Автор(ы) | Ким Вероника, 8 класс |
Возраст | 12—15 лет |
Учебное заведение | МБОУ ДОД ЦДТ "Луч", г.Томск, Томская область, Россия |
Материалы | Газеты, журналы, лист А4, клей ПВА, черная ручка |
Педагог | Трофимова Наталия Олеговна |
Многие женщины в свободное время занимаются рукоделием. А каким рукоделием любите заниматься вы? Мне очень нравится лоскутное шитье или как его называют по научному ПЭЧВОРК. Лоскутным шитьем занимаются не только домашние рукодельницы, но и профессиональные художники. Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящной летний костюм или стеганый жилет).
Первые упоминания об этом искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных ХI в. Ткань – материал недолговременный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма обусловлены. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
Техника сшивания кусочков ткани и кожи на Руси появилась в незапамятные времена. Особую популярность она приобрела во второй половине ХIХ века, когда стала развиваться текстильная промышленность и во многих городах приступили к выпуску таких тканей, как красивые яркие сатины, ситцы, бязи и другие. А решила эту технику выполнить в виде, вот такого коллажа.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также ставить заплатки различной формы и расцветки. А почему бы мне не сделать заплату, но только из бумаги.
Задумка проста: выбрать понравившуюся картинку и обклеить ее бумагой из журнала, фон же сделать простым и неброским, а именно из газеты.
Сначала вырезаем маленькие кусочки газеты, можно конечно и порвать, но я думаю если нарезать, то будет лучше.
Перерисовываем рисунок на лист А4.
Постепенно, одним слоем наклеиваем газету.
Продолжаем обклеивать фон, не залезая на саму картинку.
Фон готов.
Нарезаем журнал, для самого рисунка.
Ориентируясь на выбранную картинку, наклеиваем бумагу, разных цветов.
Обводим контур рисунка черной ручкой. Вставляем в рамку.
На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. "Домострой"содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что в XVII веке в среде старообрядцев использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов.
Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма. В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название крогопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.
Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.
В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.
Сегодня искусство лоскутного шитья (печворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (печворк).
В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов,занимавшихся поиском новых средств выражения. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства.
Виды лоскутного шитья
Лоскутное шитье – понятие довольно обширное. Это современное рукоделие представлено различными видами и техниками. Вот некоторые (наиболее популярные) виды лоскутного шитья:
Традиционный пэчворк
Крэйзи-пэчворк (сумасшедший лоскуток)
Вязаный пэчворк
Японский пэчворк
Квилтинг
Техники лоскутного шитья
- Техника «Быстрые квадраты»
- Техника «Акварель»
- Техника «Полоска к полоске»
- Техника «Бревенчатая изба»
- Техника «Волшебные треугольники»
- Техника «Лоскутные уголки»
- Техника «Шахматка»
- Техника «Русский квадрат»
- Техника «Соты»
- Техника «Ляпачиха»
В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров. Более подробно с фестивалем можно познакомиться здесь: http://www.rusfolk.ru/ru/root112/2054/, http://nawe-rukodelie.ru/video/vishivanie/2013-onlajn-sekreti-loskutnogo-shitja-vistavka-loskutnaja-mozaika-rossii-master-klass.html, https://www.youtube.com/watch?v=Dm_DeYC2Y-c
Источники информации: http://www.quilters.ru/main/history.php, http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%F1%EA%F3%F2%ED%EE%E5_%F8%E8%F2%FC%B8, http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/remont-odezhdy-zaplatoy, http://www.jlady.ru/hobby/shite-loskutnoe.html
Необычно)
Спасибо большое!!!
Очень оригинально!
Спасибо большое!!! Вероника очень старалась!!!
Очень интересная работа!!! Молодец, Вероника!!!
Спасибо большое, Наталья!!!
Интересный подход... А вы не захотели сделать имитацию лоскутного шитья, то есть подобрать и состыковать кусочки по сторонам? Вроде хаотично шили только коврики лоскутные, но там пришивали за кончик и отгибали...
Спасибо большое, Лидия Леонидовна! Мы тут с Вероникой подумали и решили, что Вы правы. Пусть будет наша работы новым направлением лоскутного шитья, когда лоскутки нашиваются на основу в хаотичном порядке.
ОЧЕНЬ интересное решение.БРАВО ВЫДУМКЕ.
Спасибо большое!!!
Работа оформлена не полностью, нет фото оригинальных изделий в исторической части. Это может повлиять на итоговую оценку работы.
Спасибо большое за подсказку!!! Посмотрите мы исправили!!!