День плетения кружевных узоров

Автор(ы) Волотова Светлана Викторовна
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение Станция юных техников, г. Балта, Одесская область, Украина
Материалы бумага для пастели, краски, салфетки, клей
Тема работы4 августа

С чего начинается любое кружево? Как рождается на свет эта, на первый взгляд, хрупкая красота? Конечно же с фантазии художника, которую опытные мастера переносят на бумагу и создают технический рисунок будущего кружевного изделия или мерного кружева – сколок. Создание сколка – сложный трудоемкий процесс, требующий определённого художественного вкуса, навыков рисования и понимания особенностей технологии изготовления коклюшечного кружева. В настоящее время сколок признаётся объектом авторского права. Вот и я начала свою работу с рисунка.

С чего начинается любое кружево? Как рождается на свет эта, на первый взгляд, хрупкая красота? Конечно же с фантазии художника, которую опытные мастера переносят на бумагу и создают технический рисунок будущего кружевного изделия или мерного кружева – сколок. Создание сколка – сложный трудоемкий процесс, требующий определённого художественного вкуса, навыков рисования и понимания особенностей технологии изготовления коклюшечного кружева. В настоящее время сколок признаётся объектом авторского права. Вот и я начала свою работу с рисунка. (фото 1)

Придумала раппорт - для мерного кружева характерно многократное повторение рисунка – «раппорта» (от французского rapport – повторяющаяся часть риcунка на ткани, вышивке, обоях). Сначала задумала просто сделать бумажное кружево в виде вытынанки. И работа закипела...

Придумала раппорт - для мерного кружева характерно многократное повторение рисунка – «раппорта» (от французского rapport – повторяющаяся часть риcунка на ткани, вышивке, обоях). Сначала задумала просто сделать бумажное кружево в виде вытынанки. И работа закипела... (фото 2)

И вот работа готова, можно отправлять! Перечитываю задание и в ужасе понимаю, что все не то!!!! Ведь у меня день ПЛЕТЕНИЯ кружевных узоров. Берусь опять за работу.
Спасибо Татьяне Сорокиной и ее пейп-арту. Накрутила салфеточных жгутиков, из которых сделала разные загогульки :))). Глядя на свой рисунок, сплела настоящее бумажное кружево, немного кривоватое (бумага это не нитки, не расрянешь), но рисунок просматривается!

И вот работа готова, можно отправлять! Перечитываю задание и в ужасе понимаю, что все не то!!!! Ведь у меня день ПЛЕТЕНИЯ кружевных узоров. Берусь опять за работу. 
Спасибо Татьяне Сорокиной и ее пейп-арту. Накрутила салфеточных жгутиков, из которых сделала разные загогульки :))). Глядя на свой рисунок, сплела настоящее бумажное кружево, немного кривоватое (бумага это не нитки, не расрянешь), но рисунок просматривается! (фото 3)

Ну какое кружево у нас не ассоциируется с русской зимой? Вот и мое кружево похоже на морозный узор.....

Ну какое кружево у нас не ассоциируется с русской зимой? Вот и мое кружево похоже на морозный узор..... (фото 4)

Но что-то не дает мне покоя. Уж больно мой рисунок похож на резьму по дереву.
И тут я вспомнила еще об однов виде кружева - ДЕРЕВЯННОМ!
Сразу перед глазами встали резные наличники на окнах. Дома, не похожие один на один. И так захотелось поделиться информацией, что я не устояла. Понимаю, что материал не о плетении, все же решилась поделиться информацией.

Но что-то не дает мне покоя. Уж больно мой рисунок похож на резьму по дереву. 
И тут я вспомнила еще об однов виде кружева - ДЕРЕВЯННОМ!
Сразу перед глазами встали резные наличники на окнах. Дома, не похожие один на один. И так захотелось поделиться информацией, что я не устояла. Понимаю, что материал не о плетении, все же решилась поделиться информацией. (фото 5)

Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.

Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые, квадратные или ромбовидные, волнистые (зигзагообразые). Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».

Звёздчатые знаки назывались громовыми - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.

Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:

Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.

Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые, квадратные или ромбовидные, волнистые (зигзагообразые). Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».

Звёздчатые знаки назывались громовыми - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.

Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:

Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.

Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые, квадратные или ромбовидные, волнистые (зигзагообразые). Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».

Звёздчатые знаки назывались громовыми - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.

Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:

Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.
Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые, квадратные или ромбовидные, волнистые (зигзагообразые). Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».
Звёздчатые знаки назывались громовыми - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.
Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:
Прежде всего, это «рыбные» мотивы. Город на озере на протяжении многих столетий жил за счёт рыбной ловли, что не могло не отразиться в деревянной резьбе. Её элементы наиболее часто встречаются на очельях (верхних, как правило, самых нарядных досках наличников) как в виде нарядных рыбок, так и в виде отдельных фрагментов: рыбьей чешуи, скелетиков. Иногда «рыбная» тема проявляется в виде схематического изображения рыболовецких снастей.

Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали  дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.

      Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые,  квадратные или ромбовидные,  волнистые (зигзагообразые).  Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».

Звёздчатые знаки назывались громовыми  - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы  - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).  

 

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.

Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:


 Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали  дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.

      Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые,  квадратные или ромбовидные,  волнистые (зигзагообразые).  Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».

Звёздчатые знаки назывались громовыми  - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы  - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).  

 

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.

Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:


 Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали  дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.

      Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые,  квадратные или ромбовидные,  волнистые (зигзагообразые).  Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».

Звёздчатые знаки назывались громовыми  - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы  - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).  

 

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.

Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:


 Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличники защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали  дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.
      Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые,  квадратные или ромбовидные,  волнистые (зигзагообразые).  Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными».
Звёздчатые знаки назывались громовыми  - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы  - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).  
 
Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом.
Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:
Прежде всего, это «рыбные» мотивы.  Город на озере на протяжении многих столетий жил за счёт рыбной ловли, что не могло не отразиться в деревянной резьбе. Её элементы наиболее часто встречаются на очельях (верхних, как правило, самых нарядных досках наличников)  как в виде нарядных рыбок, так и в виде отдельных фрагментов: рыбьей чешуи, скелетиков. Иногда «рыбная» тема проявляется в виде схематического изображения рыболовецких снастей.


 (фото 6)

Другой довольно распространённый мотив – это лес. Он проявляется и в резных фигурках лесной дичи, и в изображениях деревьев, грибов.

Другой довольно распространённый мотив – это лес. Он проявляется и в резных фигурках лесной дичи, и в изображениях деревьев, грибов. (фото 7)

Отдельного внимания заслуживают мотивы русской зимы. Конечно, это спорный момент, потому что в изображении снежинок многие исследователи могут увидеть традиционные славянские солярные и громовые знаки. Но иногда просто не остаётся сомнений, что в резьбе наличников просматриваются сосульки, снежинки и даже морозные узоры на стеклах

Отдельного внимания заслуживают мотивы русской зимы. Конечно, это спорный момент, потому что в изображении снежинок многие исследователи могут увидеть традиционные славянские солярные и громовые знаки. Но иногда просто не остаётся сомнений, что в резьбе наличников просматриваются сосульки, снежинки  и даже морозные узоры на стеклах (фото 8)

Довольно распространёнными остаются и сказочные мотивы: изображения фантастических животных и дивной красоты цветов. Это не удивительно, потому что сказки прочно входят в жизнь и находят отражения во многих предметах искусства. Без сказки и жить было бы неинтересно.

Довольно распространёнными остаются и сказочные мотивы: изображения фантастических животных и дивной красоты цветов. Это не удивительно, потому что сказки прочно входят в жизнь и находят отражения во многих предметах искусства. Без сказки и жить было бы неинтересно. (фото 9)

Ну как можно было пройти мимо такой красоты! Сколько фантазии, самобытности! По дому можно было узнать о роде деятельности хозяев. А города были не безликие! 

А гуляли мы с вами по Галич Костромскому 

 

Вологодские кружева


Городок занесен порошею,
Солнце словно костром зажгли,
Под пушистой, сыпучей ношею
Гнутся сосенки до земли.

Воробьи на антеннах весело
Расшумелись, усевшись в ряд,
И к крылечку береза свесила
Снежный девичий свой наряд.

Мастерица над станом клонится
И, коклюшками шевеля,
Где за ниткою нитка гонится,
Песню ткет про тебя, земля.

Пальцы, легкие и проворные,
Заплетают, вспорхнув едва,
Как мороз по стеклу, узорные
Вологодские кружева.

И чего-то в них не рассказано,
Не подмечено в добрый час!
Здесь судьба узелком завязана
Для приметливых карих глаз.

Там дорожки, что с милым хожены,
Все в ромашках весенних рощ,
И следы, что лисой проложены,
И косой серебристый дождь.

А стежки то прямы, то скошены,
Разрослись, как в озерах цвель,—
То ли ягоды, то ль горошины,
То ль обвивший крылечко хмель.

