Автор(ы) | Самохина Елена |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | Москва |
Материалы | Картон, картонная коробка, бумага офисная, салфетки, клей, краски, лак |
В своей работе я попыталась затронуть несколько этапов развития Московсковского ювелирного ремесла, подчеркнуть его разнообразие и многогранность.
В первой работе - височные кольца - хотела показать этап зарождение ювелирного ремесла в Москве (XIV век).
Несколько веков своей истории Москва была единым городом и в то же время состояла из множества поселений: обычных деревень и различных слобод (поселение ремесленников одной профессии). С давнего времени в Москве получила особое распространение ремесленная специализация по изготовлению предметов роскоши.
Особое развитие приобрело ювелирное, или «серебряное», дело. Среди ювелирных изделий чаще всего встречаются женские украшения. В древности женщины на Руси носили колты — подвески к головному убору. Иногда колты делали полыми внутри, куда закладывали пахучие травы или кусочки ткани, пропитанные ароматическими веществами.
Свои височные кольца сделала из скрученных салфеточных жгутиков и бумажных бусин.
Моя попытка освоить "бумажную скань".
Скань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
Во второй работе - жемчужное колье с кулоном - соединила скань (кулон и золотые бусины) с жемчугом, который был любимым материалом ювелиров во все времена. Вот такое "жемчужное" колье получилось у меня.
Кулон из картона (несколько слоев), жемчужины и основа сканных бусин - из офисной бумаги, на бусины и на кулон наклеены скрученные вдвое салфеточные жгутики.
Процесс создания жемчужин.
Скрученные бусины покрашены перламутровой краской (на фото это не очень заметно), затем лаком.
В третьей работе хотела показать красоту ювелирной эмали, точнее сложную технику перегородчатой эмали. Для своего ларца использовала: картонную коробку из-под чайных пакетиков, картон канцелярский, салфетки однослойные (чтобы нити моей скани были тоньше), клей ПВА, клей "Момент кристалл", золотую автомобильную краску в балончике, гуашь и художественный лак.
Жгутики в одну салфеточную нитку клеила на ПВА (по принципу техники пейп-арт Татьяны Сорокиной), жгутики из двух салфеточных нитей клеила на Момент.
В разобранном виде.
До покраски.
Далее фото с разных ракурсов.
И еще раз мои скромные творения вместе.
Москва как центр ювелирного искусства получила известность намного раньше, чем Петербург. Став столицей самостоятельного княжества в XIII в., она уже в первой половине XIV в. начала строить собственную крепость, названную Кремлем, который к концу XV в. принял нынешний облик. Первое упоминание о кремлевских сокровищах относится к 1476-1478 гг., когда в Москву из завоеванного Новгорода было доставлено 300 возов жемчуга, золота, серебра и драгоценных камней. Спустя несколько лет на территории Кремля был построен Казенный двор для хранения государственной казны.
В пополнении казны большая заслуга принадлежит великому князю Ивану III (1440-1505), который, располагая значительными денежными средствами, скупал ювелирные изделия московских мастеров, а также в странах Запада и Востока. К концу XV в. на службе у князя состояла целая армия искусных мастеров, которые чеканили изображения высокого рельефа, применяли эмаль, чернь, использовали резьбу, литье, басму и скань.
В духовных московских князей имеются указания на золотые и серебряные вещи, часть которых сделана московскими мастерами. Выражения вроде «…а что есмь нынеча нарядил два кожуха с аламы с жемчугом» говорят о том, что названные кожуха были сделаны в Москве, а не привезены со стороны. Недаром же потомки Калиты хорошо помнили некоего ювелира Парамшу («…икона золотом кована Парамшина дела»), конечно, потому, что он был, по-видимому, известный в Москве мастер золотых и серебряных дел.
Образцом московского ювелирного ремесла является оклад Евангелия, наряженного боярином Федором Андреевичем Кошкой в 1392 г. Этот бесспорный памятник московских мастеров имеет на краях лицевой доски оклада надпись, что Евангелие оковано «…повеленьем раба божья Федора Андреевича».
