Автор(ы) | Ажгихина Наталья Ивановна |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | г. Пермь |
Материалы | гофрополоски |
Кукла в уральском народном костюме и головном уборе.
Костюм состоит из рубашки, сарафана и головного убора. Рукава и подол украшены набойным или печатным узором. Сверху предмет поясной одежды-передник, запон.
На голове-шамшура, самшура, шашмура. Считалось, чем богаче будет украшен головной убор, тем счастливее будет его хозяйка. Прикасаясь к земле и к травам, женщина надеялась, что передаёт земле силу плодородия, скрытую в орнаменте вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.
Украшение костюма и головного убора - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные послания, которые можно читать, как книгу. Каждый солярный знак имел своё значение и смысл. Это символика солнца, воды, хозяйства, усадьбы, плодородия, древо жизни. Они обозначались зачастую геометрическими формами.
Из этих же геометрических форм состоят и фигуры людей, зверей, птиц, растений.
В древности образное решение русской народной вышивки зачастую было связано с религиозным верованием славян, главным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли, плодородия. Она изображалась в образе величавой женской фигуры, окружённой цветами, зверями.
В
Прикамье было распространено изготовление узорных набивных тканей, окраской и
печатанием холстов занимались мастера-синильщики, открывавшие во многих крупных
селах свои мастерские. Набойку, набивные ткани особенно часто использовали для
сарафанов, которые так и называли – "набойными" или
"печатными". Для такой набойки я использовала штамп, чернила Стазон, кальку и 2-х сторонний скотч.
Для Уральского народного костюма ткали как однотонный белый, так и крашеный холст.
Синий холст шел на изготовление сарафанов и кафтанов, а наиболее популярной для
изготовления одежды была пестрядь: двуцветная или трехцветная в мелкую клетку –
"рубашная", в полоску – "штанная". Для рубах, фартуков,
нижних юбок в некоторых районах использовали узорные браные и выборные ткани. Основным материалом для производства тканей оставался
лен, хотя в начале XX века на ярмарках стали приобретать хлопчатобумажные нитки
и ткать "бумажный" холст. На изготовление сезонной верхней одежды
использовалось домашнее полусукно – пониточина. Местные традиции ткачества и
орнаментации тканей в каждом районе накладывали свой отпечаток на колорит и
особенности костюма.
Из покупных тканей чаще всего приобретались ситец, сатин, атлас, шелк, плис, репс,
сурь. На ярмарках покупались и некоторые предметы одежды, ставшие особенно
популярными, – платки и шали, а также кустарного производства пояса, и обувь –
сапоги, узорные валенки и ботиночки.
Наиболее яркие этнические черты сохранял женский костюм, основными элементами
которого были рубаха и сарафан. Повсеместно в Прикамье была распространена
рубаха с наплечными вставками – прямыми ноликами. Позже в Северном Прикамье
рубахи стали шить на кокетке, а в Южном Прикамье, где рубахи предпочитали шить
из покупных тканей, распространился бесполиковый покрой, когда рукава напрямую
пришивались к переднему и заднему полотнищам рубахи. Обычно рубаху шили из двух
частей: верхнюю – рукава – из более тонкого холста или покупного материала, а
нижнюю – становину, подставу, стан — из более грубого холста. По вороту,
рукавам, поликам, а позднее и по кокетке рубахи орнаментировали браным
ткачеством или вышивкой. Вышивались не только белые, но иногда и цветные
пестрядинные рубахи.
В Прикамье отмечено несколько разновидностей сарафана. Наиболее ранним видом
сарафана следует считать "глухой" сарафан, в ранних вариантах –
туникообразного покроя. В начале XX века этот сарафан сохраняли старообрядцы
часовенные Добрянки, Лысьвы, Чайковского. В Чайковском районе он известен под
названиями горбач, горбун. В XVIII – XIX веках наиболее распространенным типом
сарафана был косоклинный сарафан, сшитый из двух передних прямых полотнищ и
заднего полотна, между которыми вставлялись клинья. С середины XIX века во
многих районах он вытесняет и более архаичные виды сарафанов, например круглый
сарафан, выполненный из нескольких прямых полотнищ без клиньев, собранных в
боры.
