Автор(ы) | Мощевитина Настя 6А класс |
Возраст | 12—15 лет |
Учебное заведение | МБОУ СОШ "Центр образования №1" город Нижний Тагил Свердловской области |
Материалы | Гофрированная бумага, конфеты |
Педагог | Наумова Ольга Дмитриевна |
Тема работы | 27 февраля |
"Своя кожа, не куплена"... Именно так относились к хождению босиком крестьяне, которые предпочитали без лишней нужды не бить лапти, а пользоваться тем, что бесплатно выдала им природа. Однако еще когда первобытному человеку пришлось встать на две конечности и сделать первые шаги по каменистой, мокрой и холодной (после глобального похолодания) земле, мысль о защите ног, которые кормят не только волка, но и охотника, стала насущной. И - не побоюсь этого слова - навязчивой. Поэтому можно с уверенностью сказать, что история обуви так же стара, как и история человеческой культуры.
Чем больше человек приспосабливался к окружающей среде (почти всегда враждебной), тем больше изобретательности он проявлял. Конечно, начнешь мыслить конструктивно, когда нужно защитить свои ноги от холодного снега, горячего песка, острых камней и мокрой травы. Кстати, сначала обувь появилась, скорее всего, исключительно с защитной целью. Специалисты считают, что произошло это примерно 150- 200 веков назад.
Вероятно, все началось с того, что к ступне древнего охотника прилип подходящий по размеру кусок дерева, кожи или лист какого-нибудь растения (ну с кем не бывает!). И увидел человек, что это хорошо. Вот только зафиксировать бы эту спасительную прослойку чем-нибудь, чтобы она держалась на ноге... И, кстати, чтобы не слишком быстро изнашивалась.
Так инженерная мысль человеческая привела к тому, что обувь стала совершенствоваться и усложняться. Сначала появилось нечто вроде сандалий, потом родилась обувь, состоящая из нескольких деталей верха.
Таким образом, в процессе эволюции выделились четыре конструктивных типа обуви:
- сандалии, сабо;
- туфли (ближайшие родственники - поршни, лапти);
- ботинки и полуботинки;
- сапоги и полу сапоги (и те самые валенки).
. В Риме открытые сандалии носили только дамы, которые скрашивали мужской досуг, - таким образом они могли продемонстрировать красоту своих конечностей. Замужние же целомудренные матроны носили закрытую обувь.
И хотя обувь для древних была не то чтобы непозволительной роскошью (впрочем, пара кожаных сандалий могла стоить достаточно дорого - несколько быков), большинство соотечественников Гомера еще долго предпочитали обходиться тем, чем наградила их природа. А обувь носили воины, путешественники и пастухи - в общем, те, чьи ноги контактировали с неровностями и трудностями пути больше других.
Несмотря на это, именно греки совершили настоящую революцию в обувном деле - они первыми отметили, что существует не только левая и правая нога, но еще и возможность делать левую и правую полупару обуви. Нам это кажется естественным, но к столь очевидной истине человечество шло много веков. А потом надолго снова ее забыло - в Средние века в Центральной и Северной Европе симметричные изделия ремесленников-обувщиков заказчикам приходилось "обнашивать" на свои правую и левую...
Однако вскоре заплаты стали выкраивать по контуру следа обуви, и таким образом появился прообраз подошвы.
Каблук - символ женского могущества. Впрочем, почему только женского? История свидетельствует о принадлежности каблуков к отличительным знакам персон королевского и дворянского сословий. Так, французская знать носила обувь исключительно на каблуках красного цвета.
Так вот, считается, что каблуки изобрели в Египте, где, кстати, стоимость сандалий фараона составляла годовой доход среднего города - этот факт отметил в свое время Геродот. Однако сам фараон каблуков не носил - не царское это дело. А жена его, фараонша, так и вообще босиком ходила. Почему? Потому что изначально каблуки носили египетские земледельцы - это приспособление позволяло им создавать необходимый упор во время мелиоративных земляных работ. В Древней Греции вместо каблуков для повышения статуса владельца использовались деревянные платформы - котурны, которые увеличивали рост. Их надевали актеры греческого театра, - чтобы их лицедейство всем было видно.