Железных дел мастера изготавливали железные и бронзовые булавки, подвески различной формы, круглые пуговицы с выступом в центре. Кроме булавок и пуговиц столичные ремесленники производили украшения для праздничных нарядов жителей: височные кольца, перстни, браслеты. Височные кольца - один из наиболее распространенных типов женских украшений, которые крепились к головному убору.
Височные кольца 12 век. Золото; чеканка, скань, зернь. (Государственные музеи Московского Кремля. Москва)
Многие ремесленники выполняли царские заказы, например, басманники (кстати, давшие имя Басманным улицам Москвы). Басманники занимались чеканкой по металлу. Басмой на Руси называли один из видов техники тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц — басманных досок. По сравнению с чеканкой, изготовление рельефных рисунков с применением техники басмы существенно экономит время и повышает производительность труда.
Оклад иконы "Богоматерь Владимирская". Москва, конец XIV - начало XV века. Золото, драгоценные камни, чеканка, басма.
Уже в XV веке работы московских мастеров получают самую высокую оценку современников. Ювелиры Москвы отлично пользовались разнообразными приемами обработки изделий из драгоценных металлов: чеканкой, чернью, резьбой, литьем. Но исключительного совершенства они достигли в технике скани. Превосходным памятником сканого искусства XV века является золотой оклад на икону Владимирской богоматери.
Оклад иконы "Богоматерь Владимирская". Москва, первая треть XV века. Золото, чеканка, скань.
Жемчуг всегда был одним из любимых украшений русских людей. Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы религиозного культа.
Евангелие Дмитрия Пожарского. Москва, 1613 год. Серебро, драгоценные камни, жемчуг, чеканка, чернь, золочение.
В Древней Руси жемчугом украшали не только государские одежды, но и одежды князей, бояр. Крупные жемчужины овальной формы считались самыми дорогими.
На портрете известного русского художника Ивана Николаевича Крамского запечатлена императрица Мария Федоровна, жена Александра III, шею которой обвивают жемчужные бусы, а грудь украшает брошь с подвесками из четырех крупных грушевидных жемчужин.
В 70-е годы XV века столицей объединенных русских княжеств становится Москва, вскоре превратившаяся не только в политический, но и в культурный центр государства. Именно здесь сосредоточились основные художественные силы страны, в частности, и лучшие мастера-ювелиры, которые заботливо охраняли старые традиции и создавали новые стилистические направления в своем искусстве.
XV-XVI века отмечены активным развитием самых различных видов искусства и многочисленных ремесел, существовавших в домонгольской Руси. Этому немало способствовала организация на территории Московского Кремля ряда мастерских, в частности, Золотой и Серебряной палат, впоследствии слившихся вместе с другими в Оружейную палату. В кремлевских мастерских работали лучшие русские иконописцы, чеканщики, резчики, серебряники, золотошвеи.
С середины XVI века, и особенно в XVII столетии эмаль становится основным украшением вещей из серебра, золота и даже меди. Эмалью издавна украшались самые различные изделия: дорогостоящие, главным образом, золотые или серебряные, предметы культового назначения — потиры, чаши, панагии, оклады икон или книг. Широко применялась она и для декорирования предметов дворцового и парадного обихода — государственных регалий, головных уборов, оружия, костюмов, драгоценных изделий.
Русская Ювелирная эмаль (в том числе и Московская) вызывает в воображении нарядные ларцы, чаши, кубки, главным образом, из золота и серебра, разнообразные ювелирные изделия, поверхность которых украшена ярким узором: блеск его, богатство и красочность цветовой гаммы, чистота и прозрачность тонов спорят с драгоценными камнями искусной огранки.
Оклад иконы "Богоматерь Умиление". Москва, 1я треть XVII века.Золото, драгоценные камни, жемчуг, скань, эмаль.