Кроме сарафана, в Прикамье почти повсеместно для обозначения этого вида одежды
употребляли слово дубас, в Еловском районе – верхница, в русских деревнях
Гайнского и Косинского районов – сушин, шушин. Этими терминами преимущественно
называли более старые виды сарафанов, чаще всего косоклинные или выполненные из
домотканого холста.
Комплекс традиционного костюма с сарафаном в конце XIX – начале XX веков начинает
активно вытесняться юбкой с кофтой, чаще всего называемых "парочкой".
Особенно активно распространение "парочки" происходило в городах и
заводских поселках, в пригородных и подзаводских деревнях. В некоторых районах
появление нового вида одежды обусловило формирование местных переходных
вариантов: в Южном Прикамье, например, кофта часто дополняла обычный костюм с
сарафаном. Своеобразный вид "парочки" сложился в деревнях
Соликамского и Усольского районов, где появились "парочки",
выполненные из домотканого холста и сукна: пестрядинная рубаха носилась в
комплекте с клетчатой или полосатой юбкой с оборкой тканкой или полусуконной
сукманкой.
Сарафаны обычно подпоясывали поясами, в северных районах их еще называли
покромками, опоясками. Поясной одеждой были
также передники, запоны, составлявшие необходимый элемент как праздничного, так
и будничного костюма. Их шили как с грудкой, так и без нее. Разнообразием
отличались женские головные уборы, как древние, так и более поздние. В Северном
Прикамье, большей частью на территории бывшего Чердынского уезда, получил
распространение головной убор кокошник, состоящий из твердого полукруглого
очелья, украшенного позументом, бисером, перламутром, золотой нитью, тыльная
часть кокошника была мягкой, в виде чепца. На большей части территории Прикамья
знали другой вид головного убора – шамшуру, самшуру, шашмуру, чепец.
Шамшура была круглой формы, с твердой украшенной верхней частью и носилась с
платком, свернутым широкой полосой, и повязанным так, чтобы видна была
орнаментированная затылочная часть. Под разными названиями – кокошник, сборник,
повойник, чохлик, шамшура, сорока – были известны головные уборы в виде мягкой
шапочки, обычно надеваемые под платок. В южных районах Прикамья в начале XX в.
в качестве девичьих и женских головных уборов были известны кружевные косинки,
файшонки, отличие женского от девичьего при этом определялось по манере
ношения. Исключительно девичьими головными уборами считались девичьи повязки из
позумента.
Использовано: Александр Васильевич Черных. "Народы Пермского
края. Культура и этнография" - Пермь: Издательство "Пушка", 2007
По первому ряду солярные знаки Солнца, по второму-земли. Знаками украшали не только головные уборы и одежду, но и деревянные дома, утварь.
Хороша уралочка, по воду пошла...
Спасибо.
Очень красивая уралочка!
Ольга Александровна, спасибо.
Ураааа!!!!!И Наташенька к нам подоспела!!!!!Умница!
Леночка, спасибо. Совсем ничего ни где не успеваю. Задумка другая была, а появилась эта кукла.
Наташа, ссылки поставь на источники. Уралочка красавица!
Лена, ссылку поставила. Спасибо.
Чудесная куколка!!! Прелесть!!!
Наташа, благодарю за отзыв.
Очень красивая уралочка-куколка!!!!!
Лариса, спасибо.
Интересная красавица!!!
Спасибо.
Наталья очень хорошая работа. Только поправьте немного название согласно Условия участия
Тема работы. Темой является название промысла, например, "Дымковская игрушка" или "Праздничный крестьянский костюм Тульской губернии".
И добавьте фото в историческую часть.
Историческая часть. Краткая история промысла или ремесла: время, место, материалы, основные особенности. Фотографии или рисунки исторических или современных подлинных изделий.
Лена, фото не подгрузились с листа, добавлю вечером. А название сейчас поправлю. Спасибо.
Как хороша!
Красиво получилось!
Наташа,примите и моё восхищение!!!ПРЕКРАСНАЯ РАБОТА-БРАВО!!!