Слово к слову, как в песне ставится:
С петлей петелька — вширь и вкось,
Чтобы шла полоса-красавица,
Как задумано, как сбылось.

Расцветайте светло и молодо,
Несказанной мечты слова...
Вот какие умеет Вологда
Плесть затейные кружева!   

Всеволод Рождественский

 

Идеи проведения праздника - 

Самое лучшее, на мой взгляд, это посещение мастер классов, организация  встреч с мастерами кружевоплетения. Посещение кружевных центров, где можно узнать историю и соприкоснуться с этим удивительным видом творчества.

Kirill Fedoseev

ОЧЕНЬ красиво!!!!!!!!!!!

ученик мастера

ОГО! Так быстро! СПАСИБО, Кирил! Удачи тебе в конкурсе!жму руку

Пустовит Елена Ивановна

УР-РА,Светочка,наконец-то и Ваша работа появилась!!!Очень украсит Календарь Страны Мастеров-БРАВО!!!УДАЧИ В КОНКУРСЕ!!!

ученик мастера

Елена Ивановна, СПАСИБО вам за такую, важную для меня, поддержку! благодарюцветы

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Какая красота!

ученик мастера

Миша и Юленька, спасибо за вашу высокую оценку! Получить ее от мастеров вдвойне приятно!!!!!

Конец учебного года был очень загружен, из-за чего мало заглядывала в Страну Мастеров и практически не комментировала, но ваша ажурная бабочка к празднику белого листа, это что-то! БРАВО! БРАВО! БРАВО!!!!!!! и еще раз спасибо за поддержку!цветыпривет

Велько Ольга Григорьевна

Красивые узоры!Желаю удачи!

ученик мастера

Спасибо, Ольга Григорьевна! Вам и вашим ученикам тоже УДАЧИ и победы в конкурсе!

Наталья Оскорбина

Светочка! Буйство фантазии и ажура!!!! Особо понравились деревянные кружева: и впрямь ажур, а ведь ходим ежедневно мимо этой красоты (у нас в городе тоже такие наличники на окнах есть!) и не замечаем как это КРАСИВО!!!!!

ученик мастера

Как вам повезло! Теперь ходите и любуйтесь! Сейчас все больше стекло и бетон, все безлико и неинтересно. Спасибо Наталочка, очень ценю твое мнение. Ваша идея странички мне тоже нравится, но хотелось эксперимента, чего-то новенького. Не всем довольна, но опыт получила! СПАСИБО!!!!!!!

Вера Л.

Светлана Викторовна! Красиво сплетено всё! Даже очень!

(согласитесь, первая фотка немного не подходит: и один узор не в формате, а второго не видно... а если всё же №3 или №5 первым выставить?

плетёное точно первым уже не выставить (вертикаль))

ученик мастера

Вера, спасибо за отзыв. Фото поменяла.цветы Мне и самой больше 3 фото нравилось. жму руку

vaulchenko

Светочка! Сколько КРАСОТЫ!!! Удачи в конкурсе!!!браво

ученик мастера

Валюша, СПАСИБО!!!!! Всегда рада видеть тебя! цветыприветприветствую

Велько Ольга Григорьевна

Вижу,что поменяли первую фотографию.Правильно.Так лучше смотрится.цветы

ученик мастера

Спасибо! Это был самый первый вариант работы, его и выставила.

Людмила Егармина

Шикарная вырезалочка!

ученик мастера

приветствуюЛюдмила, СПАСИБО!!!!!

Лариса Литвиненко

Здорово, Светочка!!!! обожаю такие узоры!!!!!!!!! Удачи!!!!!!!!!

ученик мастера

Спасибо, Лариса!!!!!! А как же вы????? Надеюсь, что в следующем этапе мы  снова увидим ваши чудесные работы!жму рукуприветцветы

Наталья Оскорбина

Светланочка!!! Поздравляю с  Бронзовой Победой!!!!бравоцветы

ученик мастера

жму руку Наталочка, СПАСИБО!!!!! Надеюсь увидеть вашу работу в календаре! Она достойна этого!

Пустовит Елена Ивановна

СВЕТОЧКА,ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С БРОНЗОЙ!!!жму рукуцветы

ученик мастера

Елена Ивановна, СПАСИБО!!!!! Очень хочу, чтобы и мои ученики в следующем этапе конкурса приняли участие. А ВАШИ детки, большие МОЛОДЦЫ! Примите мои поздравления и восхищение вашей фантазией и работоспособности!!!!!цветы