Автор(ы) | Мохова Анна Николаевна |
Возраст | старше 16 |
Место жительства | Архангельск |
Материалы | круглые березовые фанерные заготовки, акриловые краски, лак, эпоксидная смола. |
Габариты | диаметр 7 и 12 см |
Тема работы | Творческие и культурные традиции моего края |
Добрый день. Я не являюсь коренной архангелогородкой. Но я росла в окружении предметов, украшенных северной росписью: разделочные доски, подносы, солонка, сахарница, хлебница, конфетницы, вазочки, туески (бурачки), короба. Это были подарки маме и вещи, купленные ей самой.
В последние годы, являюсь также постоянной жительницей СМ. Следила и вдохновлялась конкурсом в СМ «Мудрость народного творчества».
Осенью первый раз побывала в селе Вознесенское Верхнетоемского района в музее. Там я впервые увидела северную роспись на старинных прялках. Еще меня сильно восхитили, до сих пор сохранившиеся, большие северные дома с охлупнем на вершине крыши.
Все вышеперечисленное сподвигло меня самостоятельно изучать северную роспись. Именно эту, окружающую меня больше всего: борецкую, пучужскую и пермогорскую.
И, конечно, увидев конкурс в СМ, я тут же решила участвовать.
Роспись освоить новичку непросто. Этому искусству учатся от 4 до 6 лет.
Борецкая, пермогорская, пучужская относятся к графическим типам росписи. Это росписи Северной Двины, в деревнях по берегам нашей реки они зародились.
Пермогорская- в деревнях под общим названием «Мокрая Едома». Они находятся в Красноборском районе.
Пучужская в сохранившемся селе Пучуга Верхнетоемского района.
Борецкая- пристань Борок, в деревне Скобели Виноградовского района.
Этот промысел ведет начало с украшения прялок. Вверху лопасти прялки расположены «городки» или «маковки». Внизу лопасти имеются две «серьги», расположенные по обе стороны массивной ножки-«стояка», переходящего в основание «донце».
Чаще всего «городки», «серьги», округление на ножке украшалось розетками.
Изучение росписи я начала с них.Ими решила украсить деревянные заготовки новогодних плоских шаров.
У древних славян шести лепестковая розетка символизирует солнце. Солнца не хватает на русском севере, особенно сейчас зимой. Еще розетка- символ богини неба. Богиня считалась покровительницей прядения. Позже стала почитаться как колесо Юпитера- грозовой знак- защита от грозы, можно наблюдать на скатах крыш северных домов.
Расчертила розетки на своих деревянных заготовках. Далее начала расписывать акриловыми красками. Розетки характерны для всех трех видов росписи. Возможны небольшие отличия в цвете. Обязательна обводка -контуры черного цвета.
Треугольники розетки в Пучужской росписи более узкие и высокие. В росписи часто используются белые точки. Известными в этой росписи был Кузнецов Филипп Федорович и его сын Федор Филиппович, по прозвищу «Горошина»
Борецкая связана с новгородскими боярами Борецкими. Сюда перебрались новгородцы-иконописцы со своими традициями. Поэтому роспись более живописная, но и строгая одновременно, насыщенная колоритом. Сказалась иконопись северной школы. Часто в фоне используется золотая краска.
Здесь я нарисовала характерный для этой росписи цветок тюльпана с двоенным трилистником. Эти цветы с толстым прямым стволиком называют древом жизни.
Здесь один из видов птиц, характерный для росписи.
В Пермогорской росписи часто использовали белый фон. Здесь я нарисовала характерный для росписи трехлопастной цветок.
Отдельно я украсила подставку под горячее птицей счастья -Сирин. Северная птица Сирин в пермогорской росписи считается оберегом, птицей, несущей добро, счастье в дом.
Этапы работы. Сделала эскиз.
На пермогорском шаре сделала фон белый. Именно эти прялки часто белофонные. На борецкой-золотой. Перенесла простым карандашом рисунок.
Стала раскрашивать беличьей кисточкой № 1 сначала красным цветом. Он всегда наносится первым.
Перенесла карандашом сначала на лист более сложный рисунок птицы сирин. Затем на заготовку.
После росписи, все заготовки вспрыснула лаком «KUDO». При оформлении обратной стороны шаров применила эпоксидную смолу с добавлением блесток и красной акриловой краски. Фото не передает весь блеск.
В росписи, как главный учебный материал, использовала методички, 1994 г, издательства Архангельск. Также смотрела фото-альбом книгу О.В. Кругловой, "Народная роспись Северной Двины",1987г.
А вообще в каждой прочитанной литературе упомянут Загорский музей-заповедник, где много прялок северных мастеров. Моя мечта- там побывать.