По мотивам ОРЛОВСКОГО СПИСА

Бумажная радуга ремёсел
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 7
В избранных: 7
В избранных: 7

Поделиться:

Автор(ы) Темнова Елена Сергеевна
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа, пгт Глазуновка, Орловская обл.
Материалы бумага для акварели с текстурой "холст", красная офисная и синяя бумага, двусторонний скотч

Для конкурсной работы я взяла малоизвестную крестьянскую вышивку Орловского края орловский спис.
В своей работе я попыталась изобразить фрагмент вышитый на полотенце аж в 1796 году крепостной помещиков Гриневых (Мценский уезд). Композиция вышивки двухчастная, выполнена красными нитями с небольшими вкраплениями тёмно-голубого - фантазийные древа в вазонах с виноградными гроздьями. Композиция в целом напоминает гобелены 18 века.
Одним из характерных орловских ремесел является вышивка "Орловский спис". Корни этой вышивки уходят глубоко в старину в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей - язычников, которые одними из последних уступили христианству лишь в XIV веке. Границы распространения списа удивительно совпадают с ареалом проживания вятичей в Орловской области. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Их смысл и изображения были искажены веками, однако по-прежнему почитались знаками доброй магии.

Под словом «спис» одни исследователи подразумевает списывание узоров с разрисованных морозом зимних окон. Другие исследователи видят в узорах списа связь с традицией «русского шитья» (древнего шитья золотными и серебряными нитями).
Ниже есть фото работы по мотивам которой я и работала.

Для конкурсной работы я взяла малоизвестную крестьянскую вышивку Орловского края орловский спис.
В своей работе я попыталась изобразить фрагмент вышитый на полотенце аж в 1796 году крепостной помещиков Гриневых (Мценский уезд). Композиция вышивки двухчастная, выполнена красными нитями с небольшими вкраплениями тёмно-голубого - фантазийные древа в вазонах с виноградными гроздьями. Композиция в целом напоминает гобелены 18 века.
Одним из характерных орловских ремесел является вышивка "Орловский спис". Корни этой вышивки уходят глубоко в старину в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей - язычников, которые одними из последних уступили христианству лишь в XIV веке. Границы распространения списа удивительно совпадают с ареалом проживания вятичей в Орловской области. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Их смысл и изображения были искажены веками, однако по-прежнему почитались знаками доброй магии.

Под словом «спис» одни исследователи подразумевает списывание узоров с разрисованных морозом зимних окон. Другие исследователи видят в узорах списа связь с традицией «русского шитья» (древнего шитья золотными и серебряными нитями).
Ниже есть фото работы по мотивам которой я и работала. (фото 1)

Для основы взяла бумагу для акварели с текстурой "холст". Из офисной красной бумаги вырезала контур древа.

Для основы взяла бумагу для акварели с текстурой "холст". Из офисной красной бумаги вырезала контур древа. (фото 2)

Самая большая трудность была изобразить в бумаге вышивку. Долго ломала голову как это сделать. Решила сплести небольшие "коврики", а из них уже вырезать рисунок.
Для плетения использовала офисную бумагу синюю и красную и акварельную белую. Полоски резала "на глаз". Когда плела, то в некоторых местах сбивалась с ритма, пыталась исправить, а потом поняла ,что исправлять-то ничего не надо. В народной вышивке нет строгой геометрии, и чем больше таких "ошибок", тем живее и правильнее будет смотреться работа.
Некоторые шириной около 1,5 мм и до 5 мм. С обратной стороны готовых "ковриков" приклеила двусторонний скотч. Он не даёт полоскам рассыпаться, хорошо держит форму и вырезанный фрагмент, а также удобно приклеивать.
Этих "ковриков" не хватило, пришлось плести ещё один.

Самая большая трудность была изобразить в бумаге вышивку. Долго ломала голову как это сделать. Решила сплести небольшие "коврики", а из них уже вырезать рисунок.
Для плетения использовала офисную бумагу синюю и красную и акварельную белую. Полоски резала "на глаз". Когда плела, то в некоторых местах сбивалась с ритма, пыталась исправить, а потом поняла ,что исправлять-то ничего не надо. В народной вышивке нет строгой геометрии, и чем больше таких "ошибок", тем живее и правильнее будет смотреться работа.
 Некоторые шириной около 1,5 мм и до 5 мм. С обратной стороны готовых "ковриков" приклеила двусторонний скотч. Он не даёт полоскам рассыпаться, хорошо держит форму и вырезанный фрагмент, а также удобно приклеивать.
Этих "ковриков" не хватило, пришлось плести ещё один. (фото 3)

Здесь плетёные фрагменты уже наклеены на подготовленную основу.
Розовый цвет на фоне - это отблеск при вспышке, ничего не удалось поделать, остаётся.
Осталось готовую работу оформить в рамочку.

