Автор(ы) | Ермоленко Соня |
Возраст | 10—11 лет |
Учебное заведение | МБОУ ДОД "СЮТ" объединение "Фантазия и умелые руки" рук. Иванищева С.Е. |
Материалы | Бумага, клей,краски |
Педагог | Иванищева Светлана Евгеньевна |
Гости дорогие! Не проходите мимо!
Зайдите в нашу лавку, полюбуйтесь нашими подносами.
Увидите нашу красоту - уже никогда не забудете!
Все краски уральской природы на этих чудесных изделиях!
А началось все с изготовления самого подноса в технике папье - маше. Чередуя слой за слоем бумагу и газету Соня создавала форму подноса.
И шкуркой пришлось поработать.
Детали для декора подноса изготовила в технике квилинг.
Веточки сделала из мятой бумаги.
Собрала рябиновые гроздья.
Мелкую зелень выполнила при помощи декоративного дыракола.
Украсила поднос золотистым ожуром.
Ягодам красного и оранжево - красного цвета, выходящим на передний план придавала объем, делая их выпуклыми при помощи ватной палочки.
А это вдохновитель. На него и ровнялись.
Далее небольшой вернисаж из подносов которые удалось собрать из семейных запасников одногруппников.
Знаменитая Нижнетагильская РОЗА - РОГОЗА.
И даже на пейзаж удалось полюбоваться.
А это прописи - шаблоны для начинающих.
Традиционно роспись выполняется в три этапа: пальцем делается подмалевок, затем сама роспись состоящая из двухцветных мазков и последее это декорирование приписочками и наведение бликов. Кисти для росписи берут беличьи, распределяют более длинные волоски на носочек кисточки, более короткие волоски на пяточку. Кисть прижимают плоскогубцами фиксируя расположение волосков. Приписочки блики делают тонкой пестреточной кистью.
У истоков нижнетагильской росписи находится урало-сибирская роспись.
Подобную роспись можно обнаружить в с. Верхняя Синячиха Свердловской области, где таким образом украшали дома.
С развитием железоделательного производства на Урале металлические орудия все шире начинают применяться в быту простых людей. Такие предметы быта многие мастера старались сделать привлекательными на вид, поэтому их украшают разными узорами, а также расписывают цветными красками. Да и сами хозяева производств, заметив, что красивый товар пользуется повышенным спросом, стали уделять некоторое внимание художественному декорированию. Одним из таких промышленников был Никита Акинфиевич Демидов (внук основателя династии). Никита Акинфиевич был увлечен не только производством, но и искусством, он много путешествовал, в том числе и за границей. Путешествуя по Европе Никита Акинфиевич, "подглядел" идею расписных лакированных металлических изделий. Подглядел - и решил основать собственную лакировальную фабрику.
В 1778 году началось обучение лакирному делу первой группы мастеровых. Лучшим мастером стал Андрей Худояров, считающийся основоположником лакового дела на Урале. Впоследствии Андрей Худояров основал свою красильную мастерскую и изобрел особый вид лака: "хрустальный" - прочный, влагостойкий, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Один из сказов П.П. Бажова посвящен этому лаку.
Зарождение нижнетагильской лаковой росписи по металлу обязано расширением в начале 18 века «железного» военного производства на Урале. Стремясь к совершенствованию технологии обработки железа, Никита Демидов, заводовладелец и ведущий поставщик металла для «военных нужд государства», закупал новейшее оборудование, в том числе партию плющильных прессов, при помощи которых изготавливали листовое железо. Активно развивались частных «лакерных» мастерские. А владельцы завода были, заинтересованны в максимально широком сбыте металла и в первую очередь бракованного листового железа. На бракованных металлических листах ставилось клеймо «БРАКЪ НТЗ». Именно из такого железа, прекрасно подходившего для бытовых целей, и изготавливались различные бытовые предметы с лаковой росписью.
