Усть-цилемский традиционный праздничный костюм

Его величество – усть-цилемский наряд!
Каким словам о нём под силу рассказать!
Он на себе любой задержит взгляд,
И впечатление то не передать!
Его величество – усть-цилемский костюм!
Ты современен и хорош собой.
Какой же здравый тебя создал ум:
Не властно даже время над тобой!
Его величество – роскошный сарафан!
Он строг и строен, дивен и богат.
С ним величава поступь, стройный стан…
Под стать ему узорный прежный плат.
Его величество – старинный островок!
Как много он таит в себе секретов:
Баски ли ластовицы, годен ли борок,
И подподолье подойдёт ли это?
Его величество – семейное преданье!
Хранит он бабушкиных рук тепло.
В нём столько мудрости, заботы и вниманья –
Коль есть наряд – считай, что повезло!
Его величество – усть-цилемский наряд!
Тебе сегодня песню мы поём!
Ты - наша память, в будущее взгляд.
Наряд справляют – значит, мы живём!
М. Ясинская

Его величество – усть-цилемский наряд!
Каким словам о нём под силу рассказать!
Он на себе любой задержит взгляд,
И впечатление то не передать!
Его величество – усть-цилемский костюм!
Ты современен и хорош собой.
Какой же здравый тебя создал ум:
Не властно даже время над тобой!
Его величество – роскошный сарафан!
Он строг и строен, дивен и богат.
С ним величава поступь, стройный стан…
Под стать ему узорный прежный плат.
Его величество – старинный островок!
Как много он таит в себе секретов:
Баски ли ластовицы, годен ли борок,
И подподолье подойдёт ли это?
Его величество – семейное преданье!
Хранит он бабушкиных рук тепло.
В нём столько мудрости, заботы и вниманья – 
Коль есть наряд – считай, что повезло!
Его величество – усть-цилемский наряд!
Тебе сегодня песню мы поём!
Ты - наша память, в будущее взгляд.
Наряд справляют – значит, мы живём!
М. Ясинская
 (фото 1)

Представляем вашему вниманию традиционный женский праздничный усть-цилемский наряд.

Представляем вашему вниманию традиционный женский праздничный усть-цилемский наряд.  (фото 2)

Так он выглядит сзади.

Так он выглядит сзади. (фото 3)

Так всё начиналось... Сделан шаблон куклы, собрана разная подходящая бумага...

Так всё начиналось... Сделан шаблон куклы, собрана разная подходящая бумага... (фото 4)

У куколки шарнирное крепление рук на плечах и локтях (расплавленная леска). Основные детали одежды сделаны. Теперь предстоит одеть наряд на куклу.

У куколки шарнирное крепление рук на плечах и локтях (расплавленная леска). Основные детали одежды сделаны. Теперь предстоит одеть наряд на куклу. (фото 5)

Основу праздничного женского костюма составляли рукава и сарафан.

Рукава – женская рубаха, состоящая из двух частей: рукава (верх) и «стан» (низ). Шились из репса, парчи, шёлка. Ткани завозились по зимнему тракту из Мезени и Архангельска и водным путём из Чердыни, Усть-Сысольска, Вычегды. Рукава имеют большую длину и заворачиваются наверх, чтобы показать «подзаперстье», что является признаком богатства. Рукава украшаются квадратными ластовицами. Ворот – воротник-стойка, застёгивается на 1 или 2 запонки. Поверх ворота нашивалась узкая парчовая полоска – позумент золотого шитья («борок»).
Рукава из голографической бумаги, ластовицы и подзаперсья - фольгированная бумага, борок - полоска обоев.

Основу праздничного женского костюма составляли рукава и сарафан.

Рукава – женская рубаха, состоящая из двух частей: рукава (верх) и «стан» (низ). Шились из репса, парчи, шёлка. Ткани завозились по зимнему тракту из Мезени и Архангельска и водным путём из Чердыни, Усть-Сысольска, Вычегды. Рукава имеют большую длину и заворачиваются наверх, чтобы показать «подзаперстье», что является признаком богатства. Рукава украшаются квадратными ластовицами. Ворот – воротник-стойка, застёгивается на 1 или 2 запонки. Поверх ворота нашивалась узкая парчовая полоска – позумент золотого шитья («борок»).
Рукава из голографической бумаги, ластовицы и подзаперсья - фольгированная бумага, борок - полоска обоев. (фото 6)

Сарафан – высокая юбка на узких лямках. Прелесть усть-цилемского сарафана в строгих отглаженных складках, направленных от боковых швов к центру. Передняя часть оформляется кулиской, в которую вставляется верёвочка. Под подол подшита подкладка шириной 30 см из сатина, коленкора или ситца («подподолье»). В качестве украшения используются кисти, тесьма или бейки (атласная окантовка лямок и краёв, «опушка»).
Сарафан из скрапбумаги, подподолье - чёрная фотобумага, кисти - фольгированная бумага, опушка лямок - офисная бумага.