В первой половине XVIII в. в Москве наблюдается некоторый упадок золотого и серебряного дела, и главный российский центр ювелирного искусства надолго перемещается в Петербург. Туда же переводятся лучшие ювелиры из Москвы. Город стал испытывать финансовые трудности, но тем не менее, ювелирное дело в Москве не заглохло. Именно московские эмальеры внедрили новый технологический прием, ранее не применявшийся в русском ювелирном деле, - многоцветную, прозрачную «оконную» эмаль, которая подобно витражу прозрачна на просвет.
Произведения эмальерного искусства второй половины XIX века отличаются исключительным многообразием обработки материала и сложностью изготовления. Восстанавливаются некоторые забытые технические приемы, в частности, возрождается на новой технологической основе перегородчатая эмаль; по-прежнему используется эмаль в сканом обрамлении, совершенствуется техника применения полупрозрачной и светлой опалесцирующей эмали (переливающейся перламутровыми тонами).
Во второй половине XIX века в Москве создаются крупные ювелирные объединения, использующие новые приемы обработки драгоценных металлов. Владельцы этих объединений собирают в своих мастерских лучших специалистов, приглашают для работы ведущих художников, искусствоведов. В Москве хорошей репутацией пользовались фирмы Сазикова, Овчинникова, Хлебникова, Семенова, Рюкерта.
Работа Федора Рюкерта (1840-1917). Знаменитая мастерская прославилась своей удивительной эмалевой живописью, запечатлевшей красоту и обаяние русской старины. С 1910-х по 1917 Рюкерт - владелец фабрики серебряных изделий в Москве (находилась на Воронцовской улице, 29) в собственном доме. В доме были предусмотрены помещения под мастерские, кабинеты и жилые комнаты. Здесь же Рюккерт проводил долгие часы с Фаберже, обсуждая проекты.
Особенно активно мастер сотрудничал с московским отделением фирмы Фаберже, выполняя для него множество произведений с эмалью. Из мастерской Рюкерта выходило до 80% всех изделий с клеймом «Фаберже».
Конфетница. Москва, фирма И.Хлебникова, 1908-1917. Серебро, золочение, скань, эмаль.
Хлебников Иван Петрович (1819 - 1881) - русский эмальер, занимающий ведущее место среди мастеров московской ювелирной школы.
После революции 1917 г. развитие ювелирной отрасли сильно затормозилось, но не остановилось. Хотя Фаберже уехал из России, но ювелирных дел мастера остались. Они организовали артель, которая выросла с годами в Московскую ювелирную фабрику. Располагалась она на Пушечной улице, а в 1970 г. переехала на новое место и стала называться Московским экспериментальным ювелирным заводом. Здесь работали исключительно с золотом и драгоценными камнями, создавая опытные образцы и модели, на базе которых затем выпускались серийные изделия. На заводе сложилась своя школа и традиции. Выходившие отсюда ювелирные изделия демонстрировались на международных выставках и конкурсах, получали призы и награды. Работали и другие предприятия и мастерские, снабжавшие немногочисленные ювелирные магазины.
В настоящее время Москва является основным центром ювелирного производства, где размещено большинство российских ювелирных предприятий.
Есть в Москве Московская Школа художественных ремесел – Московский филиал Высшей школы народного искусства. Московская школа художественных ремесел является одним из старейших учебных заведений России по подготовке специалистов в области ювелирного искусства. В ней накоплен многолетний опыт подготовки ювелиров. Он включает опыт того времени, когда школа была профессионально - техническим учебным заведением, также опыт школы в статусе колледжа, а теперь накопился опыт работы как высшего учебного заведения.
Используемые источники: все фотографии работ московских ювелиров взяты вКаталоге-путеводителе по Оружейной палате Московского Кремля, исключая портрет императрицы и эмалевые работы, которые нашла на Яндекс картинках; информацию нашла здесь http://www.oldru.com/moscow/moscow57.htm
Спасибо за внимание!
Спасибо за интересную подачу материала.
Вам большое спасибо, что заглянули ко мне и оценили мой труд!
Лена! Молодец. Очень красивый ларец и прекрасный материал в дополнение!
Олечка, спасибо Вам большое за похвалу меня и моей работы!
Замечательный пост!!!
Наталья, спасибо огромное!