Здесь плетёные фрагменты уже наклеены на подготовленную основу.
Розовый цвет на фоне - это отблеск при вспышке, ничего не удалось поделать, остаётся.
Осталось готовую работу оформить в рамочку. (фото 4)

Ещё год - два назад информации по орловскому спису найти было практически не возможно. Однако, весной в орловском краеведческом музее я нашла вот эту замечательную книжечку. Авторы И.И. Борисова и Н.Я. Рассохина. Выпущена (аж!) в 2005 г. в г. Орёл.

Именно на материалах этой книги и создана моя работа.

 

Это фото самого полотенца. Качество не очень хорошее, т.к. это скан из книги.

 

 Ну, давайте по-порядку. Сейчас моё мнение о списе, а дальше немного истории.

Самой большой трудностью для меня в орловском списе было то, что здесь нет строго определённых элементов вышивки, вся работа строится на импровизации.

Обязательным является красный цвет нити. Позже стали добавлять тёмно-голубую.

Теперь обратимся к истории.

 Само понятие "спис" включает сочетание двух технических приёмов: "набора"и "росписи", которая в иных случаях заменяется двойным стебельчатым швом. Списовые рисунки выполнены по цельному холсту красной льняной или хлопчатобумажной нитью счастичным добавлением темно-голубой (синей). Основной для орловского списа красный цвет богат оттенками - от насыщенного сочного, яркого, до светлого, переливающегося, почти прозрачного. Этот эффект достигался за счёт плотности настила различных "бранок" (узорных заполнений внутри контура). Небольшие тёмно-голубые плоскости и вкрапления создают рельефность восприятия и необыкновенный живописный эффект.

Народный мастер России М.Семенова. Вышивка "Орловский спис".

В более поздних памятниках списового шитья вводится многоцветие: отдельные бранки заполняются чёрными, Жёлтыми, зелёными нитями (1920 - 30 - е годы). Подобный цветовой подбор возник под влияние городского шитья.

Декор вышивки представляет собой изображение мягкого и обширного контура (в технике рописи или двойного стебельчатого шва), внутри которого заключены узорные плоскости геометрического рисунка (в технике набора, росписи, двустороннего креста). Из-под искусных рук мастериц возникали то плотные и яркие, то воздушные, как бы разреженные узоры, придающие ещё более фантастический эффект причудливым расплывчатым формам, обозначенным контуром.

Возникновение в русском шитье счётных швов с криволинейными очертаниями и узорными заполнениями внутри них исследователи связывают с одним из древнейших приёмов вышивки - золотым шитьём, которое имело огромное эмоциональное воздействие на человека. Потребность в его узорочье, впечатляющим своим блеском и сиянием, богатством декоративных эффектов, была велика и в крестьянской среде. Однако в массе своей русские крестьянки не могли себе позволить создавать предметы золотого шитья для себя из-за дороговизны материалов: золотых и серебряных нитей, драгоценных камней.

В подражание золотому, в среде крестьян возникло шитьё, в котором изображения складываются из контура и узорных заполнений внитри него. Оно выполняется по холсту, без подкладки (в отличие от золотного шитья) и простой нитью - льняной либо хлопчато-бумажной.

С начала 17 века орловский край попал под владычество Московского государства и вошёл в его состав, являясь южной окраиной, которая часто подвергалась набегам ногайских и крымских татар. В 1637 году указом правительства Михаила Фёдоровича Романова было запрещено столичным дворянам приобретать вотчины и поместья в уездах на южных границах государства. Такая мера охраняла служилых по прибору от подневольной кабалы и не могла не  вызывать притока населения в южные районы. Каждый новый наплыв населения оставлял свой отпечаток в материальной истории края. Поэтому в орловском крестьянском костюме и вышивке встречается влияние и Московского удельного княжества (т.е. северной Руси), и татар, и мордвы, а также восточных славян, украинцев и белорусов.

 

(Женское платье расшитое в технике орловский спис)

Если говорить о списовом шитье, то родственные ему технические и стилистические приёмы встречаются локально по отдельным регионам России, Украины.

Однако, орловский спис имеет отличительные, только ему присущие признаки. Характерной особенностью , в частности, являются необычайные очертания рисунка и большое разнообразие мотивов заполнений: "сташок" (стожок), "вороний глаз", "ведьма", "сумка с кочергой", "волна", "дробнушки" и др. Изнаночный (негативный) вариант геометрического рисунка узора искусная мастерица перекладывала на лицевую сторону, а то и сама комбинировала новые варианты, подбирая штришками нити различные фигуры (из полевых записаей И.И. Борисовой).

В "списе" преобладают общераспространённые мотивы русской вышивки: "древо жизни", "птица-счастье".

Вот несколько примеров "древа".

В Кромском уезде был очень характерен мотив древа "мочалками" или "россыпью" ("древо рассыпное"). Всё поле вышивки занято отдельными, не сливающимися между собой формами. Частично они соединены между собой тонкими линиями ствола и ветвей древа.

Все списовые древа причудливого рисунка, одно фантастичнее другого. Так, в одночастной композиции полотенца из Орловского уезда трёхствольное древо устроено с наклоном его верхних массивов налево. От этого создаётся впечатление, что крона древа наклонилась от сильного ветра.

