Лепка из соленого теста с детьми логопатами

Техника

Педагогический опыт Лепка Лепка из соленого теста с детьми логопатами Тесто соленое

В избранных: 11
В избранных: 11
В избранных: 11

Поделиться:

Доброго времени суток всем Мастерам и Мастерицам.
Долго не решалась представить Вам свой опыт работы, поскольку он очень специфичен.
Возможно это будет интересно педагогам работающим в подобных условиях:
*лепят дети 5 лет с логопедическими проблемами, что всегда сопровождается крайне слаборазвитой мелкой моторикой.
*занятия ограничены по времени - не более 20-25 минут
*постольку поскольку занятия платные - рузультат должен быть здесь и сейчас (никакого дополнительного раскрашивания красками и сушки в духовке)
*согласно новым ФГТ занятие должно быть интегративным, т.е затрагивать все образовательные области: развитие речи, математика, познание и т.д.
Мне удобнее сортировать информацию по месяцам.
Итак:сентябрь.
№1 организационное занятие.
Тема: "Солнышко"
Знакомимся. Кратко рассказываем о составе теста, проговариваем что есть его нельзя. Рассматриваем шаблон: на что похож? На воздушного змея. Берем в руки весь кусочек желтого теста, начинаем разминать. Уточню: я учу детей "здороваться" с тестом и левой, и првой рукой поочередно, сжимая пальчики. Начинаем расскатывать шарик, без трещинок и морщинок. Промазываем клеем центр шаблона (как же сложно его поначалу найти) и кладем не прижимая(!) наш колобок. Два кусочка синего теста раскатываем в шарики кончиками пальцев. Для лучшей "посадки" глаз переворачиваем кисточку обратной стороной и делаем две "дырочки" на месте их предполагаемого нахождения. В ямки наливаем по капельке клея и только после этого кладем туда шарики. Прокалываем серединку глаза зубочисткой - "глазки открылись". Ротик делаем "помогалочкой" - половинокй крышки от фломастера. Чего не хватает? Лучиков. Берем с подставки макароны - "волнушки" и втыкаем по кругу под солнышко. Речевая работа: солнышко с лучиками (какое?)- лучистое; с синими глазами - синеглазое; с улыбкой - улыбчивое. Работы рассматриваем, лучшую награждаем "золотой ручкой", подписываем.

Доброго времени суток всем Мастерам и Мастерицам.
Долго не решалась представить Вам свой опыт работы, поскольку он очень специфичен.
Возможно это будет интересно педагогам работающим в подобных условиях:
*лепят дети  5 лет с логопедическими проблемами, что всегда сопровождается крайне слаборазвитой мелкой моторикой.
*занятия ограничены по времени - не более 20-25 минут
*постольку поскольку занятия платные - рузультат должен быть здесь и сейчас (никакого дополнительного раскрашивания красками и сушки в духовке)
*согласно новым ФГТ занятие должно быть интегративным, т.е затрагивать все образовательные области: развитие речи, математика, познание и т.д.
Мне удобнее сортировать информацию по месяцам. 
Итак:сентябрь.
№1 организационное занятие.
Тема: "Солнышко"
Знакомимся. Кратко рассказываем о составе теста, проговариваем что есть его нельзя. Рассматриваем шаблон: на что похож? На воздушного змея. Берем в руки весь кусочек желтого теста, начинаем разминать. Уточню: я учу детей "здороваться" с тестом и левой, и првой рукой поочередно, сжимая пальчики. Начинаем расскатывать шарик, без трещинок и морщинок. Промазываем клеем центр шаблона (как же сложно его поначалу найти) и кладем не прижимая(!) наш колобок. Два кусочка синего теста раскатываем в шарики кончиками пальцев. Для лучшей "посадки" глаз переворачиваем кисточку обратной стороной и делаем две "дырочки" на месте их предполагаемого нахождения. В ямки наливаем по капельке клея и только после этого кладем туда шарики. Прокалываем серединку глаза зубочисткой - "глазки открылись". Ротик делаем "помогалочкой" - половинокй крышки от фломастера. Чего не хватает? Лучиков. Берем с подставки макароны - "волнушки" и втыкаем по кругу под солнышко. Речевая работа: солнышко с лучиками (какое?)- лучистое; с синими глазами - синеглазое; с улыбкой - улыбчивое. Работы рассматриваем, лучшую награждаем "золотой ручкой", подписываем. (фото 1)

