Автор(ы) | дети подготовительной группы |
Возраст | 5—7 лет |
Учебное заведение | д/сад, г.Москва |
Материалы | пластилин, пуговицы, паетки, проволока. |
Педагог | Калугина Ольга Александровна |
Тема работы | 31 марта |
Муха, муха - цокотуха, муха по полю пошла, муха денежку нашла.....
Эту поделку делала с детьми подготовительной группы, на улице предновогодний дождь, решила с детьми вспомнить сказки К.И. Чуковского, посмотрели книги, дети предложили сделать Муху-Цокотуху с денежкой.
Сказки Чуковского населены множеством зверей и предметов, думающих, говорящих и действующих по-человечьи. К Мухе-Цокотухе "тараканы прибегали, все стаканы выпивали, а букашки по три чашки...Приходили к Мухе блошки...Приходила к Мухе бабушка-пчела..."
Одухотворение предметов, наделение человеческими свойствами животных,растений-традиционные приёмы народных сказок.Из многих признаков,определяющих специфику сказки, Чуковский выбирает те,которые характерны для сказок о животных.Интересно,что в сказках К.Чуковского никакого волшебства не происходит.
Что касается детского восприятия,то именно сказки о животных наиболее доступны самым маленьким.Первые сказки нашего детства-это "Курочка Ряба","Теремок","Коза-дереза".В отличие от Пушкина,Ершова,Чуковский,создавая свои сказки,адресовал их непосредственно детям дошкольного возраста.Возможно,поэтому К.Чуковский из арсенала сказочных приёмов отобрал именно те,которые присуще прежде всего сказкам о животных.Сказки облегчают детям познание окружающей действительности,развивают воображение.В 1967 году в Библиотеке советской поэзии вышла книга К.Чуковского "Стихи",в предисловии автор писал:"Сказки мои были приняты в штыки:скопом напали на них человеки в футляре...Их возмутило и новая непривычная форма стиха,и фантастичность сюжета,и несоответствие моей простодушной тематики их мёртвым канцелярским схемам.В книжке я воставал против наивно-утилитарного подхода к детской литературе и доказывал, что даже небывальщина,даже"перевёртыши",даже явные нелепецы служат утверждению детей в реализме;что отнимать у них фантастическую,волшебную сказку-значит уродовать их душевную жизнь.Вообще отчаянная борьба со зловредными теориями велась сказочниками из года в год.Именно этой борьбой порождены такие мои сказки , как "Муха-Цокотуха","Путаница","Бармалей"..."
Так,в 1960 году в "Литературной газете" публиковалось письмо с требованием сжечь "Муху-Цокотуху",ибо там,по мнению автора письма,прославляются вредные насекомые.
Сейчас мы знаем ,что стихи Чуковского стали образцом поэтической культуры для детских поэтов.Чтобы лучше осознать своеобразие непривычной до Чуковского формы детского стиха вслушаемся в ритм заключительных строк "Мухи-Цокотухи":
Эй,сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Так,например поэт показывая пляску вводит всё новые ритмические фигуры:
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
И что ,самое ценное все эти неожиданные переходы от одного размера к другому сливаются в одно целое,ни в малейшей степени не затрудняя чтение стихов.У детей развивается чувство ритма ,поэтический слух.