Автор(ы) | Быльцев Илья, 6 класс |
Возраст | 10—11 лет |
Учебное заведение | МКОУ СОШ №5, с. Николо-Павловское, Горноуральский Городской округ, Свердловская |
Материалы | древесина, ткань, проволока, клей |
Педагог | Полева Алефтина Валентиновна |
Тема работы | 8 декабря |
Каждый мальчишка в детстве мастерил лодочку, которую спускал на воду весной. И несли потоки воды ее куда-то вдаль. Первая идея была смастерить кораблик под алыми парусами. Однако в Мексике празднуется праздник лодок, а не кораблей.

Поэтому нам пришлось изменить конструкцию нашего изделия. Мы убрали рубку и выдолбили середину.

Простейшая лодка, созданная человеком в незапамятные времена, представляла собой связанные друг с другом два или три бревна. Эта конструкция могла принять на борт одного человека и была достаточно устойчивой для того, чтобы пересечь небольшой водоем.
Следующей по времени постройки является пирога — лодка, сделанная из выдолбленного ствола дерева. Она также была известна первобытным народам и получила широкое распространение. Устойчивость узкой пироги была повышена с помощью прикрепления к ее бортам дополнительные бревен-противовесов.
Именно пирога стала одним из первых парусных судов. Паруса давали возможность лодке легко плыть вперед в том направлении, куда дул ветер. Сначала паруса поднимали только при попутном ветре. Такой корабль назывался галерой и был изобретен греками и римлянами. Рабы сидели на веслах, а парус поднимали только при попутном ветре.
В северных районах, где человек добывал животных для пропитания и изготовления одежды, самым древним видом лодки является коракл. Он представляет собой деревянный каркас в виде большой корзины, обтянутый шкурами животных. Эти небольшие суденышки использовались эскимосами еще в начале прошлого века.
Значительно большим совершенством отличается конструкция каноэ. Благодаря заостренному носу оно гораздо легче управляется и сохраняет остойчивость при волнении моря. На подобных лодках эскимосы совершали даже далекие морские переходы и занимались охотой на чаек и морских животных.
Все эти лодки являются предками больших дощатых судов, которые человек стал строить, научившись обрабатывать дерево.
В. Конопленко
Первый моряк появился давно,
Сначала он в море увидел бревно, Увидел, подумал, зачем-то поймал,
Ещё наловил и веревкой связал. Мачту поставил из ветки недлинной,
Парус приладил из шкуры звериной,
Вместо руля – рулевое весло,
Ветер поднялся, и плот понесло.
Храбрый моряк управляется ловко,
Будет не скоро в пути остановка, Плыть бы быстрее, да парус тяжелый,
Плот неуклюжий, путь невесёлый.
Думал моряк, как бы делу помочь,
Лодку придумал в ненастную ночь,
И оказалась хорошей идея –
Лодки и нынче вижу везде я.
Пилятся брёвна на ровные доски, Строится корпус пузатый, не плоский,
Ставятся мачты и парус из хлопка,
Вот и готова надёжная лодка.
Парус белеет над морем волнистым,
Пахнет сосной и канатом смолистым,
Дальние дали зовут моряка,
Смело вперёд, в океан, сквозь века!