Для работы нам понадобились: макароны-"волнушки" - лучики, цветные нитки меланж - хвостик "змея", кисточки, клей ПВА, помогалочка - для улыбки, степлер "золотые ручки" - для награждения.

Для работы нам понадобились: макароны-"волнушки" - лучики, цветные нитки меланж - хвостик "змея", кисточки, клей ПВА, помогалочка - для улыбки, степлер "золотые ручки" - для награждения. (фото 2)

Второе занятие: "Цветочек"
Раскатывать шарики мы научились на прошлом занятии. Уточню: тесто раскатываем только руками, не на столе. Готовим круглый шаблон из картона. Познание: что находится у каждого цветка в серединке? Пыльца, семена. Скатываем сердцевинку из шарикового пластилина (он по фактуре больше напоминает семена). Можно приклеить его сразу на картон, но лучше закрепить кусочком теста - не скользит от клея. Далее: берем в руки весь кусочек красного теста, разминаем двумя руками. Математика: сосчитайте сколько у вас пальчиков. Нужно разделить кусочек на столько же частей, сколько у нас пальчиков. Тесто не режем стекой, а "рвем" руками. Пересчитываем вслух, убираем лишнее :) каждый кусочек превращаем в шарик. Промазываем клеем шаблон вокруг(!) серединки и выкладываем их около (!) сердцевинки не прижимая (учим регулировать силу нажатия). Показываем семечку: кто угадает какая? тыквенная. Острым кончиком в центр выкладываем семечки на шарики. Указательным пальчиком надавливаем сверху вжимая её в тесто. Семечки можно оставить белыми, я крашу акриловыми (не смывающимися) красками, так они выглядят более выразительно.

Второе занятие: "Цветочек"
Раскатывать шарики мы научились на прошлом занятии. Уточню: тесто раскатываем только руками, не на столе. Готовим круглый шаблон из картона. Познание: что находится у каждого цветка в серединке? Пыльца, семена. Скатываем сердцевинку из шарикового пластилина (он по фактуре больше напоминает семена). Можно приклеить его сразу на картон, но лучше закрепить кусочком теста - не скользит от клея. Далее: берем в руки весь кусочек красного теста, разминаем двумя руками. Математика: сосчитайте сколько у вас пальчиков. Нужно разделить кусочек на столько же частей, сколько у нас пальчиков. Тесто не режем стекой, а "рвем" руками. Пересчитываем вслух, убираем лишнее :) каждый кусочек превращаем в шарик. Промазываем клеем шаблон вокруг(!) серединки и выкладываем их около (!)  сердцевинки не прижимая (учим регулировать силу нажатия). Показываем семечку: кто угадает какая? тыквенная. Острым кончиком в центр выкладываем семечки на шарики. Указательным пальчиком надавливаем сверху вжимая её в тесто. Семечки можно оставить белыми, я крашу акриловыми (не смывающимися) красками, так они выглядят более выразительно.
 (фото 3)

Шаблоны могут быть цветные, с резным краем. Шариковый пластилин можно брать разный: крупный и мелкозернистый.

