Здравствуйте, дорогие мои Мастеряне!
Как-то так само собой вышло, что сочетания крестиков и кос в плетении коробов и корзин для белья пользуется наибольшей популярностью среди народонаселения, потребляющего мою плетельную продукцию. Собственно – оно и понятно. Плетение довольно фактурное, смотрится всегда эффектно и нарядно, а уж в белом варианте и подавно.
Вот и решила я собрать в этом посте свои последние работы с крестиками и косами, а заодно рассказать и показать, как я начинаю, плету и заканчиваю узор крестики.
Привычная для меня форма – когда-то придуманная мною исходя из размеров панелей ДВП, что имелись в наличии, оказалась удивительно удачной и по размерам (в готовом виде 30 на 40 см) и по форме (просто скруглила углы на прямоугольниках) и до сих пор пользуется популярностью – за год и 8 месяцев с момента, когда эта идея пришла мне в голову, на ней сплетено уже 10 бельевых корзин, 6 из них – с крестиками и косами.
Не все корзины я показывала здесь, некоторые были обыкновенными повторюшками и выставлять их отдельно смысла не имело. Но вот с последними двумя корзинами «а-ля Анфиса», так сказать, свежесплетенными, я хочу вас познакомить поподробнее.
С этими корзинами получилась целая история из серии «За двумя зайцами погонишься – сама и виновата». Поступил мне запрос на корзину для белья. Мятную. Но чтоб понежнее. А тут как раз в группе в ВК мятный цвет заявлен как Цветотерапийный (или – цветотерапевтический?) на сентябрь. Потерла Анфиса ручки – да и решила одним выстрелом двух зайцев убить: и заказ выполнить, и в Цветотерапии поучаствовать. Накрасила трубок мятных разного оттенка, да и принялась за работу.
И с таким энтузиазмом начала она эту мяту уплетать, что вскоре появилась вот эта милашка
Косы и крестики – все при ней!
Но видела Анфиса – не то, однако. То есть, для Цветотерапии вполне подходящая – правила соблюдены, основным является мятный цвет. Корзина сама по себе хороша. Но осталось ощущение, что пойман только один «заяц» - мятный. А «нежный» длинноухий где-то рядышком прячется, но его еще поискать надо. А раз нет полной удовлетворенности, ну что ж – «будем поискать». И потому вслед за первой корзиной по еще не остывшему следу плелась вторая – здесь мята лишь небольшой ноткой звучит, трепетно и нежно, как мне того и хотелось.
Вот такая она получилась – практически свадебная.
Рассмотрим крышку – она, кстати, пока одна на две корзины. Ну ничего, вскорости буду и вторую крышевать.
Да и побредем дальше… а вернее, вернемся немного назад. Надеюсь, вы помните мои сиреневые корзины с ромбами? Если кто запамятовал – то вот здесь они во всех подробностях мною были описаны - https://podjem-tal.ru/node/1148284 Но у этой серии есть и продолжение, мною уже показанное в соцсетях, но очень созвучное сегодняшней теме моего поста. Вот эти короба, как и было заявлено, с крестиками и косами
Короба предназначены для высокой и узкой полки и я посчитала рациональнее сплести их составными. Узкий короб состоит из нижней части высотой 20 см, сплетенной только крестиками, и высокой – 30 см, внизу сплетена коса и подчеркнута тремя рядами тройной веревки с переходом цвета
В том, что пошире – все с точностью до наоборот: нижняя часть 30 см с косой сверху, верхняя составляющая – 20 см сплошных крестиков. Фотографировать их в составном положении довольно трудно – в фотоаппарат не влазЮт))))
В связи с этими коробами в соцсетях задавали вопрос, как я плету крестики, а потому я выложила небольшой прием, который позволяет, на мой взгляд, плести их аккуратнее и проще. Здесь я продублирую эту информацию, кто уже видел ее в ВК, спокойно могут пропустить несколько кадров. Поскольку сама я впервые плела крестики по МК Елены Тищенко https://www.youtube.com/watch?v=fxwvRxh4P0w, (за что моя ей огромная благодарность и низкий поклон), то именно на него ссылаюсь как на первоисточник узора, но я, как вы видите, ни в коем случае не плющу рабочие трубочки, наоборот, на мой взгляд, такие толстенькие трубочки придают узору фактурность и дополнительное обаяние.
На этом этапе по МК Е.Тищенко надо верхнюю трубочку от крестиков уложить вниз за следующую стойку, а нижнюю - поверх нее сверху над тройными так же уложить за следующую стойку
С верхней трубочкой от крестиков мы так и поступаем
... а затем - не трогая нижнюю трубочку от крестиков - проплетаем ситец тройными
А теперь левой трубочкой от крестиков проплетаем поверх уже уложенной трубочки и закладываем ее за стойку сверху и.....
... и тут же эту же трубочку ведем вниз под тройные - и закладываем за следующую стойку
Вновь проплетаем шаг тройными ситцем. А дальше все повторяется: 1 шаг - левой трубкой от крестиков вверх за стойку, затем сразу вниз поверх стойки, из-за которой выходят тройные трубки - и заводим за следующую стойку. 2 шаг - ситец тройными.
