Проходя по залам музеев, с восхищением смотришь на расписные прялки, резные наличники окон, кованые сундучки ... и буквально замираешь перед великолепием народного костюма, который сохранило нам время. Кажется, все краски лесов, степей, неба слились в этом поистине чудном творении рук человеческих. Желание сделать одежду красивой требовало огромного труда, терпения, фантазии. Именно здесь проявлялись вкус, дарование и мастерство женщин - крестьянок.
Для многих любителей народного искусства воронежский костюм - это черная ювелирная вышивка на рукавах белоснежной рубахи, яркая, расшитая красно-оранжевыми нитями понева и самобытный головной убор. И, действительно, территорию сел, расположенных в междуречье Дона и Тихой Сосны, где бытовала эта одежда, можно назвать настоящим «заповедником» народного костюма. Здесь традиционную поневу вышивали по старинным тканям еще в 60 - 80-е годы XX века. Образцы костюма этого района хранятся в коллекциях ведущих музеев страны, частных собраниях, и чаще всего представление о традиционной одежде Воронежской губернии связано именно с этим неповторимым и своеобразным костюмом. Поэтому большинство посетителей Воронежского краеведческого музея с изумлением рассматривают штофные сарафаны, бархатные и шелковые душегреи, полосатые юбки, «золотые» кокошники, которые больше характерны для населения центральных или северо-западных областей России. И, получив утвердительный ответ на вопрос: «И это тоже носили воронежские крестьянки?», открывают для себя неповторимый и необыкновенно красивый мир - мир воронежского костюма
Воронежскую губернию отличает необычайное многообразие одежды. В разных уездах, селах, а иногда и в пределах одного села можно было увидеть всевозможные комплексы костюмов. В журнале «Всемирная иллюстрация» за 1860 год отмечалось: «Всякому некоренному жителю резко бросается в глаза пестрота, разнообразие костюмов, какие в других губерниях едва ли можно видеть. Особенно в женских костюмах столько отличительного, типического, столько пестроты и красоты, вкуса и безвкусицы в праздничных нарядах, головных уборах, столько смеси старинного с новым, своего и прошлого, что надо удивляться, откуда такая разнообразная смесь одежд, нарядов, фасонов и названий... Полное собрание костюмов всей губернии составило бы богатый материал для истории этого края, представило бы полную картину быта жителей».
Распространенным видом украшений была вышивка, в
которой чаще всего традиционно сохранялись многие древние элементы и
композиции, свойственные восточнославянскому орнаменту. В Воронежском крае в
конце XIX - начале XX века преобладала линейно-геометрическая вышивка. Наиболее
используемая фигура в воронежской вышивке и ткачестве - ромб. Чаще всего мотив
ромба составлял основу узорных композиций, но иногда служил дополнением к
другим мотивам. Ромб в виде квадрата, поставленного на угол, назывался «круг».
Нередко стороны ромба снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы
продолжали его стороны. Народное название этого мотива - «репей». Угловые
отростки «репья» иногда имели более сложную форму и дополнялись крючками или
угловатыми завитками. С давних времен изображение ромба с крючками
символизирует плодородие, а в зависимости от расположения в различных позициях оно могло означать землю, растение и женщину одновременно.
ком
Народный костюм – это часть культуры. А культура - это, образно говоря, кровь нации. Выкачайте эту кровь массовой эрзацкультурой и нация погибнет. Ещё в начале 20 века народный костюм был обыденностью, как травинка на обочине дороге. Иной пройдёт и не заметит. Сейчас же национальный наряд – это алмаз цены великой, который мы любим и храним.
Воронеж!.. Родина. Любовь.
Все это здесь соединилось.
В мой краткий век, Что так суров,
Я принимаю, словно милость,
Твоей листвы звенящий кров.
Согрей меня скупою лаской,
Загладь печальные следы.
И приведи на мост Чернавский,
К раскатам солнечной воды.
И как навязчивая морочь,
Как синих чаек дальний плач,
Растает вдруг пустая горечь
Московских бед и неудач.
И что ты там, судьба, городишь?!
Тебе вовек не сдамся я,
Пока на свете есть Воронеж —
Любовь и родина моя.
1966
Анатолий Жигулин
Источники:
«Куклы в народных костюмах». Издатель ООО «Де Агостини», Россия.2013 г.
yarodom.livejournal.com›573920.html
slavyanskaya-kultura.ru›Искусство›Русский народный костюм
showbell.ru›blog/archives/4689