Еще одной из причин появления в русской жизни лакированных подносов было активное распространение в России традиции чаепития, которое позднее утвердилось как русский национальный обычай. Мода на «чаевничание» спровоцировала кустарей-железоделов на создание из остатков проката подносов - плоского широкого блюда с высоким бортиком. Естественное желание повысить спрос на свою продукцию привело промысловиков к мысли о живописном украшательстве и подносы стали расписывать. По загрунтованному металлу наносился цветной фон (красный, синий, зеленый, черный), затем с помощью мягкой беличьей кисти выполнялась размашистая роспись — букет из разнообразных цветов. Роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения и напоминала роспись по дереву и бересте. Но ее цветовые сочетания, крупные изображения растительных мотивов создавали нарядное убранство подносов. На рубеже XVIII— XIX вв. в нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художников, создавшая новое направление росписи, которое приближало поднос к декоративной картине. Среди сюжетов, украшавших подносы, встречаются мифологические и исторические сцены, городские и сельские пейзажи. Подносы различали двух типов: подносы-картины и собственно подносы. Они различались по характеру использования: «скатертные» (были во всю ширину стола и как бы заменяли столешницу), «чайные», «рюмочные»…Тагильские подносы, называемые также уральскими или сибирскими, увозили на продажу на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки.
Первоначально мастерами росписи были мужчины. Была даже создана школа живописи, в которую принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Но постепенно мужчин-живописцев вытеснили женщины. Уже к середине 19 века нижнетагильский поднос имел не только свой собственный язык, к тому времени сложились семейные мастерские Перезоловых, Кайгородовых, Худояровых и другие. Был выработан канон нижнетагильской росписи по подносу: для махового мазка используется одновременно два цвета, один из них обязательно белый; Двойной мазок - это метод когда одновременно на кисточку набираются две краски, затем одним движением рисуются листья, лепестки. Особый «конек» тагильской росписи - три цветка, или, по-местному «розана», в центре композиции. Цвет фона может быть любым, но чаще всего черный, "черепаховый" или зеленый. Цветок - тагильская роза выполнен достаточно абстрактно. Перед нанесением рисунка подносы "воронили" - вываривали в масле, отчего получалась блестящая черная поверхность. Черепаховый (черно-коричневый пятнами) цвет получали, держа под подносом горящую свечку или кусок бересты. Зеленую краску делали из размельченного малахита.
В 30-40-е годы XIX века нижнетагильский подносный промысел достиг наивысшего рассвета. Слава о живописном искусстве мастеров вышла далеко за пределы Нижнего Тагила. Произошел обмен опытом между жостовскими и тагильскими мастерами. Это отрицательно сказалось на развитии тагильского промысла, традиционная тагильская роспись потеряла характерные ей черты и промысел пришел в упадок. Серьезное восстановление тагильской росписи началось в конце XX века. За этим следовало возрождение подносного промысла. В советское время известны артели "Пролетарий" (просуществовала до 1930-хх г.г.) и "Металлист" (работала до 1950-хх г.г.), а с 1950-х годов действовал цех росписи на заводе "Эмальпосуда". Однако мастера этого цеха в росписи подносов ориентировались не на почти забытую нижнетагильскую роспись, а на ставшей известной московскую (жостовскую) школу росписи. В соответствии с этой школой фон подноса должен быть черным, цветы - похожи на настоящие, а не абстрактные, а при рисовании использовались плавные переходы от темных тонов к светлым. Возрождение старинной техники началось в 1974 г. с постановления ЦК КПСС "О народных промыслах". Были найдены мастера, которые когда-то работали в старой нижнетагильской технике и могли вспомнить правила рисования различных элементов. Разыскивались и сами старинные подносы. Среди ветеранов росписи подносов, приложивших много сил для возрождения нижнетагильской росписи, были Арефьева И. А, Афанасьева А.В., Коровина А.С. Все они когда-то работали в артели "Пролетарий". Агриппина Васильевна Афанасьеваa сумела организовать коллектив молодых учеников, которым активно передавала свои умения и навыки. Нижнетагильская роспись переживает очередной расцвет: теперь оригинальный двухцветный мазок не обязательно содержит белый цвет, а цветы похожи на настоящие: роза, астра, мак, колокольчик и т.д. Были введены новые элементы, например, нижнетагильский стиль рисования уральской рябины.