Сарафан – высокая юбка на узких лямках. Прелесть усть-цилемского сарафана в строгих отглаженных складках, направленных от боковых швов к центру. Передняя часть оформляется кулиской, в которую вставляется верёвочка. Под подол подшита подкладка шириной 30 см из сатина, коленкора или ситца («подподолье»). В качестве украшения используются кисти, тесьма или бейки (атласная окантовка лямок и краёв, «опушка»).
Сарафан из скрапбумаги, подподолье - чёрная фотобумага, кисти - фольгированная бумага, опушка лямок - офисная бумага. (фото 7)

Фартук – принадлежность женского костюма, повязываемый поверх сарафана. Украшается кистями и окантовкой подола и боков атласной лентой до уровня нашивки кистей.
Использовали скрапбумагу, фольгированную бумагу для окантовки и фольгированную с клеевым слоем для кистей.

Фартук – принадлежность женского костюма, повязываемый поверх сарафана. Украшается кистями и окантовкой подола и боков атласной лентой до уровня нашивки кистей.
Использовали скрапбумагу, фольгированную бумагу для окантовки и фольгированную с клеевым слоем для кистей. (фото 8)

Одеты рукава, сарафан и фартук... Труднее всего было сделать рукава и одеть их... Бумага никак не хотела ложиться красивыми складками, всё же это не ткань...
Здесь ещё не пришит борок, поэтому будем считать это примеркой.

Одеты рукава, сарафан и фартук... Труднее всего было сделать рукава и одеть их... Бумага никак не хотела ложиться красивыми складками, всё же это не ткань...
Здесь ещё не пришит борок, поэтому будем считать это примеркой. (фото 9)

Коротенька – короткая распашная косоклинная душегрея на узких лямках. Лямки коротеньки должны совпадать с лямками сарафана. Борта спереди украшают позументом или парчой («строки»). Соединяется потайными пуговицами. Коротенька – обязательная часть свадебного костюма, в настоящее время входит в состав праздничной одежды девушек и молодок.
Коротенька из обоев, позумент по краю - тоже обои, опушка - офисная бумага, отделка - фольгированная бумага.

Коротенька – короткая распашная косоклинная душегрея на узких лямках. Лямки коротеньки должны совпадать с лямками сарафана. Борта спереди украшают позументом или парчой («строки»). Соединяется потайными пуговицами. Коротенька – обязательная часть свадебного костюма, в настоящее время входит в состав праздничной одежды девушек и молодок.
Коротенька из обоев, позумент по краю - тоже обои, опушка - офисная бумага, отделка - фольгированная бумага. (фото 10)

У нашей девушки появились бумажные волосы и ушки...
Плат – усть-цилемское название нарядного репсового, парчового, конофатного платка, повязываемого вокруг головы с узловым креплением на затылке. Девушки завязывают его узкой полоской, а замужние женщины покрывают платом всё темя. Волосы не должны висеть, их убирают. У нас платок не повязан, решили обойтись без него, это тоже допускается...

Украшения – яркая блестящая брошь, серебряные или позолоченные цепи (не более трёх), запонки.
Вместо запонки использовали страз, цепочка - настоящая. Только эти детали не из бумаги!
В ушки вставим серёжки!

У нашей девушки появились бумажные волосы и ушки...
Плат – усть-цилемское название нарядного репсового, парчового, конофатного платка, повязываемого вокруг головы с узловым креплением на затылке. Девушки завязывают его узкой полоской, а замужние женщины покрывают платом всё темя. Волосы не должны висеть, их убирают. У нас платок не повязан, решили обойтись без него, это тоже допускается...

Украшения – яркая блестящая брошь, серебряные или позолоченные цепи (не более трёх), запонки.
Вместо запонки использовали страз, цепочка - настоящая. Только эти детали не из бумаги!
В ушки вставим серёжки! (фото 11)

Повойник («побойник») – это головной убор невесты. Выполнен из парчи и вышит золотосеребряной нитью. Поверх повойника повязывается повязка (скрученный небольшой парчовый платок), называемый «золотая половинка».
Для побойника использовали обои.