Леночка!!! Шкатулочка у тебя действительно ювелирная......!!!!! Очень интересно сделана!!!
Светочка, спасибочки! Шкатулочка - полнейший экспромт, а в покраске принимало участие все семейство, даже муж... он золото доставал... его заслуга, что ларец весь такой ювелирнозолотой.
Какая красота!!! Потрясающая работа!!! Удачи тебе, Леночка, и только победы!!!
Натулечка, спасибо! Я, в свою очередь, очень желаю победы тебе и твоим чудесным работам! Ты победишь, приедешь в Москву и мы встретимся... у меня тут ежики скопились, и подарочки дневрожденьевские ты уж извини меня рассомаху, что не отправила вовремя
Ленуся, поздравляю!!! Твоя работа достойна только победы!!! Если ты будешь продолжать участие в очном конкурсе, можно к тебе обратиться с просьбой встретить мою работу и доставить на выставку? Если да, всё остальное напишу тебе в личку, до связи!!!
Натулечка, дорогой ты мой человечек, спасибо! Жаль, конечно, что ты сама не сможешь приехать, очень хотелось познакомиться очно. Не волнуйся, работу встречу и доставлю, буду рада быть полезной тебе. А я конечно продолжу участие, мне то проще, я же в Москве.
Леночка, спасибо большое!!! Ты настоящий друг!!! Пошла писать тебе письмо в личку)))))
да тут боГачества какие! Красоты неземной- цены немалой!!! Спасибо за рассказ неспешный, да науку нужную, да усладу для глаз- поделки драгоценные!
Лиля, спасибо Вам большое, за дивный комментарий, столь ласкающий уши и окрыляющий!
Замечательная шкатулка.
Тамара, спасибо! Ваши работы великолепны, обязательно должны стать победителями и представлять СМ на выставке!
Леночка, приветик!!!!! Забегала к тебе несколько раз сегодня, ждала. когда закончишь описание))) Пост очень красивый и интересный, зачиталась, залюбовалась....супер))) Ленусик, работы твои хороши, так все аккуратненько и мастерски выполнено, мне очень понравилось!!!!!!!! УМНИЧКА!!!!!!!!!!!!!!!! От всей души желаю тебе удачи в игре!!!!!!!!!!
P.S. А я теперь знаю, как ты выглядишь, видела отчет о встречи у Иры, Ленчик, ты такая хорошенькая-прелесть!!!!!!!!!!!!
Наталья, присоединяюсь к твоему постскриптуму), я тоже увидела у Иришки репортаж и влюбилась))))) Вот поэтому Лена и скрывается от нас под листочком с божьей коровкой, боится, что от поклонников(иц) не отобьётся)))))
)))))))))) Насмешила меня, Натуль)))))) Точно-точно...нас уже двое, влюбленных в Ленчика, а если бы все ее видели....страшно подумать))))))))))))
Все видели фоторепортаж со встречи, а я не видела почему-то...Девчонки, дайте ссылочку, плииииз, куда сбегать на Лену полюбоваться...
Светик, вот ссылочка, любуйся)))) https://podjem-tal.ru/node/634878?c=favusers
Наташенька, спасибо тебе, дорогая! Уже сбегала. Полюбовалась. Всплакнула. Порадовалась. Эх, молодцы девчонки!!!!
Да, Светик, девчонки действительно молодцы, у них такой дружный коллектив свит-мастериц))) Умнички!!!!!
Наташи и Света, спасибо мои хорошие, что вы со мной, за ваше внимание, за поддержку, за добрые слова в мой адрес, без вас и вашего участия у меня бы ничего не получилось!
Я боялась всех напугать своей физиономией, да отвадить гостей А если серьезно, действительно, пора бы аватарку сменить на истинное лицо.
Наташенька, спасибо, миленькая! Читаю и перечитываю твой комментарий, так растрогалась... знаешь, что подумала, хорошо, что 1 апреля в Москве была аномальная погода, а ты заглянула посмотреть мой репортаж, я сразу почуяла родственную душу... я так рада, что мы подружились! Спасибо за добрые слова и поддержку!
