Гжель. Настенные часы.

Захотелось мне рассказать о Гжели, о ее красоте и уникальности. И как-то сразу родилась идея сделать часы из гофрированного картона.

Захотелось мне рассказать о Гжели, о ее красоте и уникальности. И как-то сразу родилась идея сделать часы из гофрированного картона. (фото 1)

Гжельский фарфор уникальный Российский народный промысел. Гжель - один из основных центров производства керамики. Издревле район Гжель славился своими глинами и примерно с XVII века началась их широкая добыча. Гжельский народный промысел объединяет в себе 27 деревень так называемый "Гжельский куст".

Гжельский фарфор уникальный Российский народный промысел. Гжель - один из основных центров производства керамики. Издревле район Гжель славился своими глинами и примерно с XVII века началась их широкая добыча. Гжельский народный промысел объединяет в себе 27 деревень так называемый "Гжельский куст". (фото 2)

Особенности географического положения, огромные запасы глин и специфика жизнеуклада способствовали возникновению и развитию керамического промысла. О древних корнях, о самых первых мастерах история сохранила документы, они начинаются с Духовной Грамоты князя Великого Ивана Калиты, датированной 1339 годом. В археологических раскопках найдены изделия, датированные Vl-м тыс. до нашей эры. По историческим документам еще в 1-й половине XIV века Гжель отмечается как центр керамического производства России, который являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора. Вторая половина XVIII века - полуфаянс, полученный как промежуточный материал в поисках рецепта фарфора, расписанный синей смальтой по серому, толстому, пористому черепку. Роспись на квасниках, кувшинах, тарелках носила в начале графический характер, имела вид раскрашенного контурного рисунка.

Особенности географического положения, огромные запасы глин и специфика жизнеуклада способствовали возникновению и развитию керамического промысла. О древних корнях, о самых первых мастерах история сохранила документы, они начинаются с Духовной Грамоты князя Великого Ивана Калиты, датированной 1339 годом. В археологических раскопках найдены изделия, датированные Vl-м тыс. до нашей эры. По историческим документам еще в 1-й половине XIV века Гжель отмечается как центр керамического производства России, который являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора. Вторая половина XVIII века - полуфаянс, полученный как промежуточный материал в поисках рецепта фарфора, расписанный синей смальтой по серому, толстому, пористому черепку. Роспись на квасниках, кувшинах, тарелках носила в начале графический характер, имела вид раскрашенного контурного рисунка.
 (фото 3)

С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.
Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.
На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.

С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.
Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.
На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.
 (фото 4)

Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.

Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.
 (фото 5)

Посуда Гжель - фарфор, который стремятся купить и коллекционеры и простые обыватели. Благодаря полностью ручной росписи, все изделия Гжельского фарфора индивидуальны. А разнообразие форм, рисунков на фарфоре удивит даже искушенного человека.

Посуда Гжель - фарфор, который стремятся купить и коллекционеры и простые обыватели. Благодаря полностью ручной росписи, все изделия Гжельского фарфора индивидуальны. А разнообразие форм, рисунков на фарфоре удивит даже искушенного человека.
 (фото 6)

Традиционно посуда из Гжельского фарфора отличается своей уникальной ручной росписью оксидом кобальта, который при последующем обжиге в печи приобретает насыщенный синий цвет. Традиционная роспись на Гжельском фарфоре выполняется от руки, мастер наносит на изделие растительные или геометрические орнаменты быстрыми, сочными мазками кисти. Некоторые изделия Гжельского фарфора впоследствии декорируются золотом.

Традиционно посуда из Гжельского фарфора отличается своей уникальной ручной росписью оксидом кобальта, который при последующем обжиге в печи приобретает насыщенный синий цвет. Традиционная роспись на Гжельском фарфоре выполняется от руки, мастер наносит на изделие растительные или геометрические орнаменты быстрыми, сочными мазками кисти. Некоторые изделия Гжельского фарфора впоследствии декорируются золотом.
 (фото 7)

В начале века на гончарном производстве были нужны жернова для размола глины, конная тяга, глиномялка, муфели, горны, гончарные ножные круги. Работали точильщики, литейщики, глазуровщики и писарихи.
Сейчас же технологическая цепочка строится так: Формовка (литье в гипсовых формах) - Сушка - Ручной осмотр - Контроль на трещины - Обжиг (электропечь) - Живописный цех. Вот за этими «производственными» словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей: в т. ч. мастеров-технологии, скульпторов, литейщиков, художников-керамистов!

Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т. е. в ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание. Глина - живой материал!
А что вылепить из глины? Здесь мастер (вернее его творческое воображение) «рождает» образ будущего изделия. Оно материализуется в виде карандашного наброска-эскиза и расписывается задуманным художником узором. По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Далее делается пластилиновая модель, по которой отливают гипсовую форму. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.
Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах.Через резиновые шланги с пистолетами заливают исходное сырьё - очищенную глину (шликер) - разведённую до состояния густых сливок. Этим занимаются литейщики. На твёрдом шликере швы от разъёмов до гладкости зачищают оправщицы. Это и есть формовка.
Потом - всё в печь! Первый обжиг проводится при t-900?.
Фарфоровые изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта.

    

Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива фарфорового изделия.
Изначально, придуманный художником рисунок, в живописном цехе точечками переводят на изделие, которое ставят на крутящуюся турнетку и точными движениями воссоздают узор. Ошибиться нельзя - пористый черепок сразу впитывает краску!
Инструмент живописца - кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с чёрной смесью (окисью кобальта). Кобальт - особая керамическая краска - изначально чёрный как сажа и становится ярко-синим только после обжига. Краска-то одна, а добиться нужно всей полноты васильковых оттенков. Гжельские мастера насчитывают свыше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Представляете какое нужно иметь чувство цвета!
Гжельская роспись считается подглазурной, т. е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при t -1350?. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.
«Бельё» - это фарфоровая форма без росписи.
«Крытьё» - это сама синяя роспись по белому фону.
Гжельская роспись делится на три вида. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись.

  

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки - несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.

 

Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т. п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т. п.

 

   Для искусства Гжели важное значение имеет цельность объема, который подчеркивается росписью. В последний период тенденция к усилению декоративности привлекла к пластической измельченности и усложненности форм. Изменилась и роспись, а также образное содержание изделий. Искусство создания предмета приобрело сложный, многогранный характер - пространственный, живописный, скульптурный. Если в первый период выполнялись художественные изделия в основном для повседневного пользования, то теперь художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью формы и стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, наделенных сложными ассоциативными связями, способных не только украсить но и преобразить наш быт.
   Гжельская керамика самая яркая, поэтическая, национальная традиция в истории русского искусства. Богатая фантазия, высокий профессионализм, чувство материала, гармоничность - вот те черты, которые третий век привлекает к гжельским изделиям всех, кто любит искусство.

Источники:

http://otherreferats.allbest.ru/culture/00146461_0.html
http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0b65635a3bd68b4d53a88521306d37_0.html
http://www.ruspromysel.ru/gzhel/aboutgzhel.html
http://www.narpromysel.ru/page/page8.htm

Большое спасибо всем, кто забежал в гости.