Поделиться:
"Я поведу тебя в музей", - сказали мне коллеги и друзья, подарив на день рождения сказочный двухдневный тур.
Поехали?
Остановка первая: село Гжель, Раменский район, Московская область, 60 км от Москвы.
Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Считается, что слово «гжель» произошло от глагола «жечь».
Здесь создавали разные глиняные изделия, лепили и обжигали керамическую посуду и фигурки. Со временем Гжелью стали называть не одну деревню, а сразу несколько — «гжельский куст», который объединил около тридцати населенных пунктов.
Все гжельские изделия можно разделить на фарфор и майолику. Отличает их то, что фарфор производят из белой глины, а майолику – из красной. Причем фарфоровые изделия всегда более нежные и хрупкие, а изделия из майолики намного крепче.
Как же рождается бездонное сине-голубое чудо?
Сначала над созданием будущего фарфорового изделия работает художник. Затем создается пробный образец, с которого отливаются гипсовые формы. По ним изготавливается разъемная форма для литья. Интересно, что каждая деталь изделия, будь то ручка для кувшина или рельефные украшения, изготавливается отдельно в различных формах.
После этого форма заполняется шликером. Он представляет собой пластичную массу на основе кварца, полевого шпата и каолина, разбавленную водой до консистенции густых сливок.
Шликер заливается в форму и затвердевает. Излишки исходного сырья сливаются, а заготовки сушатся в естественных условиях. После чего их тщательно обрабатывают: чистят, устраняют швы и незначительные дефекты, клеят мелкие элементы.
(как же в этом цеху тяжело дышится...)
После этих процедур посуда отправляется в печь, на обжиг. Запекаться изделия едут на вагонетках, в них же они завозятся в печи. Первый обжиг длится довольно долго — фарфор запекается около восьми часов, при температуре порядка 900 градусов.
Следующий этап включает в себя контроль за изготовлением и отбраковку изделий.
Для того чтобы определить наличие на посуде дефектов, ее опускают в раствор фуксина.
Изделия приобретают нежно-розовый цвет, а все швы и неровности становятся ярко-розовыми и заметными. Обнаруженный брак либо исправляют, вновь замывая губкой и полируя валиком, либо, если дефект не удается устранить, посуда отправляется в брак и переплавляется.
Теперь наступает ответственный этап – нанесение рисунка.
Художник работает с неказистым серо-черным составом, на основе оксида кобальта.
С помощью беличьей кисти проставляются цветовые акценты со строгим соблюдением канонов гжельской росписи.
После росписи опорные поверхности изделий покрываются парафином. Мастер вручную окунает изделие в специальную емкость,
наполненную горячим парафином. После того как посуда «искупалась» в парафине, ее опускают в глазурь.
Затем всю посуду снова на специальных вагонетках отправляют на второй обжиг. Он длится намного дольше, чем первый, — целых восемнадцать часов. Под воздействием высокой температуры глазурь приобретает прозрачность, а само изделие – особую яркость.
Так и рождается изумительно прекрасная гжель.
Познакомились с производством?
Теперь заглянем в музей!
"Нет, серьёзно: неужели
Вы не слышали о Гжели?
Это промысел старинный
На основе белой глины.
Это разная посуда,
Вазы, чайники и блюда,
Тонкий костяной фарфор
И скульптура малых форм.
Роспись Гжели нетипична:
Монохромна, непривычна -
Белый фон и синий цвет,
А других цветов там нет.
На мазок мазок кладётся,
И приём такой зовётся
По оценке знатоков
Гжельской азбукой мазков." Ольга Шарко
И чего там только нет, в этом музее!
Столько красоты!
Только ходить и дивиться!
Цветное - это тоже гжель, надглазурная.
Интересно, о чём думает этот милый, уставший Кот в сапогах?
Может, о рыбке?
Ооооо, сколько их!
Сказать, что мне понравился музей, значит, не сказать ничего.
Восторг, восхищение и огромное чувство гордости за наш сказочный промысел!