Тагильский поднос сложный в исполнении, он требует не просто классического образования, а именно изучения данной техники.
Нижнетагильский лаковый поднос является прекрасным сувениром, как для зарубежных гостей, так и для жителей нашей страны. Сегодня мастера по росписи подносов продолжают традиции тех, демидовских мастеров, стараются сохранить сложившиеся приемы. Нижнетагильская роспись давно доказала свою красоту и уникальность, художественную ценность, работы уральских мастеров выставляются не только в крупнейших музеях страны, но и за границей.
http://orthodox.etel.ru/2006/44/17podnos.htm
http://www.blyablyas.com/ru/project/kamuflyazh_byta_tagilskii_podnos
http://site-metall.com/metal_mag/121-zhurnal-o-metale-6-istoriya-xudozhestvennogo.html
http://www.art66.ru/razdel/505
http://cozyhome.ucoz.ru/forum/6-80-2#4583 шикарные подносы, загляните не пожалеете.
Титанический труд и потрясающее терпение СУПЕР!!!!! Спасибо за полезную и интересную информацию!
Спасибо, Ольга рады, что Вам понравилось.
Отличное исполнение!!Очень красивый поднос! Но,пожалуйста отредактируйте запись оставив только основные ссылочки.
Спасибо за совет.
Шик, блеск, КРАСОТА!!!
Спасибо, Ирина за добрые слова!
СКАЗОЧНАЯ,ВОЛШЕБНАЯ КРАСОТА!!!СОНЕЧКА,УДАЧИ ТЕБЕ!!!
Спасибо, Елена Ивановна, обязательно передам Соне.
интересный текст,хорошие фото.не перестаёшь удивляться красоте!
Мы рады, что Вам понравилось.
просто я хочу освежить старый поднос,и думаю,как подступиться к нему
Я думаю к концу проекта Вы его освежите.
Потрясающе красивый поднос!!! А сколько труда в него вложено!!! Аплодирую стоя!!! Сонечка, браво!!!
Да, Наташа Сониной АККУРАТНОСТИ и ТЕРПЕНИЮ можно позавидовать!!!
Браво Учителю и ученику! Поднос получился на загляденье- такое точно не забудешь
Посмотрели на подносы- все бесспорно хороши!
Ну а Сонина поделка- это точно от души!
Спасбо, Лиля за стихи!
Спасибо за подарок.
Красиво!!Молодец!!
Спасибо, Леся.
Замечательная работа.
БОЛЬШОООЕ СПАСИБО!!!
Душа радуется, когда красота. А когда дети такое творят, то душа о восторга поет. Спасибо педагогам, что есть кто потом других, наверняка, такому ЧУДУ учить творить будет!!! ( Извините за каламбур). Душа , правда, поёт!!!!!
СПАСИБО, Вам за добрые слова!!!
Отличная работа! удачи на конкурсе!
Спасибо, Елена за пожелание!
Обольстительно красивая работа!!!! Браво Вам и Мастерице!!!!
Спасибо, Светлана за добрые слова!
Красота невероятная!!! Удачи Вам в конкурсе!!!
Спасибо, Анютка за пожелание!
Браво! Работа очень понравилась!
Спасибо , Светлана!
Отличная работа и описание такое подробное. Молодец!
Спасиб, Елена!
Я даже до сих пор не могу придти в себя! Какая же красотища! Вы мастера с золотыми руками!
Спасибо, Елена за добрые слова.
Какая красота, Соня - молодец!!!
Спасибо, Яночка, тебе тоже удачи в конкурсе!
Сонечка поднос выглядет очень красочно и нарядно, мне очень понравилось.
Сонечка - ты большая УМНИЦА!!! Такая красота! Победы в конкурсе!