Шаблоны могут быть цветные, с резным краем. Шариковый пластилин можно брать разный: крупный и мелкозернистый. (фото 4)

№ 3. Тема: "Осенний листок"
Нам понадобится шаблон - форма листка тополя подойдёт. Речевое развитие: с какого деревое листок? Кленовый, липовый и т.д. Тесто трёх цветов: желтое, красное, зеленое. Рассматриваем (развитие ассоциативного ряда) что ещё бывает такого цвета: светофор, перец. Поскольку выговорить слово "мраморирование" дети ещё не могут, я показываю образцы мрамора (у меня коллекция камней, это ещё и краеведение, но можно показать картинки из инета), рассматриваем разводы и переходы цветовых оттенков. Расскатываем все кусочки в колбаски ( из шарика конечно), соединяем, перекручиваем двумя руками, снова скатываем шарик. Шарики можно разорвать и посмотреть: а что там в серединке? Тесто разных цветов - разноцветное(!) Промазываем шаблон клеем, и теперь самое интересное: учим детей растягивать тесто кончиками пальцев в разные стороны. Уточняем, что желательно за края не заходить. Рассматриваем настоящий листочек: по серединке идет прожилка, рисуем стекой такую же ( поначалу детям стекой хочется всё зарэзать, нужно объяснить что ей можно не только разрезать, но и рисовать :). Сравниваем дальше: от основной прожилки идут маленькие боковые. Рисуем их на своей работе. Познание: почему осенью мало насекомых? Где они спрятались? На нашем листочке будет зимовать гусеничка. Когда она ползет - извивается (какое сложное слово, мы показываем движение руками). Выкладываем из горошин гусеницу стараясь не "рвать" , т.е располагать их близко друг к другу. Возле головы делаем маленькие "рожки".

№ 3. Тема: "Осенний листок"
Нам понадобится шаблон - форма листка тополя подойдёт. Речевое развитие: с какого деревое листок? Кленовый, липовый и т.д. Тесто трёх цветов: желтое, красное, зеленое. Рассматриваем (развитие ассоциативного ряда) что ещё бывает такого цвета: светофор, перец. Поскольку выговорить слово "мраморирование" дети ещё не могут, я показываю образцы мрамора (у меня коллекция камней, это ещё и краеведение, но можно показать картинки  из инета), рассматриваем разводы и переходы цветовых оттенков. Расскатываем все кусочки в колбаски ( из шарика конечно), соединяем, перекручиваем двумя руками, снова скатываем шарик. Шарики можно разорвать и посмотреть: а что там в серединке? Тесто разных цветов - разноцветное(!) Промазываем шаблон клеем, и теперь самое интересное: учим детей растягивать тесто кончиками пальцев в разные стороны. Уточняем, что желательно за края не заходить. Рассматриваем настоящий листочек: по серединке идет прожилка, рисуем стекой такую же ( поначалу детям стекой хочется всё зарэзать, нужно объяснить что ей можно не только разрезать, но и рисовать :). Сравниваем дальше: от основной прожилки идут маленькие боковые. Рисуем их на своей работе. Познание: почему осенью мало насекомых? Где они спрятались? На нашем листочке будет зимовать гусеничка. Когда она ползет - извивается (какое сложное слово, мы показываем движение руками). Выкладываем из горошин гусеницу стараясь не "рвать" , т.е располагать их близко друг к другу. Возле головы делаем маленькие "рожки". (фото 5)

Из листочков можно сделать коллективную работу:

Из листочков можно сделать коллективную работу: (фото 6)

№4 Тема: "Осеннее дерево"
Одно из моих самых любимых занятий (не только лепка, но и аппликация :) Нам понадобятся шаблоны в форме открыток. Подойдёт любой бросовый (для остальных) картон. Внизу справа экономичный вариант - если уж совсем пусто в хомячей кладовой. Необходимо нарисовать контур: ствол и крона. Это создает "ситуацию успеха": ребенок видит границу, понимает что полностью заполнив круг он выполнил работу правильно.

