Верхнеуфтюжская береста

Русь моя, берёзовая!

Зори – ярко-алые.

Трели соловьиные позднею весной.

Нивы, реки плёсовые,

С паводками шалыми.

Руки очарованы чудной берестой.

Мастер улыбается,

Гладит шёлк с волнением.

Быть тебе с причудливой, тонкою резьбой.

Много дней в стараниях,

Ночи часто в бдениях,

Мчатся над склонённою, в деле, головой.

Лёгкие, играющие,

Русские фантазии,

Вязью рукотворною сложены в года.

Миги исчезающие.

Жить с собой в согласии.

Рощи, мысли светлые, талая вода...

Авт. Любовь Михайлова

Русь моя, берёзовая! 

Зори – ярко-алые. 

Трели соловьиные позднею весной. 

Нивы, реки плёсовые, 

С паводками шалыми. 

Руки очарованы чудной берестой. 

Мастер улыбается, 

Гладит шёлк с волнением. 

Быть тебе с причудливой, тонкою резьбой. 

Много дней в стараниях, 

Ночи часто в бдениях, 

Мчатся над склонённою, в деле, головой. 

Лёгкие, играющие, 

Русские фантазии, 

Вязью рукотворною сложены в года. 

Миги исчезающие. 

Жить с собой в согласии.  

Рощи, мысли светлые, талая вода... 

Авт. Любовь Михайлова (фото 1)

Берёста, или береста — верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от жёлтого до коричневого. (Википедия)

Берёста, или береста — верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от жёлтого до коричневого.  (Википедия)
 (фото 2)

Начало работы...

Начало работы... (фото 3)

Обработка

Обработка (фото 4)

Заготовки. Осталось собрать панно...

Заготовки. Осталось собрать панно... (фото 5)

Туес. Для формы взяла термос.

Туес. Для формы взяла термос.  (фото 6)

Скоблила края ножницами (для гладкости и чтобы подчеркнуть натуральность изделия)

Скоблила края ножницами (для гладкости и чтобы подчеркнуть натуральность изделия) (фото 7)

Крышка. Для того, чтобы придать форму ручке, использовала 3 слоя картона, пластиковую бутылку и малярный скотч.
После полного высыхания клея, ручка держит форму...

Крышка. Для того, чтобы придать форму ручке, использовала 3 слоя картона, пластиковую бутылку и малярный скотч. 
После полного высыхания клея, ручка держит форму... (фото 8)

Роспись берестяных изделий.
Композиция росписи такова, что большая часть поверхности бересты остается не закрытой орнаментом и сохраняет красоту своего материала. Если фон подкрашивается тонким слоем краски, цвет его подбирается таким образом, чтобы сохранялось впечатление легкости, мягкости, теплоты бересты. Наиболее любимый и широко распространенный цвет фона расписного туеска - светлый солнечный оранжево-розовый или красноватый, получающийся в результате окраски бересты тонким прозрачным слоем красного свинцового сурика. Некоторые мастера пишут на светло-коричневом или темно-красном фоне.
Тонкая нежная гамма уфтюжской росписи, лаконичная трактовка мотивов и скупая немногословность орнамента позволяют видеть в ней сходство с ранними традициями древнерусской декоративной живописи, предшествующими значительно более многоцветному и композиционно более сложному искусству росписи по дереву XVII-XVIII вв.
Занимались на Уфтюге, кроме росписи берестяных туесов, еще и тиснением. В Российском этнографическом музее хранится 8 туесов мастера Трапезникова В. В. с прекрасным тиснением. Доставлены в музей они были в 1940 г, экспедицией музейных сотрудников. В музее народного искусства (г. Москва), в В. Устюге, Сольвычегодске тоже есть уфтюжские туеса с тиснением.

Роспись берестяных изделий.
Композиция росписи такова, что большая часть поверхности бересты остается не закрытой орнаментом и сохраняет красоту своего материала. Если фон подкрашивается тонким слоем краски, цвет его подбирается таким образом, чтобы сохранялось впечатление легкости, мягкости, теплоты бересты. Наиболее любимый и широко распространенный цвет фона расписного туеска - светлый солнечный оранжево-розовый или красноватый, получающийся в результате окраски бересты тонким прозрачным слоем красного свинцового сурика. Некоторые мастера пишут на светло-коричневом или темно-красном фоне.
Тонкая нежная гамма уфтюжской росписи, лаконичная трактовка мотивов и скупая немногословность орнамента позволяют видеть в ней сходство с ранними традициями древнерусской декоративной живописи, предшествующими значительно более многоцветному и композиционно более сложному искусству росписи по дереву XVII-XVIII вв.
Занимались на Уфтюге, кроме росписи берестяных туесов, еще и тиснением. В Российском этнографическом музее хранится 8 туесов мастера Трапезникова В. В. с прекрасным тиснением. Доставлены в музей они были в 1940 г, экспедицией музейных сотрудников. В музее народного искусства (г. Москва), в В. Устюге, Сольвычегодске тоже есть уфтюжские туеса с тиснением.


