Традиционный народный костюм русского населения Прикамья

Бумажная радуга ремёсел
2 местоНаградные документы
Работа заняла
2 место
В избранных: 5
В избранных: 5

Поделиться:

Автор(ы) Ажгихина Наталья Ивановна
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение г. Пермь
Материалы гофрополоски

Кукла в уральском народном костюме и головном уборе.

Кукла в уральском народном костюме и головном уборе. (фото 1)

Костюм состоит из рубашки, сарафана и головного убора. Рукава и подол украшены набойным или печатным узором. Сверху предмет поясной одежды-передник, запон.

Костюм состоит из рубашки, сарафана и головного убора. Рукава и подол украшены набойным или печатным узором. Сверху предмет поясной одежды-передник, запон. (фото 2)
 
Традиционный народный костюм русского населения Прикамья (фото 3)
 
Традиционный народный костюм русского населения Прикамья (фото 4)
 
Традиционный народный костюм русского населения Прикамья (фото 5)
 
Традиционный народный костюм русского населения Прикамья (фото 6)
 
Традиционный народный костюм русского населения Прикамья (фото 7)

На голове-шамшура, самшура, шашмура. Считалось, чем богаче будет украшен головной убор, тем счастливее будет его хозяйка. Прикасаясь к земле и к травам, женщина надеялась, что передаёт земле силу плодородия, скрытую в орнаменте вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.
Украшение костюма и головного убора - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные послания, которые можно читать, как книгу. Каждый солярный знак имел своё значение и смысл. Это символика солнца, воды, хозяйства, усадьбы, плодородия, древо жизни. Они обозначались зачастую геометрическими формами.
Из этих же геометрических форм состоят и фигуры людей, зверей, птиц, растений.

В древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с религиозным верованием славян, главным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли, плодородия. Она изображалась в образе величавой женской фигуры, окружённой цветами, зверями.

 На голове-шамшура, самшура, шашмура. Считалось, чем богаче будет украшен головной убор, тем счастливее будет его хозяйка. Прикасаясь к земле и к травам, женщина надеялась, что передаёт земле силу плодородия, скрытую в орнаменте вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.
Украшение костюма и головного убора - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные послания, которые можно читать, как книгу. Каждый солярный знак имел своё значение и смысл. Это символика солнца, воды, хозяйства, усадьбы, плодородия, древо жизни. Они обозначались зачастую геометрическими формами.
Из этих же геометрических форм состоят и фигуры людей, зверей, птиц, растений.

 В древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с религиозным верованием славян, главным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли, плодородия. Она изображалась в образе величавой женской фигуры, окружённой цветами, зверями.  (фото 8)

В
Прикамье было распространено изготовление узорных набивных тканей, окраской и
печатанием холстов занимались мастера-синильщики, открывавшие во многих крупных
селах свои мастерские. Набойку, набивные ткани особенно часто использовали для
сарафанов, которые так и называли – "набойными" или
"печатными". Для такой набойки я использовала штамп, чернила Стазон, кальку и 2-х сторонний скотч.

В<br>Прикамье было распространено изготовление узорных набивных тканей, окраской и<br>печатанием холстов занимались мастера-синильщики, открывавшие во многих крупных<br>селах свои мастерские. Набойку, набивные ткани особенно часто использовали для<br>сарафанов, которые так и называли – "набойными" или<br>"печатными". Для такой набойки я использовала штамп, чернила Стазон, кальку и 2-х сторонний скотч. (фото 9)

Для Уральского народного костюма ткали как однотонный белый, так и крашеный холст.
Синий холст шел на изготовление сарафанов и кафтанов, а наиболее популярной для
изготовления одежды была пестрядь: двуцветная или трехцветная в мелкую клетку –
"рубашная", в полоску – "штанная". Для рубах, фартуков,
нижних юбок в некоторых районах использовали узорные браные и выборные ткани. Основным материалом для производства тканей оставался
лен, хотя в начале XX века на ярмарках стали приобретать хлопчатобумажные нитки
и ткать "бумажный" холст. На изготовление сезонной верхней одежды
использовалось домашнее полусукно – пониточина. Местные традиции ткачества и
орнаментации тканей в каждом районе накладывали свой отпечаток на колорит и
особенности костюма.

Из покупных тканей чаще всего приобретались ситец, сатин, атлас, шелк, плис, репс,
сурь. На ярмарках покупались и некоторые предметы одежды, ставшие особенно
популярными, – платки и шали, а также кустарного производства пояса, и обувь –
сапоги, узорные валенки и ботиночки.
Наиболее яркие этнические черты сохранял женский костюм, основными элементами
которого были рубаха и сарафан. Повсеместно в Прикамье была распространена
рубаха с наплечными вставками – прямыми ноликами. Позже в Северном Прикамье
рубахи стали шить на кокетке, а в Южном Прикамье, где рубахи предпочитали шить
из покупных тканей, распространился бесполиковый покрой, когда рукава напрямую
пришивались к переднему и заднему полотнищам рубахи. Обычно рубаху шили из двух
частей: верхнюю – рукава – из более тонкого холста или покупного материала, а
нижнюю – становину, подставу, стан — из более грубого холста. По вороту,
рукавам, поликам, а позднее и по кокетке рубахи орнаментировали браным
ткачеством или вышивкой. Вышивались не только белые, но иногда и цветные
пестрядинные рубахи.