№4 Тема: "Осеннее дерево"
Одно из моих самых любимых занятий  (не только лепка, но и аппликация :) Нам понадобятся шаблоны в форме открыток. Подойдёт любой бросовый (для остальных) картон. Внизу справа экономичный вариант - если уж совсем пусто в хомячей кладовой. Необходимо нарисовать контур: ствол и крона. Это создает "ситуацию успеха": ребенок видит границу, понимает что полностью заполнив круг он выполнил работу правильно. (фото 7)

Предварительно нарезаем салфетки разных цветов на квадратики. Начало занятия: здороваемся конечно :) Познание: вспоминаем, что изменяется в природе осенью. Работа с антонимами: летом было жарко, а осенью...Небо было ясное, стало....Температура воздуха была высокая, а теперь... и т.д. Больше всего изменяются деревья. Закрепляем название частей и учим анологии: у дерева есть ствол - у человека? (туловище), ветви - руки, кора - кожа и т.д. Вводим новое слово: крона. Кусочек серого теста превращаем в колбаску /почему не коричневого спросите вы? потому что это вызывает у детей вполне понятные ассоциации и занятие, как правило, оказывается сорванным :(/ Проводим клеем полосочку и приклеиваем ствол. В прошлом году мы перекручивали ножки колбаски делая "косичку". Декоративно, но для детских пальчиков на начало учебного года оказалось непосильно. Рассматриваем салфетки, проговаривем вслух каждый цвет: зеленый, салатовый, красный, бардовый, желтый, персиковый, оранжевый. Скатываем из квадрата шарик (желательно показать, что некоторые салфетки при разрезании слипаются и их необходимо разъединять). Учим работатать с каплями клея: берем на кисточку крупную каплю, ставим внутри(!) круга. На каплю кладем шарик из салфетки, заполняем весь круг.

Предварительно нарезаем салфетки разных цветов на квадратики. Начало занятия: здороваемся конечно :) Познание: вспоминаем, что изменяется в природе осенью. Работа с антонимами: летом было жарко, а осенью...Небо было ясное, стало....Температура воздуха была высокая, а теперь... и т.д. Больше всего изменяются деревья. Закрепляем название частей и учим анологии: у дерева есть ствол - у человека? (туловище), ветви - руки, кора - кожа и т.д. Вводим новое слово: крона. Кусочек серого теста превращаем в колбаску /почему не коричневого спросите вы? потому что это вызывает у детей вполне понятные ассоциации и занятие, как правило, оказывается сорванным :(/ Проводим клеем полосочку и приклеиваем ствол. В прошлом году мы перекручивали ножки колбаски делая "косичку". Декоративно, но для детских пальчиков на начало учебного года оказалось непосильно. Рассматриваем салфетки, проговаривем вслух каждый цвет: зеленый, салатовый, красный, бардовый, желтый, персиковый, оранжевый. Скатываем из квадрата шарик (желательно показать, что некоторые салфетки при разрезании слипаются и их необходимо разъединять). Учим работатать с каплями клея: берем на кисточку крупную каплю, ставим  внутри(!) круга. На каплю кладем шарик из салфетки, заполняем весь круг. (фото 8)

Вот такие деревья у нас получились.

Вот такие деревья у нас получились.
 (фото 9)

В такой же салфеточной технике была выполнена эта коллективная работа:

В такой же салфеточной технике  была выполнена эта коллективная работа: (фото 10)

Жду Ваши комментарии и вопросы. Нужно ли публиковать весь годовой цикл занятий?
Надеюсь, что публикация будет интересна не только узким специалистам, но и родителям.
Всего наилучшего и здоровья вашим детям.

Ольга Александровна

Очень интересные занятия! Для первоклассников отличные работы будут! Спасибо!

Наталья Тукфеева

Спасибо, что заметили. По поводу первоклассников не знаю, у меня малыши занимаются. Хотя игрушки с каждым занятием становятся всё сложнее, возможно и подойдут /только тогда их нужно усложнить/.

MamaGleba

Очень-очень всё понравилось!