 (фото 9)

Тиснение на бересте.
Тиснение на бересте осуществляют вручную специальным штампиком.
Он изготовляется из твердых пород дерева, кости или металла в виде прямоугольных или круглых брусков длиной 7-13 см. На торцевой стороне брусков вырезан или выгравирован определенный орнамент (квадрат, ромб, розетка, полукруг, узорная полоска).
Глубина и равномерность тиснения зависят от силы удара молотка по штампику и правильной его установки.

Тиснение на бересте.
Тиснение на бересте осуществляют вручную специальным штампиком. 
Он изготовляется из твердых пород дерева, кости или металла в виде прямоугольных или круглых брусков длиной 7-13 см. На торцевой стороне брусков вырезан или выгравирован определенный орнамент (квадрат, ромб, розетка, полукруг, узорная полоска). 
Глубина и равномерность тиснения зависят от силы удара молотка по штампику и правильной его установки.

 (фото 10)

Туеса из бересты.
Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности.
Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи. А внутренние слои бересты имеют самую разнообразную окраску — от золотисто-желтого до розовато-коричневого. Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки плотно закрываются заполняясь особым веществом. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же, без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа, ладится берестяной туес.
Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.
Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью. Другие — кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты.
Для внутренней части туеса нужен сколотень — это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. Предупреждаем, что самовольно рубить деревья в лесу нельзя! Каждый год в леспромхозах ведется плановая рубка, и работники леса разрешат снять бересту с поваленных деревьев. Лучше всего снимать бересту весной и ранним летом, в это время она легко отслаивается от ствола. Найдите на вырубке прямой ствол с гладкой корой, распилите его на отдельные кряжи, удалив участки с сучками. С длинного кряжа можно поочередно снять несколько сколотней, с коротких — один или два.

Туеса из бересты.
Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности.
Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи. А внутренние слои бересты имеют самую разнообразную окраску — от золотисто-желтого до розовато-коричневого. Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки плотно закрываются заполняясь особым веществом. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же, без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа, ладится берестяной туес.
Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.
Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью. Другие — кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты.
Для внутренней части туеса нужен сколотень — это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. Предупреждаем, что самовольно рубить деревья в лесу нельзя! Каждый год в леспромхозах ведется плановая рубка, и работники леса разрешат снять бересту с поваленных деревьев. Лучше всего снимать бересту весной и ранним летом, в это время она легко отслаивается от ствола. Найдите на вырубке прямой ствол с гладкой корой, распилите его на отдельные кряжи, удалив участки с сучками. С длинного кряжа можно поочередно снять несколько сколотней, с коротких — один или два.
 (фото 11)
 
Верхнеуфтюжская береста (фото 12)

 Изделия из бересты. Все фото с Яндекс картинки.

Панно

 

Шкатулка

Туес

Рис. Резьба по бересте: а - инструменты (штампик, косяк, пробойник);

б - образцы прорезной резьбы.

 

 

 

 

 


 ПРЕДЫСТОРИЯ берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами - "берегинями". С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения. Он верил, что его судьба таинственным образом,  связана с деревом, которое он выбрал в качестве своего "тотема", причем тотем - это не божество, а родственник, друг, брат, с которым можно посоветоваться, который оказывает услуги, на которого можно магически воздействовать. У каждого народа были свои почитаемые деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди священных и любимых деревьев встречается, береза. В русском ритуале с березой во время Троицы сохранилось много тотемических элементов. Исключительность, которая принадлежит березке, объясняется, по-видимому, тем, что это первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие едва начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно березка обладает особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки - от них идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту силу надо использовать. Такова простейшая мыслительная основа, приводящая к различным обрядам, связанным с березкой.

1. Берегини, бергыни - в восточнославянской мифологии женские персонажи. Этимологически название "Б" сближается с именем Перуна и со старославянским "прыгиня" (холм, поросший лесом), но, вероятно, смешение со словом берег (с чем связано и употребление названия "Б" по отношению и изображению русалок в русской домовой резьбе). Культ берегинь объединяется с культом Макоши и упырей в христианских поучениях против язычества. 

