Автор(ы) | Неверов Антон, 2 класс |
Возраст | 8—9 лет |
Учебное заведение | МБОУ ДОД ЦДТТ№1, г.Ульяновск, Россия |
Материалы | Картон гофрированный |
Педагог | Дмитриева Людмила Александровна |
Мы живем в мире звуков. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса. Нас окружает много источников, но в ряду всевозможных звуков есть один, который по праву занимает особое место – звук колокола. Его чарующий звон – это один из символов Руси, ее силы, веры в будущее и памяти о прошлом.
Антон представляет на конкурс промысел по литью колоколов.
Из нарезанных полосок гофрированного картона Антон скручивает ролл будущего колокола.
Нелегкая работа туго смотать и удержать большую заготовку колокола.
История возникновения колокола и колокольного звона
Первое появление колоколов относится к глубокой древности.
Древнейшими предками колоколов являются разнообразные бубенцы и бронзовые колокольчики, найденные археологами при раскопках Древнего Египта, Китая, Греции, Рима и относятся к XVI-XI векам до нашей эры.
Изготавливать колокола и пользоваться ими начали еще египтяне, евреи, римляне. Появление первых колоколов связывают с именем святого Павлиния (IV век). Как гласит легенда, монах заболел и пошел в лес за целебными травами, устал и прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку, скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. Монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампанула». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом, «кампанула», что по-русски означает «колокольчик». Такие «цветы» из металла стали вешать на крыши храмов, а звон в них получался самопроизвольно от дуновения ветра.
Рассвет колокололитейного дела в Русском государстве происходит в годы правления Ивана Грозного. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. В это время в Москве при церквях насчитывалось уже до 5000 колоколов. Известными русскими мастерами этого времени были Проня Феодоров, Игнатий Максимов, Андрей Данилов, Алексей Якимов. В это время русские мастера отливают огромные колокола, поражавшие своими размерами даже известных иностранных мастеров. Технология изготовления колоколов очень сложна. Самый решающий этап производства колокола – проверка голоса. На особенности звучания колокола влияют его размеры, толщина стенок и украшения. Колокол – неповторимый музыкальный инструмент, нет одинаковых по звучанию, все они индивидуальны. Мастера говорят, что настоящая жизнь колокола начинается только после освящения, когда зазвучит он на колокольне храма.
Особое место среди всех в мире колоколов занимает Царь-колокол. Царь-колокол не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Он был отлит российскими мастерами (отцом и сыном) Иваном и Михаилом Маториными в 1733-1735 годах. Материалом для него послужил его предшественник колокол-гигант, поврежденный пожаром. Этот колокол весил 8000 пудов и был отлит колокольным мастером, Александром Григорьевым, в 1654 г. к этому материалу в 8000 пудов было добавлено свыше 5000 пудов сплава. Общий вес Царь колокола 200 тонн. Диаметр колокола – 6 метров 60 сантиметров. Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, так как колокол жестоко пострадал от страшного опустошительного пожара в 1737 году. Царь-колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями). Когда эти деревянные леса загорелись, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин, и от него отвалился большой кусок весом в 11500 кг. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал никому не нужен. Почти 100 лет колокол находился в земле, и только в 1836 г. его подняли и установили на гранитный постамент, по проекту архитектора А.Монферрана, строителя Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге. На этом постаменте он стоит и теперь. Внизу к постаменту прислонен отпавший край колокола. Такова судьба величайшего в мире Царь-колокола, который никогда не звонил.
В Россию колокольчики дошли только к середине XVIII века, и называли их ямщицкими, потому что подвешивали колокольчики к дуге над лошадью, которой управлял ямщик.
Ни одна свадьба не обходилась без колокольчиков и церковного колокольного звона. Считалось, что звон не только создает праздничное настроение, но и дает молодым здоровье, детей и богатство.
Колокольчики, которые привешивались на шею коровам, служили не только для того, чтобы найти заблудившееся животное, но и чтобы отпугнуть злых духов.
1 сентября маленький первоклассник берет в руки колокольчик и звенит им. В основе этого обычая лежит желание отогнать весь негатив от школы.
Единственный в России музей русских колоколов – Валдайский в Новгородской области. Здание – архитектурный памятник XIII века – храм Святой Екатерины. Форма церкви напоминает колокол.
Журнал «Симбик» №8(100) август 2013
http://www.decorbells.ru/history_founders_rus_1.htm
Молодец, Антон!!! Замечательная у тебя работа!!! Удачи!!!
Спасибо большое. Удача нам не помешает.
Замечательный колокол и рассказ интересный. Мне очень понравилось. МОЛОДЕЦ АНТОН!
Спасибо!