Изделия из бересты. Все фото с Яндекс картинки.
Панно
Шкатулка
Туес
Рис. Резьба по бересте: а - инструменты (штампик, косяк, пробойник);
б - образцы прорезной резьбы.
ПРЕДЫСТОРИЯ берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами - "берегинями". С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения. Он верил, что его судьба таинственным образом, связана с деревом, которое он выбрал в качестве своего "тотема", причем тотем - это не божество, а родственник, друг, брат, с которым можно посоветоваться, который оказывает услуги, на которого можно магически воздействовать. У каждого народа были свои почитаемые деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди священных и любимых деревьев встречается, береза. В русском ритуале с березой во время Троицы сохранилось много тотемических элементов. Исключительность, которая принадлежит березке, объясняется, по-видимому, тем, что это первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие едва начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно березка обладает особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки - от них идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту силу надо использовать. Такова простейшая мыслительная основа, приводящая к различным обрядам, связанным с березкой.
1. Берегини, бергыни - в восточнославянской мифологии женские персонажи. Этимологически название "Б" сближается с именем Перуна и со старославянским "прыгиня" (холм, поросший лесом), но, вероятно, смешение со словом берег (с чем связано и употребление названия "Б" по отношению и изображению русалок в русской домовой резьбе). Культ берегинь объединяется с культом Макоши и упырей в христианских поучениях против язычества.
2. Тотем (на языке североамериканских индейцев оджибве ототем, буквально - его род), в первобытных верованиях - природный объект (животное, растение, неодушевленный предмет), находящийся в родстве с определенной группой людей.
Но не только ассоциация с сильным деревом, а и другие свойства березы ставят ее в ряд исключительных. В первую очередь красивый внешний вид. Береза привлекала своей ослепительно белой корой - берестой и зеленью. Лекарственные свойства березового сока, листвы, бересты тоже были известны человеку с древности. Ну а практическое применение березы настолько широко, что стоит остановиться только на бересте, которую относят к области древнейшего способа первобытного использования дерева для домашних надобностей. Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге.
Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты безупречно красива уже сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом.
Тем не менее, существует много способов декорирования берестяных изделий, которые делают берестяную посуду настоящим произведением искусства. Как правило, их раскрашивают, гравируют, тиснят узорами.
Известные мастера по бересте:
А. Д. Кувакин
В. В. Трапезников
Ф. И. Бестужев
Д. М. Новинский
Сказка о первой бересте.
Люди давно научились обмениваться, в каждом доме было своё ремесло. Много знали люди и ещё больше не знали. Росло кудрявое деревце, зимой оно листья сбрасывало, весной распускались клейкие зелёные листочки. Не знали люди, как использовать древнюю силу дерева, было искусство, но забылось честным народом. Жила была травница, много знала трав женщина Кузнечиха. Но дерево, которое стояло у неё возле её избушки, было неведомо. Посадил его прадед. Нравилось женщине это дерево, то утром её ласковым словом одарит. Коснётся ствола, легче станет. Обнимет дерево – сила прибавляется. Заметила эти дивные свойства женщина, полюбила это дерево. Настанет весна – занесёт веточку домой, пахнет на весь дом свежестью. Но настала чёрная година, налетали кочевники. Богатыри ушли оборонять рубежи Роси. Потом приходили не все здоровые, калеки. Брань была жестокая, много народу легло в степях, от ворога. Ночной порой постучался кто – то. Выглянула женщина, там молодец, весь в крови. Принёс он весть тревожную – появился зверь невиданный, всех на сечи крошит. Никто одолеть не может. Травница начала лечить его. Самой нет покоя, что делать, как помочь добру молодцу? Вышла к деревцу, обняла его, заплакала горькими слезами. Вдруг деревце начало с ней беседовать человеческим голосом: - не печалься, травница. Помогу тебе, дам тебе из своей одежды кусочек. Утром, приди ко мне, когда солнце встанет. Так и сделала женщина, только проснулась, побежала к дереву. Стоит щит, почти в рост с человека. На лицевой стороне ярко светило солнышко, внизу вырезана веточка. Принесла этот щит молодцу, обрадовался юноша, смотря на щит – защитник. Стукнул он по щиту, проверил на прочность – устоял щит. Стукнул кувалдой здоровой – не дрогнул щит. - Из чего щит такой крепкий? – спросил у женщины. - Из белой одежды этого дерева. – ответила женщина. Так ходила к дереву много раз, получала дары разные от дерева. Ушёл молодец, взял щит, да лапти из бересты на всех, в туеске крохотном, куда вместились обутки – быстроходы, щиты для победы, на всех воинов. Одел скороходы, вмиг оказался возле своей дружины. Получила дружина эти ценные подарки, победили зверя невиданного. Вернулись домой воины, к своему очагу, к дому родному, в лаптях скороходах. Начали мастерить такие же лапти на всю семью. Щит с солнцем, в своих туесках оставили, вдруг враг у ворот появится. Возьмут щиты, сдержать натиск тёмной силы, невиданных чудовищ. Женщина осталась жить возле дерева, много добрых дел сделало для женщины дерево. - Как же благодарить тебя, милое? Как звать, величать? – спросила женщина. - - Берёзой меня величать. Берёзонькой, зовут близкие. Кора у меня целебная. В моей бересте сила могучая, будет людям служить. Стала раскрывать дерево свои секреты целебные. По сей день, люди пользуются этой волшебной силой. (Милена Кузнецова)
Ссылки на источники:
(http://www.kefa.ru/article/oloze/painting_birch_bark_articles)
(http://www.sibuz.ru/O-bereste/Beresta.html )
(http://www.proza.ru/2013/01/31/813)
(http://www.severberesta.ru/articles/273-2009-11-25-23-40-50)