Праздничный костюм Воронежской губернии

Слава о народных промыслах Воронежского края громко звучит по всей России. Произведениями кустарного производства местных умельцев любовались и российское дворянство, и европейские вельможи, восхищаются ими и современники.

Слава о народных промыслах Воронежского края громко звучит по всей России. Произведениями кустарного производства местных умельцев любовались и российское дворянство, и европейские вельможи, восхищаются ими и современники. (фото 1)

В воронежском костюме много чёрного цвета- цвета покоя, умиротворения, цвета Черноземья.

В воронежском костюме много чёрного цвета- цвета покоя, умиротворения, цвета Черноземья. (фото 2)

Сорока - маленькая шапочка с невысокой тульей и гребнем сзади - выполнена из фантиков.

Сорока - маленькая шапочка с невысокой тульей и гребнем сзади -  выполнена из фантиков. (фото 3)

Женское нашейное украшение - грибатка делалось из сдвоенных шнуров, украшенных несколькими кругами - «ярилами».У меня грибатка из золотого шнура и фантиков.

Женское нашейное украшение - грибатка делалось из сдвоенных шнуров, украшенных несколькими кругами - «ярилами».У меня грибатка из золотого шнура и фантиков. (фото 4)

Рубаха сделана из гофробумаги, которая отлично моделируется. Верхняя часть рукава украшена «вышивкой» чёрного цвета из офисной бумаги.

Рубаха сделана из гофробумаги, которая отлично моделируется. Верхняя часть рукава украшена «вышивкой» чёрного цвета из офисной бумаги. (фото 5)

Понёва - поясная одежда чёрного цвета. В праздничном варианте клетки расшивали белыми шерстяными нитями.

Понёва - поясная одежда чёрного цвета. В праздничном варианте клетки расшивали белыми шерстяными нитями. (фото 6)

Завеска – короткий фартук (у меня из гофробумаги) украшался чёрной вышивкой и цветочным орнаментом.

 Завеска – короткий фартук (у меня из гофробумаги) украшался чёрной вышивкой и цветочным орнаментом. (фото 7)

Пояс – «покромка»- в длину достигал трёх метров. Его ткали из чёрных нитей, часто украшали вышивками.

Пояс – «покромка»- в длину достигал трёх метров. Его ткали из чёрных нитей, часто украшали вышивками. (фото 8)

А благодаря этой фарфоровой красавице в костюме из ткани из серии «Куклы в народных костюмах» появилась её бумажная сестрица.

А благодаря этой фарфоровой красавице в костюме из ткани из серии «Куклы в народных костюмах» появилась её бумажная сестрица. (фото 9)

 

Проходя по залам музеев, с восхищением смотришь на расписные прялки, резные наличники окон, кованые сундучки ... и буквально замираешь перед великолепием народного костюма, который сохранило нам время. Кажется, все краски лесов, степей, неба слились в этом поистине чудном творении рук человеческих. Желание сделать одежду красивой требовало огромного труда, терпения, фантазии. Именно здесь проявлялись вкус, дарование и мастерство женщин - крестьянок. 

 

Для многих любителей народного искусства воронежский костюм - это черная ювелирная вышивка на рукавах белоснежной рубахи, яркая, расшитая красно-оранжевыми нитями понева и самобытный головной убор. И, действительно, территорию сел, расположенных в междуречье Дона и Тихой Сосны, где бытовала эта одежда, можно назвать настоящим «заповедником» народного костюма. Здесь традиционную поневу вышивали по старинным тканям еще в 60 - 80-е годы XX века. Образцы костюма этого района хранятся в коллекциях ведущих музеев страны, частных собраниях, и чаще всего представление о традиционной одежде Воронежской губернии связано именно с этим неповторимым и своеобразным костюмом. Поэтому большинство посетителей Воронежского краеведческого музея с изумлением рассматривают штофные сарафаны, бархатные и шелковые душегреи, полосатые юбки, «золотые» кокошники, которые больше характерны для населения центральных или северо-западных областей России. И, получив утвердительный ответ на вопрос: «И это тоже носили воронежские крестьянки?», открывают для себя неповторимый и необыкновенно красивый мир - мир воронежского костюма

Воронежскую губернию отличает необычайное многообразие одежды. В разных уездах, селах, а иногда и в пределах одного села можно было увидеть всевозможные комплексы костюмов. В журнале «Всемирная иллюстрация» за 1860 год отмечалось: «Всякому некоренному жителю резко бросается в глаза пестрота, разнообразие костюмов, какие в других губерниях едва ли можно видеть. Особенно в женских костюмах столько отличительного, типического, столько пестроты и красоты, вкуса и безвкусицы в праздничных нарядах, головных уборах, столько смеси старинного с новым, своего и прошлого, что надо удивляться, откуда такая разнообразная смесь одежд, нарядов, фасонов и названий... Полное собрание костюмов всей губернии составило бы богатый материал для истории этого края, представило бы полную картину быта жителей».

 Распространенным видом украшений была вышивка, в
которой чаще всего традиционно сохранялись многие древние элементы и
композиции, свойственные восточнославянскому орнаменту. В Воронежском крае в
конце XIX - начале XX века преобладала линейно-геометрическая вышивка. Наиболее
используемая фигура в воронежской вышивке и ткачестве - ромб. Чаще всего мотив
ромба составлял основу узорных композиций, но иногда служил дополнением к
другим мотивам. Ромб в виде квадрата, поставленного на угол, назывался «круг».
Нередко стороны ромба снабжали по углам прямыми линиями, которые как бы
продолжали его стороны. Народное название этого мотива - «репей». Угловые
отростки «репья» иногда имели более сложную форму и дополнялись крючками или
угловатыми завитками. С давних времен изображение ромба с крючками
символизирует плодородие, а в зависимости от расположения в различных позициях оно могло означать землю, растение и женщину одновременно.
ком

Народный костюм – это часть культуры. А культура - это, образно говоря, кровь нации. Выкачайте эту кровь массовой эрзацкультурой и нация погибнет. Ещё в начале 20 века народный костюм был обыденностью, как травинка на обочине дороге. Иной пройдёт и не заметит. Сейчас же национальный наряд – это алмаз цены великой, который мы любим и храним.

Воронеж!.. Родина. Любовь.

Все это здесь соединилось.

В мой краткий век, Что так суров,

Я принимаю, словно милость,

Твоей листвы звенящий кров.

 

Согрей меня скупою лаской,

Загладь печальные следы.

И приведи на мост Чернавский,

К раскатам солнечной воды.

 

И как навязчивая морочь,

Как синих чаек дальний плач,

Растает вдруг пустая горечь

Московских бед и неудач.

 

И что ты там, судьба, городишь?!

Тебе вовек не сдамся я,

Пока на свете есть Воронеж —

Любовь и родина моя.

1966

Анатолий Жигулин

Источники:

«Куклы в народных костюмах». Издатель ООО «Де Агостини», Россия.2013 г.

yarodom.livejournal.com573920.html

slavyanskaya-kultura.ruИскусствоРусский народный костюм

welemudr.ru?p=5197

images.yandex.ru

showbell.rublog/archives/4689