Стволы прорастают множеством животно-растительных форм самых разных конфигураций. Многие из них можно принять за стилизованные изображения птиц. Их очертания напоминают воспроизведения птиц в глиняной игрушке, пряниках, надомной прорезной резьбе. На древе также просматриваются формы рыб с крупными раздвоенными хвостами, подобия других животных, их фрагментов.

Очень приметным мотивом "списового" древа является "лягушка". В русском изобразительном фольклоре "лягушка" или "лягушка-рожаница" осмысливается исследователями как образ, восходящий в своём истоке к культу женского божества.

Во второй половине 20-го века в городе Орёл  швейная фабрика "Восход" выпускала сувенирно-подарочные изделия, оформленные ручной вышивкой в технике "списа".

 

При подготовке курсовой работы была использована информация с сайтов:

http://modnoerukodelie.ru/school/articles/history/4023/

 http://rusmudr.ru/post/tag/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D...

Танечка-2002

Интересненько!!!!!!!!!!!! И красиво!!!!!!!!!!!!!!браво

Темнова Елена

Спасибо!!!благодарю

Танюшка, я только начала грузить работу, а ты уже тут))). Заглядывай попозже, когда доделаю.

 

Лыганова Ирина Викторовна

Вот это да! Невероятная работа! Такая кропотливая! Сражена наповал! Желаю победы в конкурсе!

Темнова Елена

Ирочка, спасибо ДРУГ!!!! Я оооочень старалась.

ЛиЛеКа

Вот это даааа! Так здорово и правдоподобно!

Темнова Елена

Лидия Леонидовна. спасибо! Я эти "коврики" на работе плела, каждую свободную минутку))), где остановилась, там плету. Все спрашивала что за новая затея))).

Мастеришка

Как интересно!записываю

Темнова Елена

Спасибо!!!!цветы

pupujussi

Просто бесподобно!!!!!!!!!!!браво

Темнова Елена

Танечка, солнце моё, спасибо огромное!

Ларисочка

Безумно красивая работа и очень интересный материал. Лена, я такую вышивку ещё не встречала!!!жму руку Браво!!! Спасибо за это знакомство!!! браво

Темнова Елена

Лариса, друг, спасибо! Если бы не Татьяна Николаевна, то, наверно, никогда так и не решилась бы. Всё в мечтах и планах так бы и осталось.

Наталья Плиско

Ух ты, как интересно!!! И работа потрясающая!!! Желаю Вам только победы, Елена!!!

Темнова Елена

Наталья, спасибо боооольшое! Очень рада Вам!

Татьяна Проснякова

Потрясающе!!! И спис необычайно интересен, и способ его подачи чудо как хорош и очень похож!

Темнова Елена

Татьяна Николаевна! Спасибо Вам огромное, что сподвигли меня). Труднее всего было додуматься, как изобразить вышивку в бумаге. Рада, что получилось.

Пустовит Елена Ивановна

Леночка,я тоже в восторге от Вашей версии-БРАВО!!!

Темнова Елена

Елена Ивановна, дорогой мой человек! Как я Вам рада! Спасибо за Вашу оценку моей работы!

Эл

Необычная вышивка, ооочень красивая, ваша работа великолепна, натолкнула на несколько идей. Беру в копилку. ПОБЕДЫ В КОНКУРСЕ.

Темнова Елена

Спасибо большое! Рада, что работа понравилась. Не забудьте пригласить, когда идеи воплотятся).

Голубка

Первое, что вырвалось ВАУ! Как интересно, потом увидела имя участника и порадовалась от души!!!  Лена, браво!

Темнова Елена

Ирочка, спасибо оооогромное!благодарю

Баболя

ура!  Леночка! Прими мои поздравления!!!

Темнова Елена

Спасибо огромное!!!!!!!благодарю

гость

Здравствуйте, Елена. Ваш интерес к спису очень радует. Но зачем так все усложнять! Спис очень простая в исполнении вышивка. Было бы очень логично вышить небольшое панно своими руками, так же скопировав сюжет с фото рушника.

Темнова Елена

Спасибо за отзыв.

Дело в том, что эта работа делалась на конкурс, а главное его условие - стилизация народных промыслов в бумаге. Вот здесь можно посмотреть условия конкурса (если интересно) и работы участников https://podjem-tal.ru/konkurs/19 , там есть на что посмотреть.

гость

Прочитала условия конкурса Готова признать, что у вас получилась, действительно, очень интересная стилизация. Надеюсь, что ее оценили достойно.

Темнова Елена

Большое спасибо! Очень приятно получать ТАКУЮ оценку своей работы. Действительно, моя работа получила оооочень высокую оценку: в той части конкурса ,которая проходила на сайте, работа получила 1 место и попала в число приглашённых для участия в очной выставке в Москве (III Международная специализированная выставка-продажа бумажного творчества «БУМПРОМ»), где вышла в финал конкурса.
Мне почему-то кажется, что Вы из Орлаулыбаюсь и, возможно,имеете отношение к краеведческому музею или я ошибаюсь?