Вот, собственно и весь приемчик, думаю, что большинство из тех, кто плел этот узор неоднократно тоже пришли к тому, что так проще контролировать рабочие трубки – они практически всегда находятся внизу, прижатые другими трубочками. Часто спрашивают про расстояние между стойками – у меня везде, где я плела крестики, стойки расположены через 2 см, то есть довольно тесно для моих толстеньких трубочек. Но мне нравятся именно такие, не растянутые, а компактные, «тесные» крестики. К тому же это плетение у меня практически всегда сочетается с плетением косы, и если стойки расположить свободнее, то коса получается растянутой, и, на мой взгляд, не так «играет»
Еще часто возникали просьбы показать начало в узоре крестики. Вот та этом фото на меньшем коробе снизу можно его увидеть.
Но поскольку таких вопросов поступало довольно много, мастерицы-плетельщицы жалуются, что начало узора сильно заметно и портит внешний вид изделия, я решила показать, как я начинаю и заканчиваю крестики. Поскольку фотографирование шло в рабочем режиме при плетении «свадебной» корзины, некоторые фото получились мутными, однако, надеюсь, что, сопровождаемые моими пояснениями, они дадут общее представление о процессе. Итак, во-первых, я всегда уточняю у клиентов, какая сторона будет фасадной, парадной, так сказать. И соответственно все переходы, смены узоров и прочую плетельную кухню я делаю на боковых сторонах. Обычно фасадной является бОльшая сторона, но не обязательно. Например, сейчас я начинаю работу над коробом, который будет стоять между ванной и стиральной машинкой и видна будет только его узкая сторона, соответственно все переходы в узорах буду делать на длинной стороне.
Ну а теперь я предлагаю вернуться к фото 17 и посмотреть, как расположены трубки при плетении крестиков – из-за трех соседних стоек выходят рабочие трубки: из-за крайних по одной, из-за той, что в центре – три. Ничего не напоминает? Конечно это напоминает положение трубочек при плетении веревочки из трех. А потому именно из трубочек, оставшихся от плетения тройной веревочки я начинаю плетение крестиков. Поскольку крестики у меня здесь будут мятные на белом фоне, то две крайние рабочие трубочки я меняю на мятный цвет (ими буду плести крестики), центральная пойдет для ситца.

Еще один важный момент. Крестики можно плести, когда в средней части проходит одна, две, три, а можно и больше трубочек. Узоры смотрятся по-разному, каждый имеет свою прелесть. НО! Если вы плетете на трех и более трубочках в центральной части - не надо стремиться сразу все их добавить к центральной стойке, ведь тогда действительно подъем будет резким и будет очень заметен в плетении, и при проплетании второго ряда у вас образуется дыра из-за столь резкого перехода. Я вам покажу самое «ласковое» начало крестиков - плавное и малозаметное для непрофессионалов. А для этого мы к первой правой свободной стойке добавляем еще одну (в нашем случае – белую) трубочку. Извините за качество фото – просматривала их уже после того, как закончила плести и перефотографировать не было возможности.
Ну все, мы готовы и можно начинать плести. Без учета добавленной трубочки, наши трубки располагаются как на фото 20, а потому сейчас мы должны, как показано на фото 21, проплести белую трубочку ситцем, что мы и делаем
И тут мы видим, что дальше у нас уже ситец будет плестись двумя трубочками – рабочая чудесным образом (не без нашей, конечно, помощи) соединилась с подставленной ранее белой трубочкой. Дальше они будут проплетаться вместе, а пока, вспоминая, как плетутся крестики, мы самой левой трубочкой проплетаем перед соседней стойкой и закладываем ее за следующую поверх ситцевого плетения…..
….и тут же проводим перед стойкой вниз – и заводим за следующую пустую стойку
Если двух трубочек для ситца вам не хватает, и вы хотите добавить еще одну трубочку – самое время это сделать. Подставляем еще одну белую трубочку за правую свободную стойку – вот так
….снова делаем «ситцевый» шаг – и вот у нас уже задействованы все трубочки для узора
Вновь делаем самой левой трубочкой шаг вверх за стойку с ситцем, затем вниз за первую свободную стойку
Вот, собственно, и все премудрости. Мы вышли на нужное количество трубочек и дальше плетем крестики, как я описывала выше. За счет постепенного введения в работу трубочек для ситца подъем получился плавным и при плетении следующего ряда никаких дырок образовываться не должно. При большой высоте плетения этот переход вообще незаметен, а поскольку он выполняется на боковой стороне изделия, то в глаза не бросается.
Заканчиваем плетение крестиков мы аналогично – постепенно убирая из плетения по одной трубочке из белых, так чтобы в конце, как и в начале у нас осталось лишь три трубочки, выходящих из-за разных стоек, которыми мы опять начнем плести тройную веревку
У меня нет готового рецепта – какие трубочки лучше убирать в ситце, нижние или верхние. Здесь я исхожу из размеров оставшихся кончиков
Вот на этом фото, которое оказалось у меня последним из рабочих, одна мятная трубочка у меня уже обрезана для замены на белую. Сейчас надо поменять на ней цвет, сделать еще один шаг ситцем одной белой трубочкой, а крайнюю левую мятную трубочку проплести наверх за следующую стойку, опустить вниз по рисунку и заменить на белую трубочку – и у нас будет готова позиция для продолжения плетения тройной веревочкой.
В результате таких небольших приемчиков начало и конец плетения крестиками на изделии конечно виден, но в глаза не бросается и ужаса не вызывает. Клиент доволен, а мы счастливы
И вновь и вновь радуемся этому чудесному узору