2. Тотем (на языке североамериканских индейцев оджибве ототем, буквально - его род), в первобытных верованиях - природный объект (животное, растение, неодушевленный предмет), находящийся в родстве с определенной группой людей.

Но не только ассоциация с сильным деревом, а и другие свойства березы ставят ее в ряд исключительных. В первую очередь красивый внешний вид. Береза привлекала своей ослепительно белой корой - берестой и зеленью. Лекарственные свойства березового сока, листвы, бересты тоже были известны человеку с древности. Ну а практическое применение березы настолько широко, что стоит остановиться только на бересте, которую относят к области древнейшего способа первобытного использования дерева для домашних надобностей. Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге.

Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты безупречно красива уже сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом.

Тем не менее, существует много способов декорирования берестяных изделий, которые делают берестяную посуду настоящим произведением искусства. Как правило, их раскрашивают, гравируют, тиснят узорами.

Известные мастера по бересте:

А. Д. Кувакин

В. В. Трапезников

Ф. И. Бестужев

Д. М. Новинский

 Сказка о первой бересте.

Люди давно научились обмениваться, в каждом доме было своё ремесло. Много знали люди и ещё больше не знали. Росло кудрявое деревце, зимой оно листья сбрасывало, весной распускались клейкие зелёные листочки. Не знали люди, как использовать древнюю силу дерева, было искусство, но забылось честным народом. Жила была травница, много знала трав женщина Кузнечиха. Но дерево, которое стояло у неё возле её избушки, было неведомо. Посадил его прадед. Нравилось женщине это дерево, то утром её ласковым словом одарит. Коснётся ствола, легче станет. Обнимет дерево – сила прибавляется. Заметила эти дивные свойства женщина, полюбила это дерево. Настанет весна – занесёт веточку домой, пахнет на весь дом свежестью. Но настала чёрная година, налетали кочевники. Богатыри ушли оборонять рубежи Роси. Потом приходили не все здоровые, калеки. Брань была жестокая, много народу легло в степях, от ворога. Ночной порой постучался кто – то. Выглянула женщина, там молодец, весь в крови. Принёс он весть тревожную – появился зверь невиданный, всех на сечи крошит. Никто одолеть не может. Травница начала лечить его. Самой нет покоя, что делать, как помочь добру молодцу? Вышла к деревцу, обняла его, заплакала горькими слезами. Вдруг деревце начало с ней беседовать человеческим голосом: - не печалься, травница. Помогу тебе, дам тебе из своей одежды кусочек. Утром, приди ко мне, когда солнце встанет. Так и сделала женщина, только проснулась, побежала к дереву. Стоит щит, почти в рост с человека. На лицевой стороне ярко светило солнышко, внизу вырезана веточка. Принесла этот щит молодцу, обрадовался юноша, смотря на щит – защитник. Стукнул он по щиту, проверил на прочность – устоял щит. Стукнул кувалдой здоровой – не дрогнул щит. - Из чего щит такой крепкий? – спросил у женщины. - Из белой одежды этого дерева. – ответила женщина. Так ходила к дереву много раз, получала дары разные от дерева. Ушёл молодец, взял щит, да лапти из бересты на всех, в туеске крохотном, куда вместились обутки – быстроходы, щиты для победы, на всех воинов. Одел скороходы, вмиг оказался возле своей дружины. Получила дружина эти ценные подарки, победили зверя невиданного. Вернулись домой воины, к своему очагу, к дому родному, в лаптях скороходах. Начали мастерить такие же лапти на всю семью. Щит с солнцем, в своих туесках оставили, вдруг враг у ворот появится. Возьмут щиты, сдержать натиск тёмной силы, невиданных чудовищ. Женщина осталась жить возле дерева, много добрых дел сделало для женщины дерево. - Как же благодарить тебя, милое? Как звать, величать? – спросила женщина. - - Берёзой меня величать. Берёзонькой, зовут близкие. Кора у меня целебная. В моей бересте сила могучая, будет людям служить. Стала раскрывать дерево свои секреты целебные. По сей день, люди пользуются этой волшебной силой. (Милена Кузнецова)

Ссылки на источники:

(http://www.kefa.ru/article/oloze/painting_birch_bark_articles)  

(http://www.sibuz.ru/O-bereste/Beresta.html

(http://www.proza.ru/2013/01/31/813)  

(http://www.severberesta.ru/articles/273-2009-11-25-23-40-50)