)))) Ленусечка, хорошая моя, как приятно!!!!!!!!!!!! Я тоже очень рада, что мы познакомились тогда и подружились....урааааа!!!!!!!!
Чудесный пост! Прекрасная работа!
Кристина, большое спасибо!
Какая красивая работа!
Елена, спасибо!
Чудесная работа! Лена, чужие фото перезагрузи, пожалуйста, вторым способом, чтоб не стоял твой ник.
Леночка, спасибо большое! Все исправила, я очень тебе благодарна, что подсказала как правильно все сделать!
Какая прелесть,Леночка-полнейшая имитация!!!Очень хороша и шкатулочка и украшения-БРАВО!!!УДАЧИ!!!
Елена Ивановна, большое спасибо! Мне так приятно Ваше внимание!
Лена, как здорово! Интересно! Удачи и вдохновения, дорогая.
Людочка, спасибо большое!
Роскошь!
Спасибо большое! Я старалась достичь именно такого эффекта.
Лен, ну до чего ж хорош ларец! Я ведь даже обманулась сначала - думала, что это реальный фоторепортаж с выставки...
Светочка, спасибо! Я очень рада, что ты заглянула и мне лестно, что ты даже по началу обманулась, значит я не зря старалась передать эффект столичной роскоши.
Огромное СПАСИБО, что для работы взяли наш родной город, с удовольствием прочитала ваш пост. Сундучек- прелесть. До сих пор каждая московская красавица мечтает о таком ларце с украшениями.
Большое спасибо! В поисках информации узнала, что наш родной город богат на ремесленников, причем, был богат, сейчас богат, думаю, будет и дальше богат, иначе нельзя!
Леночка, бесподобный ларец! Ни за что бы не догадаться из чего! Ювелирный и всё тут! Удачи!
Танечка, спасибо! Теперь мой ювелирный поедет на выставку
Леночка восхитительно, богато, реалистично и очень красиво!!!
Лиличка, спасибо, милая, за восторженный отзыв! Вот думала с мамой на выставке познакомлюсь, а у нее учеба...
Ленусик,привет!
Как же всё красиво!Особенно ожерелье жемчужное! Фантазия у тебя необыкновенная! Удачи тебе от всей души!!!
Тоже сбегала посмотрела по ссылке...ах!как хорошо вы встретились и как ты хороша!!!
Лилечка, спасибо, дорогая! Встретились мы тогда душевно...
Леночка, очень красивый ларчик, просто супер!!! и бусики, и колечки - просто замечательные!!! Желаю победы!!!
Танечка, спасибо!
Лена, и как у тебя получается такую красоту творить! Я в полном восторге, ооочень и очень красиво! Удачи тебе в конкурсе!
Викуль, спасибо тебе, моя хорошая, твое пожелание удачи мне очень пригодилось! Теперь буду в очном конкурсе участвовать.
Прекрасные работы, трудно сказать, что сделано из бумаги! Очень интересно!
Танечка, спасибо! Хочу поделиться, принеприменно, с тобой своей радостью, у меня первое место, я очень счастлива!
Поздравляю!!!
Сколько красоты! Прелесть!
Аришенька, спасибо! А почему же ты не участвовала?
Аватарка какая хорошенькая!
Спасибо за комплимент! Я в этот раз решила от конкурсов отдохнуть, обленилась совсем. Леночка, поздравляю тебя с первым местом!
Лена! С победой тебя! молодец! Так держать!
Олечка, спасибо Вам большое за добрую дружескую поддержку! А Вы приедите в Москву, представлять свои работы?
Ленусь!!! Привет!!! Поздравляю с победой!!! Ура!! Я за тебя болела!!!
Танечка, спасибо! Я рассчитывала, что наши работы будут рядом стоять, я тоже всей душой была за твои работы, особенно за шкатулки, уж больно они реалистичные...
ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС С ПОБЕДОЙ,ЛЕНОЧКА!!!
Спасибо большое, Елена Ивановна, за поздравления и за шикарные искрящиеся розы!