Поделиться:
Короткое двухдневное, но интереснейшее путешествие завершается.
Очень давно хотелось съездить в гости к знаменитым "медведям", мечта сбылась!
Посёлок Богородское находится недалеко от Сергиева Посада (~ 29 км). От Москвы - на расстоянии в восемьдесят километров.
Местные крестьяне в то время, практически, в каждой семье резали по дереву и продавали свои изделия, зарабатывая тем самым себе на жизнь.
Сегодня богородская деревянная игрушка известна во всем мире и по достоинству.
Крестьянин и медведь поочередно бьют кувалдами по наковальне. Знаменитым "Кузнецам" более 300 лет.
Рассказывают, что однажды французский скульптор Огюст Роден, рассматривая богородских «Кузнецов», сказал:
«А много ли есть людей, способных творить такое прекрасное? Народ, который создал эту игрушку, — великий народ!»
Одна из старейших игрушек сегодня не только символ богородского промысла, но и главная составляющая часть герба посёлка.
«Курочки» - это тоже игрушка долгожитель. В нее играли еще во времена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева.
Традиционно игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Выбирали деревья без пороков, трещин, гнилых сучков. Сушили липу на открытом воздухе от 3 до 5 лет.
Также использовали осину и ольху, у которых древесина такая же мягкая и однородная.
Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до нескольких лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием.
Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей). Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.
Высушенный ствол пилят на части. Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.
Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.
Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм.
Затем идёт обработка инструментами - стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму.
Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая - готовила ножи и стамески для их изготовления.
Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты.
Внешний вид и особенности богородских игрушек остаются такими же, как и много лет назад. Среди этих резных забав можно выделить два основных типа – статичные и подвижные игрушки.
Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.
Вырезают мастера и уникальные вещи, как эти шахматы "Северная война". Пётр и Карл XII со своими королевами.
Интересно, что авторы композиции – мастера Роман Колесников и Олег Гладких – являются сегодня, соответственно,
протоиреем и священником Богородского подворья Троице-Сергиевой Лавры.
Николай Шипеев окончил Богородскую профтехшколу с шестым разрядом резчика.
Начал работать на фабрике с 1955 г., после армии поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище (АХПУ).
Окончив учёбу, преподавал основы исполнительского мастерства в АХПУ.
Затем вернулся в родное Богородское, работал на предприятии до 2000 г., до самой пенсии.
Заслуженный художник России.
Это дипломная работа Николая Шипеева «Праздник русской зимы».
В 1970 году она была награждена серебряной медалью ВДНХ.
Затем произведение имело огромный успех на «Экспо-70» в Осаке.
Японцы хотели купить эту работу, Мастер от денег отказался.
Тогда резчику предложили транспортный обмен: деревянную упряжку на автомобиль марки «Toyota».
Николай Шипеев не принял заманчивое предложения японцев и подарил свой шедевр музею Богородской игрушки.
Вот такими насыщенными, интересными, незабываемыми оказались два февральских дня путешествия.
Эмоции переполняют до сих пор, восторг, чувство радости,
чувство гордости за нашу Родину, за наши промыслы, за наших Мастеров окутывает с головы до ног.
"Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили."
Э. Чурилова.
Спасибо всем-всем, кто подарил мне эту сказку! БЛАГО ДАРЮ!!!