Поделиться:
Вот и вторая птичка у меня родилась! Я попыталась передать стиль и рисунок так полюбившейся мне Дивеевской игрушки. Впервые увидела ее 3-4 года назад на одной из выставок, увидела - и зависла! Отойти от прилавка было просто невозможно... Тогда я купила себе маленького ангелочка. Такой "теплой" глины, таких удивительных оттенков я еще не встречала!
Ткань взяла плотную, хлопковую, специально не белого, а молочного цвета, чтобы было больше похоже на глину. Выкроила птичку, прострочила на машинке, отутюжила...
А вот потом началось самое интересное. Я взяла фетр подходящих цветов и оттенков и начала "лепить" украшения. Это был очень увлекательный процесс, детальки достаточно мелкие, не всегда слушались!
Но в итоге замысел удалось воплотить!!! И вот моя птичка уже красуется на дереве и греется в лучах теплого солнышка!
А теперь немного расскажу об этом промысле, вовсе не старинном, а достаточно молодом.
Ещё в XIX веке в окрестностях Дивеева были открыты залежи белой глины, а в 40-е годы XX века на базе этого месторождения в селе Большое Череватово организовали гончарный посудный промысел: там делали крынки, чугунки и т.п.
Но настоящую славу принесла этому месту дивеевская игрушка, которая появилась совсем недавно – она зарождалась в 90-е годы из простого увлечения Натальи Григорьевны Крушинской. Вечерами после работы в музыкальной школе мастерица лепила... Ей очень нравился податливый, тёплый, мягкий материал, из которого можно было слепить всё, что угодно. Потом наступил момент, когда простое увлечение выросло в нечто большее. Наталья Григорьевна стала изучать народное искусство, разные виды традиционных глиняных игрушек. Её мастерство росло день ото дня, а с ним и желание подарить миру добрую глиняную игрушку, в которой бы соседствовали вместе простота, детская непосредственность и житейская мудрость.
Казалось бы, технология создания во многом схожа с другими гончарными промыслами. Сначала добывается глина, прочищается, размягчается, чтобы была пластична, потом начинается процесс лепки. Затем игрушки погружаются в муфельную печь и 10 часов обжигаются при температуре 950 градусов. Но созданное в результате изделие - особенное и неповторимое: нежное, проникновенное, красивое и очень тёплое. Эти изделия невероятно приятно держать в руках!
Всё дело в том, что именно в этой местности цветовая гамма глины уникальна: от белой и лиловой до оранжевой и даже тёмно-бордовой. Она позволяет создавать удивительные произведения без каких-либо красителей или глазурей. Секрет - и в необычном рельефном оформлении. Это достигается всевозможными вдавливаниями, элементами лепнины, процарапыванием узоров, начертаниями, графическим рисунком, часто с помощью обычных подручных средств. В ход идут и колпачки от фломастеров, и стержни, и т.п. Но и, конечно же, выработанный у Натальи Григорьевны за годы работы с глиной собственный почерк, исполненный уникальной лирики и света.
Вот такая она, удивительная и сказочная Дивеевская игрушка! Радостного всем творчества!