Ответить на комментарий

Мудрость народного творчества
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 8

Поделиться:

Автор(ы) Разводовская Надежда
Возраст старше 20
Место жительства г. Волковыск. Гродненская обл. Беларусь
Материалы Пряжа, бёрдышко
Габариты Длина поясов 1,7-2 м
Тема работыМодное – народное

Тканые пояса ещё в 20-х годах прошлого столетия носили и в будни, и в праздники, взрослые и дети, мужчины и женщины. Поясами подвязывали сорочку, кожух, фартук, юбку. На поясе закрепляли топорик или ножик, когда шли на работу. Пояса имели не только практическое значение, но и символическое, благодаря орнаменту, который рассматривался как оберег. Опоясывание вокруг тела воспринималось как оберегание человека от злых сил и несчастий.

Тканые пояса ещё в 20-х годах прошлого столетия носили и в будни, и в праздники,  взрослые и дети, мужчины и женщины. Поясами подвязывали сорочку, кожух, фартук, юбку. На поясе закрепляли топорик или ножик, когда шли на работу. Пояса  имели не только практическое значение, но и символическое, благодаря орнаменту, который рассматривался как оберег. Опоясывание вокруг тела воспринималось как оберегание человека от злых сил и несчастий. (фото 1)

Тканые пояса играли важную роль в выполнении различных обрядов и обычаев. Пояса были обязательным подарком на разных этапах свадьбы. Девушки дарили пояса и вышитые сорочки женихам как знак согласия выйти за них замуж. Поясами откупались, если свадебный кортеж на своём пути встречал преграду.

Тканые пояса играли важную роль в выполнении различных обрядов и обычаев. Пояса были обязательным подарком на разных этапах свадьбы. Девушки дарили пояса и вышитые сорочки женихам как знак согласия выйти за них замуж. Поясами откупались, если свадебный кортеж на своём пути встречал преграду.  (фото 2)

Пояса дарили музыкантам, родственникам жениха, гостям. К столу молодых вели на пояске. В первый день после свадьбы молодая, когда шла за водой, забрасывала пояс на сруб колодца. Подметая в доме, завязывала поясок на веник. Случалось, что невеста на свадьбе раздаривала больше сотни поясов.
Поясом связывали первый сноп урожая., повязывали новорождённых. Чтобы в семейной жизни был достаток, молодая перед тем, как идти под венец, развешивала пояса в хлеву, в птичнике, а также над сундуком...

Пояса дарили музыкантам, родственникам жениха, гостям. К столу молодых вели на пояске. В первый день после свадьбы молодая, когда шла за водой, забрасывала пояс на сруб колодца. Подметая в доме, завязывала поясок на веник. Случалось, что невеста на свадьбе раздаривала больше сотни поясов. 
Поясом связывали первый сноп урожая., повязывали новорождённых.  Чтобы в семейной жизни был достаток, молодая перед тем, как идти под венец, развешивала пояса в хлеву, в птичнике, а также над сундуком... (фото 3)

Пояса ткались на бёрдышке, на ниту, на дощечках.
На фото видно бёрдышко, которое я собственноручно сделала из деревянных ученических линеек. Поперечные планки я сделала, разрезав линейки на тонкие половинки. Для первого пояса я подобрала схему, нитки по цветовой гамме, и стала протягивать нитки в отверстия бёрдышка.

Пояса ткались на бёрдышке, на ниту, на дощечках. 
На фото видно бёрдышко, которое я собственноручно сделала из деревянных ученических линеек. Поперечные планки я сделала, разрезав линейки  на тонкие половинки. Для первого пояса я подобрала схему, нитки по цветовой гамме, и стала протягивать нитки в отверстия бёрдышка. (фото 4)
 
Пояса, тканые на бёрдышке (фото 5)

Всё готово к ткачеству пояса на бёрдышке.

Всё готово к ткачеству пояса на бёрдышке. (фото 6)

Нитки узора - красные, а зелёные нитки образуют фон.

Нитки узора - красные, а  зелёные нитки образуют фон.  (фото 7)

Так шаг за шагом вырисовывается постепенно орнамент из красных ниток.

Так шаг за шагом вырисовывается постепенно орнамент из красных ниток. (фото 8)

Постепенно пояс увеличивается в длине. Такой вид ткачества называется "бранная техника", то есть, "брать", "выбирать" узор вручную.