В Прикамье отмечено несколько разновидностей сарафана. Наиболее ранним видом
сарафана следует считать "глухой" сарафан, в ранних вариантах –
туникообразного покроя. В начале XX века этот сарафан сохраняли старообрядцы
часовенные Добрянки, Лысьвы, Чайковского. В Чайковском районе он известен под
названиями горбач, горбун. В XVIII – XIX веках наиболее распространенным типом
сарафана был косоклинный сарафан, сшитый из двух передних прямых полотнищ и
заднего полотна, между которыми вставлялись клинья. С середины XIX века во
многих районах он вытесняет и более архаичные виды сарафанов, например круглый
сарафан, выполненный из нескольких прямых полотнищ без клиньев, собранных в
боры.
Кроме сарафана, в Прикамье почти повсеместно для обозначения этого вида одежды
употребляли слово дубас, в Еловском районе – верхница, в русских деревнях
Гайнского и Косинского районов – сушин, шушин. Этими терминами преимущественно
называли более старые виды сарафанов, чаще всего косоклинные или выполненные из
домотканого холста.
Комплекс традиционного костюма с сарафаном в конце XIX – начале XX веков начинает
активно вытесняться юбкой с кофтой, чаще всего называемых "парочкой".
Особенно активно распространение "парочки" происходило в городах и
заводских поселках, в пригородных и подзаводских деревнях. В некоторых районах
появление нового вида одежды обусловило формирование местных переходных
вариантов: в Южном Прикамье, например, кофта часто дополняла обычный костюм с
сарафаном. Своеобразный вид "парочки" сложился в деревнях
Соликамского и Усольского районов, где появились "парочки",
выполненные из домотканого холста и сукна: пестрядинная рубаха носилась в
комплекте с клетчатой или полосатой юбкой с оборкой тканкой или полусуконной
сукманкой.
Сарафаны обычно подпоясывали поясами, в северных районах их еще называли
покромками, опоясками. Поясной одеждой были
также передники, запоны, составлявшие необходимый элемент как праздничного, так
и будничного костюма. Их шили как с грудкой, так и без нее. Разнообразием
отличались женские головные уборы, как древние, так и более поздние. В Северном
Прикамье, большей частью на территории бывшего Чердынского уезда, получил
распространение головной убор кокошник, состоящий из твердого полукруглого
очелья, украшенного позументом, бисером, перламутром, золотой нитью, тыльная
часть кокошника была мягкой, в виде чепца. На большей части территории Прикамья
знали другой вид головного убора – шамшуру, самшуру, шашмуру, чепец.

Шамшура была круглой формы, с твердой украшенной верхней частью и носилась с
платком, свернутым широкой полосой, и повязанным так, чтобы видна была
орнаментированная затылочная часть. Под разными названиями – кокошник, сборник,
повойник, чохлик, шамшура, сорока – были известны головные уборы в виде мягкой
шапочки, обычно надеваемые под платок. В южных районах Прикамья в начале XX в.
в качестве девичьих и женских головных уборов были известны кружевные косинки,
файшонки, отличие женского от девичьего при этом определялось по манере
ношения. Исключительно девичьими головными уборами считались девичьи повязки из
позумента.
Использовано: Александр Васильевич Черных. "Народы Пермского
края. Культура и этнография" - Пермь: Издательство "Пушка", 2007

По первому ряду солярные знаки Солнца, по второму-земли. Знаками украшали не только головные уборы и одежду, но и деревянные дома, утварь.

Эл

Хороша уралочка, по воду пошла...

 

Наташа А.

Спасибо.

Ольга Александровна

Очень красивая уралочка!

Наташа А.

Ольга Александровна, спасибо.

ЛеночкаТ

Ураааа!!!!!И Наташенька  к нам  подоспела!!!!!Умница!

Наташа А.

Леночка, спасибо. Совсем ничего ни где не успеваю. Задумка другая была, а появилась эта кукла.

Жукова Елена Ивановна

Наташа, ссылки поставь на источники. Уралочка красавица!

Наташа А.

Лена, ссылку поставила. Спасибо.

Наталья Плиско

Чудесная куколка!!! Прелесть!!!

Наташа А.

Наташа, благодарю за отзыв.

Ларисочка

Очень красивая уралочка-куколка!!!!!браво

Наташа А.

Лариса, спасибо.

Белова Светлана

Интересная красавица!!!

Наташа А.

Спасибо.

Елена Крошко

Наталья очень хорошая работа. Только поправьте немного название согласно Условия участия

Тема работы. Темой является название промысла, например, "Дымковская игрушка" или "Праздничный крестьянский костюм Тульской губернии".

И добавьте фото в историческую часть.

Историческая часть. Краткая история промысла или ремесла: время, место, материалы, основные особенности. Фотографии или рисунки исторических или современных подлинных изделий.

Наташа А.

Лена, фото не подгрузились с листа, добавлю вечером. А название сейчас поправлю. Спасибо.

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Как хороша!

Гайдаенко Елена

Красиво получилось! супер!

Пустовит Елена Ивановна

Наташа,примите и моё восхищение!!!ПРЕКРАСНАЯ РАБОТА-БРАВО!!!