарядных досках наличников)  как в виде нарядных рыбок, так и в виде отдельных фрагментов: рыбьей чешуи, скелетиков. Иногда «рыбная» тема проявляется в виде схематического изображения рыболовецких снастей.


 (фото 6)

Другой довольно распространённый мотив – это лес. Он проявляется и в резных фигурках лесной дичи, и в изображениях деревьев, грибов.

Другой довольно распространённый мотив – это лес. Он проявляется и в резных фигурках лесной дичи, и в изображениях деревьев, грибов. (фото 7)

Отдельного внимания заслуживают мотивы русской зимы. Конечно, это спорный момент, потому что в изображении снежинок многие исследователи могут увидеть традиционные славянские солярные и громовые знаки. Но иногда просто не остаётся сомнений, что в резьбе наличников просматриваются сосульки, снежинки и даже морозные узоры на стеклах

Отдельного внимания заслуживают мотивы русской зимы. Конечно, это спорный момент, потому что в изображении снежинок многие исследователи могут увидеть традиционные славянские солярные и громовые знаки. Но иногда просто не остаётся сомнений, что в резьбе наличников просматриваются сосульки, снежинки  и даже морозные узоры на стеклах (фото 8)

Довольно распространёнными остаются и сказочные мотивы: изображения фантастических животных и дивной красоты цветов. Это не удивительно, потому что сказки прочно входят в жизнь и находят отражения во многих предметах искусства. Без сказки и жить было бы неинтересно.

Довольно распространёнными остаются и сказочные мотивы: изображения фантастических животных и дивной красоты цветов. Это не удивительно, потому что сказки прочно входят в жизнь и находят отражения во многих предметах искусства. Без сказки и жить было бы неинтересно. (фото 9)

Ну как можно было пройти мимо такой красоты! Сколько фантазии, самобытности! По дому можно было узнать о роде деятельности хозяев. А города были не безликие! 

А гуляли мы с вами по Галич Костромскому 

 

Вологодские кружева


Городок занесен порошею,
Солнце словно костром зажгли,
Под пушистой, сыпучей ношею
Гнутся сосенки до земли.

Воробьи на антеннах весело
Расшумелись, усевшись в ряд,
И к крылечку береза свесила
Снежный девичий свой наряд.

Мастерица над станом клонится
И, коклюшками шевеля,
Где за ниткою нитка гонится,
Песню ткет про тебя, земля.

Пальцы, легкие и проворные,
Заплетают, вспорхнув едва,
Как мороз по стеклу, узорные
Вологодские кружева.

И чего-то в них не рассказано,
Не подмечено в добрый час!
Здесь судьба узелком завязана
Для приметливых карих глаз.

Там дорожки, что с милым хожены,
Все в ромашках весенних рощ,
И следы, что лисой проложены,
И косой серебристый дождь.

А стежки то прямы, то скошены,
Разрослись, как в озерах цвель,—
То ли ягоды, то ль горошины,
То ль обвивший крылечко хмель.

Слово к слову, как в песне ставится:
С петлей петелька — вширь и вкось,
Чтобы шла полоса-красавица,
Как задумано, как сбылось.

Расцветайте светло и молодо,
Несказанной мечты слова...
Вот какие умеет Вологда
Плесть затейные кружева!   

Всеволод Рождественский

 

Идеи проведения праздника - 

Самое лучшее, на мой взгляд, это посещение мастер классов, организация  встреч с мастерами кружевоплетения. Посещение кружевных центров, где можно узнать историю и соприкоснуться с этим удивительным видом творчества.

Kirill Fedoseev

ОЧЕНЬ красиво!!!!!!!!!!!

ученик мастера

ОГО! Так быстро! СПАСИБО, Кирил! Удачи тебе в конкурсе!жму руку

Пустовит Елена Ивановна

УР-РА,Светочка,наконец-то и Ваша работа появилась!!!Очень украсит Календарь Страны Мастеров-БРАВО!!!УДАЧИ В КОНКУРСЕ!!!

ученик мастера

Елена Ивановна, СПАСИБО вам за такую, важную для меня, поддержку! благодарюцветы

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Какая красота!

ученик мастера

Миша и Юленька, спасибо за вашу высокую оценку! Получить ее от мастеров вдвойне приятно!!!!!

Конец учебного года был очень загружен, из-за чего мало заглядывала в Страну Мастеров и практически не комментировала, но ваша ажурная бабочка к празднику белого листа, это что-то! БРАВО! БРАВО! БРАВО!!!!!!! и еще раз спасибо за поддержку!цветыпривет

Велько Ольга Григорьевна

Красивые узоры!Желаю удачи!

ученик мастера

Спасибо, Ольга Григорьевна! Вам и вашим ученикам тоже УДАЧИ и победы в конкурсе!

Наталья Оскорбина

Светочка! Буйство фантазии и ажура!!!! Особо понравились деревянные кружева: и впрямь ажур, а ведь ходим ежедневно мимо этой красоты (у нас в городе тоже такие наличники на окнах есть!) и не замечаем как это КРАСИВО!!!!!

ученик мастера

Как вам повезло! Теперь ходите и любуйтесь! Сейчас все больше стекло и бетон, все безлико и неинтересно. Спасибо Наталочка, очень ценю твое мнение. Ваша идея странички мне тоже нравится, но хотелось эксперимента, чего-то новенького. Не всем довольна, но опыт получила! СПАСИБО!!!!!!!

Вера Л.

Светлана Викторовна! Красиво сплетено всё! Даже очень!

(согласитесь, первая фотка немного не подходит: и один узор не в формате, а второго не видно... а если всё же №3 или №5 первым выставить?

плетёное точно первым уже не выставить (вертикаль))

ученик мастера

Вера, спасибо за отзыв. Фото поменяла.цветы Мне и самой больше 3 фото нравилось. жму руку

vaulchenko

Светочка! Сколько КРАСОТЫ!!! Удачи в конкурсе!!!браво

ученик мастера

Валюша, СПАСИБО!!!!! Всегда рада видеть тебя! цветыприветприветствую

Велько Ольга Григорьевна

Вижу,что поменяли первую фотографию.Правильно.Так лучше смотрится.цветы

ученик мастера

Спасибо! Это был самый первый вариант работы, его и выставила.

Людмила Егармина

Шикарная вырезалочка!

ученик мастера

приветствуюЛюдмила, СПАСИБО!!!!!

Лариса Литвиненко

Здорово, Светочка!!!! обожаю такие узоры!!!!!!!!! Удачи!!!!!!!!!

ученик мастера

Спасибо, Лариса!!!!!! А как же вы????? Надеюсь, что в следующем этапе мы  снова увидим ваши чудесные работы!жму рукуприветцветы

Наталья Оскорбина

Светланочка!!! Поздравляю с  Бронзовой Победой!!!!бравоцветы

ученик мастера

жму руку Наталочка, СПАСИБО!!!!! Надеюсь увидеть вашу работу в календаре! Она достойна этого!

Пустовит Елена Ивановна

СВЕТОЧКА,ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С БРОНЗОЙ!!!жму рукуцветы

ученик мастера

Елена Ивановна, СПАСИБО!!!!! Очень хочу, чтобы и мои ученики в следующем этапе конкурса приняли участие. А ВАШИ детки, большие МОЛОДЦЫ! Примите мои поздравления и восхищение вашей фантазией и работоспособности!!!!!цветы