Повойник («побойник») – это головной убор невесты. Выполнен из парчи и вышит золотосеребряной нитью. Поверх повойника повязывается повязка (скрученный небольшой парчовый платок), называемый «золотая половинка».
Для побойника использовали обои. (фото 12)

Так выглядит низ наряда. На ноги обычно одевают чёрные туфли.
Пояс – считается оберегом пояс-сеточка, может быть сплетён из шерстяных или хлопчатобумажных ниток. Повязывается по сарафану.

Так выглядит низ наряда. На ноги обычно одевают чёрные туфли.
Пояс – считается оберегом пояс-сеточка, может быть сплетён из шерстяных или хлопчатобумажных ниток. Повязывается по сарафану. (фото 13)

Плат – усть-цилемское название нарядного репсового, парчового, конофатного платка, повязываемого вокруг головы с узловым креплением на затылке. Девушки завязывают его узкой полоской, а замужние женщины покрывают платом всё темя. Волосы не должны висеть, их убирают. У нас платок не повязан, решили обойтись без него, это тоже допускается...

Украшения – яркая блестящая брошь, серебряные или позолоченные цепи (не более трёх), запонки.
Вместо запонки использовали страз, цепочка - настоящая. Только эти детали не из бумаги!

Плат – усть-цилемское название нарядного репсового, парчового, конофатного платка, повязываемого вокруг головы с узловым креплением на затылке. Девушки завязывают его узкой полоской, а замужние женщины покрывают платом всё темя. Волосы не должны висеть, их убирают. У нас платок не повязан, решили обойтись без него, это тоже допускается...

Украшения – яркая блестящая брошь, серебряные или позолоченные цепи (не более трёх), запонки.
Вместо запонки использовали страз, цепочка - настоящая. Только эти детали не из бумаги! (фото 14)

Вот такая она, усть-цилёмка в лучах осеннего солнышка, которое удалось поймать...

Вот такая она, усть-цилёмка в лучах осеннего солнышка, которое удалось поймать... (фото 15)

Традиционная одежда является одним из самых характерных компонентов материальной культуры, отражающих этническую специфику населения.

В числе первых исследователей – этнографов, обративших на это внимание, были С.В. Максимов и Н.Е. Ончуков, которые побывали в наших краях во второй половине ХIХ и начале ХХ веков. Праздничная одежда, наряду с другими предметами старины, интересовала не только учёных, но и скупщиков старины из разных областей страны и зарубежья. В.И.Малышев в книге «Усть-Цилемские рукописные сборники ХVI-ХХ вв», ссылаясь на исследования Н.Е.Ончукова, отмечает, что «целыми подводами увозили из сёл старинную одежду, утварь и книги».

На основе изучения усть-цилемского костюма возникла теория «боярского» происхождения усть-цилёмов. Её сторонники ссылались в качестве доказательства на богатую праздничную одежду усть-цилемских женщин. Район нижней Печоры можно определить как «территорию взаимодействия нескольких культур: коми-ижемцев, устьцилёмов, ненцев, которые контактировали между собой.

Усть-цилемский наряд – дело тонкое, а надеть его правильно – целое искусство. Необходимо учесть и материал, и цвет, и размер, и возраст, и статус, и множество других особенностей. Праздничный костюм и умение его «нести», определяли так же стиль поведения хороводниц.

Не случайно участники этнографических экспедиций, изучавших народное гуляние «Горку», отмечали, что сам праздник «Горка» начинается не на горочной площадке и не с первого хоровода, а в домах участников – с приготовления и одевания праздничного наряда. Извлечение костюмов из сундуков, их одевание, требующее особого мастерства, уподоблялись ритуальному акту, задавали тон предстоящему празднику.

Усть-цилемский наряд ко многому обязывает. Он символ строгости,степенности, скромности и достоинства.

В Усть-Цильме сохранён и активно распространяется традиционный костюм. Этому способствовало то, что костюм передавался по наследству и был обязательной частью приданого невесты. Приверженность старообрядчеству, строгой и требовательной вере предков, распространялась на семейно-бытовую и культурную стороны жизни усть-цилёмов. Благодаря этому, сохранилось богатое духовное наследие.

Следуя традиционному укладу, усть-цилёма сохранили праздник «Горку», народное гуляние, повлекшее создание частных коллекций костюмов.

Интерес к костюму поддерживают фольклорные коллективы и межрегиональное общественное движение «Русь Печорская». Своеобразным символом  Усть-Цильмы является кукла – Усть-цилёмка. В последнее время стали изготавливать и сувенирных кукол-мальчиков.

 

В работе использовались материалы Зотовой Людмилы Сергеевны и Ясинской Марины Георгиевны.

Подробности праздника можно посмотреть здесь https://podjem-tal.ru/node/16922 и у Танечки-2002 https://podjem-tal.ru/node/396814