Поделиться:
Казанская Амвросиевская пустынь (неофициальное название Ша?мординский монастырь) — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви, расположенный рядом с деревней Шамордино Калужской области, в 12 км к северу от Оптиной пустыни. В административно-территориальном отношении числится как село Шамординский.
Основание и первые годы
Казанская женская община (не монастырь) в сельце Шамордино, в имении умершей вдовы надворного советника Ключаревой, была учреждена Определением Святейшего Синода от 13 — 20 июня 1884 года за № 1216.
22 августа (3 сентября) 1884 София Михайловна Болотова подала прошение на имя епископа Калужского и Боровского Владимира (Никольского) с просьбой о вступлении в общину.
Со своей стороны, настоятель Оптиной пустыни преподобный Исаакий I и духовник Софии Михайловны преподобный Амвросий Оптинский направили епископу Калужскому и Боровскому Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей строящейся общины, приложив к этому рекомендательное письмо:
Вашему Преосвященству угодно знать наше мнение о Софье Михайловне Астафьевой, способна ли она быть Настоятельницей новой Казанской общины. Хотя Софья Михайловна делом ещё и не проходила монашескую жизнь, но довольно понимает и монашество и хозяйственную часть, и сестры новой общины очень расположены к ней, так, что и теперь беспрекословно повинуются её распоряжениям.
— 25 августа (6 сентября) 1884 года
Последнее формальное препятствие было устранено, когда 4 (16) сентября 1884 София была пострижена в монахини Амвросием Оптинским, позже он постриг её в мантию с сохранением имени София.
Стараниями старца вскоре была создана первая церковь обители и 25 сентября (7 октября) 1884 игумен Исаакий и матушка София направили рапорт на имя епископа Калужского и Боровского Владимира об окончании внутреннего устройства деревянной церкви и о готовности её к освящению. Она была освящена 1 (14) октября 1884 года, этот день считается днём создания обители. Монахиня София стала первой настоятельницей монастыря.
Схимонахиня София
В первое время положение дел в обители было непростым:
Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: — деревянный дом, с домашней церковью, да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, никаких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. — Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее, (если не более), — больных, увечных, неспособных ни к какому труду. <…> население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались
— Воспоминания епископа Трифона, 1884-1888 годы
Кроме этого, насущным был вопрос о приобретении земельных участков для нормального функционирования монастыря, на что хронически не хватало средств.
Несмотря на трудности хозяйственного плана, настоятельница София не забывала о духовной жизни общины. Под руководством старца Амвросия она устраивала духовную жизнь обители, подавая пример послушания, смирения и любви[3].
Понимая, что молитва есть главное монашеское делание, главной целью для себя матушка София поставила строительство большого каменного Казанского собора. Она руководила процессом разбивки собора и курировала его проект, для производства кирпича при ней был специально построен кирпичный завод. Все не только она тратила на монастырь свои личные средства, но и завещала всё своё состояние обители.
Кроме реализации этого крупного проекта было создано всё необходимое для существования обители: построены две деревянные часовни во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского. Была налажена хозяйственная жизнь монастыря: построены водокачка, многие хозяйственные постройки и сестринские келии. При ней были устроены скиты, открыта богадельня, а также золотошвейная мастерская и положено начало иконописной мастерской.
При монастыре, в духе древних монастырских традиций, о которых говорили святые отцы Церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст, были открыты детские ясли и позже был открыт приют. При нём была начальная школа, в которой дети получали первоначальные знания: сёстры занимались с ними чтением, письмом и Законом Божием.
На закате лет матушку Софию постригли в великую схиму. Смерть настоятельницы наступила 24 января 1888 года, в том году в общине было 250 сестёр.
По кончине первой настоятельницы начальствование приняла другая духовная дочь старца — монахиня Евфросиния (Розова), управлявшая обителью до 14 апреля 1904.
Схимонахиня София прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году.
8 июля 1901 года община была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь.
Насельницей Шамординского монастыря была сестра анафематствованного в 1901 году графа Льва Толстого Мария Николаевна Толстая († 6 апреля 1912 года) была, где она и скончалась, за три дня до смерти приняв монашеский постриг.
24 октября 1902 года епископом Калужским Вениамином (Муратовским) был освящён начатый строительством в 1889 году Казанский собор монастыря, сооружённый на средства Сергея Васильевича Перлова. Автор проекта собора — архитектор С. В. Шервуд (сын В. И. Шервуда, автора здания Государственного исторического музея). Трапезная построена на рубеже XIX—XX веков по проекту архитектора Р. И. Клейна.
К 1918 году здесь подвизались более 800 сестёр. Имелась богадельня, больница, приют для девочек-сирот, несколько скитов.
В марте 1923 года обитель была окончательно закрыта и ликвидирована, все земли и угодья монастыря стали собственностью колхоза.
В марте 1990 года в обители была возобновлена монашеская жизнь. 3 мая 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордине.
За 20 дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 года. В этот же день монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никона (Перетягина) была возведена в сан игумении.
С женскими монастырями у меня дело обстоит намного лучше, чем с мужскими, на территории которых я совершено ничего не чувствую.
В Шамордино мне очень понравилось, особенно в Казанском соборе. Не говоря уже о духовной составляющей, чего стоят иконы этого собора, вышитые бисером! Это что-то невероятное! Сколько труда в них вложено! Насколько волшебно они смотрятся! Напротив каждой можно стоять любуясь практически часами! Хотя бы ради такой красоты стоит посетить Шамордино!
Спасибо за внимание!