Постепенно пояс увеличивается в длине. Такой вид ткачества называется "бранная техника", то есть, "брать", "выбирать" узор вручную. (фото 9)

Именно такое большое количество отверстий в бёрдышке позволяет получить такой богатый орнамент. У меня при изготовлении бёрдышка получилось 87 отверстий, а значит, 87 ниток протянуто в отверстия.

Именно такое большое количество отверстий в бёрдышке позволяет получить такой богатый орнамент. У меня при изготовлении бёрдышка получилось 87 отверстий, а значит, 87 ниток протянуто в отверстия. (фото 10)
 
Пояса, тканые на бёрдышке (фото 11)

Первый пояс готов, и можно увидеть результат моего труда.

Первый пояс готов, и можно увидеть результат моего труда. (фото 12)

Очень нравится мне сочетание жёлтого и коричневого цветов, поэтому для ткачества второго пояса я подобрала соответствующую цветовую гамму.

Очень нравится мне сочетание жёлтого и коричневого цветов, поэтому для ткачества второго пояса я подобрала соответствующую цветовую гамму. (фото 13)
 
Пояса, тканые на бёрдышке (фото 14)

Лицевая и изнаночная сторона готового пояса...

Лицевая и изнаночная сторона готового пояса... (фото 15)

Третий пояс пополнит мою коллекцию поясов в нежной розовато-белой гамме...

Третий пояс пополнит мою коллекцию поясов в нежной розовато-белой гамме... (фото 16)
 
Пояса, тканые на бёрдышке (фото 17)

Готовый пояс снят с бёрдышка.

Готовый пояс снят с бёрдышка. (фото 18)
 
Пояса, тканые на бёрдышке (фото 19)

Комбинируя бордовые и коричневые нитки узора решила соткать пояс с двухцветным полосатым фоном.

Комбинируя бордовые и коричневые нитки узора решила соткать пояс с двухцветным полосатым фоном. (фото 20)

Так как распечатка схемы узора оказалась с маленькими квадратами, чтобы не напрягать лишний раз зрение, пришлось прорисовать схему узора на листке с крупными клетками.

Так как распечатка схемы узора оказалась с маленькими квадратами, чтобы не напрягать лишний раз зрение, пришлось прорисовать схему узора на листке с крупными клетками. (фото 21)

Наконец-то и четвертый поясок пополнил мою коллекцию.

Наконец-то и четвертый поясок пополнил мою коллекцию. 
 (фото 22)
 
Пояса, тканые на бёрдышке (фото 23)

При ткачестве таких поясов чувствуешь особую энергетику, словно происходит соприкосновение с чем-то вечным и далёким прошлым. Это необъяснимое чувство. Мудрость народного творчества притягивает нас через века. Я не перестаю удивляться, как наши предки могли создавать такую красоту? Ведь как-то надо было понять, прочувствовать интуитивно, как сотворить такие узоры при ткачестве, как вообще придумать это, чтобы научиться создавать такие вещи. Ведь это довольно непросто.

При ткачестве таких поясов чувствуешь особую энергетику, словно происходит соприкосновение с чем-то вечным и далёким прошлым. Это необъяснимое чувство. Мудрость народного творчества притягивает нас через века. Я не перестаю удивляться, как наши предки могли создавать такую красоту? Ведь как-то надо было понять, прочувствовать интуитивно, как сотворить такие узоры при ткачестве, как вообще придумать это, чтобы научиться создавать такие вещи. Ведь это довольно непросто.  (фото 24)

Как  ни странно это звучит: в нашем городе и районе есть два Центра ремёсел и народного творчества. Но никто из сотрудников тех ремесленных центров так не осилил технику ткачества поясов. Удалось это сделать только мне, не имеющей никакого отношения к подобным Центрам. Самостоятельно, по книгам, разбираясь, анализируя, методом проб и ошибок. И ещё дочь Наташу приобщить к этому виду рукоделия. Тогда ведь и интернета ещё не было, когда я осваивала это древнее ремесло. И пару лет назад одному студенту художественного факультета срочно понадобилось соткать  пояс по предмету декоративно-прикладного творчества, чтобы получить зачёт. Он обратился в наши местные центры ремёсел за помощью и был очень удивлён фактом, что ему там помочь не могут по причине того, что понятия не имеют, как ткать эти самые пояса. Хорошо, что посоветовали за помощью обратиться ко мне. 

Ответить

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Контрольный вопрос
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы избежать проверки.