Автор(ы) | Ковтун Лариса |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | г.Армавир, Краснодарский кр., Россия |
Материалы | Нитки двух цветов (белые и красные) |
Тема работы | 1 марта |
Весенний славянский оберег из красных и белых ниток широко распространен по всему славянскому Миру. У нас теперь его как-то редко увидишь. А в Молдавии, Венгрии, Румынии, Болгарии, и по сей день, весна не весна без Марцишора (Мартишор, Мартинсы).Но куклы многим хорошо знакомы.Их помнят наши бабушки, раньше они являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети.
Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
Существует много вариантов изготовления этого оберега: на витой шнурок привязывают две кисточки, два помпончика, два цветочка, две куколки, два бубенчика. Но цвета ниток всегда - красный и белый – символизирующие лето и зиму, солнце и снег, любовь и здоровье, счастье и ясность… наступившую весну и новую надежду. А соединенные мужская и женская фигурки разных цветов – единство двух начал, такой вот славный аналог восточного «кружочка» Инь-Янь.
Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, носили на шее, вплетали в волосы, развешивали в доме и во дворе, на сбруе лошади и на повозках. Люди в первую декаду марта дарили Мартинички друг другу и хранили этот оберег долгие годы на память. Обережный подарок был способом сказать человеку, что он тебе дорог. Девушки и юноши обменивались Мартиничками в знак любви. А новая западная традиция дарить «Валентинки» не такая уж нам и чужая - она лишь перевоплощение старой родной, забытой.
Чаще всего люди носили обережные куколки весь март, но, где-то их снимали уже на весеннее равноденствие, а где-то только, когда зацветут деревья. Отслуживших свой срок Мартиничек повязывали на «добрые» деревья. Считалось, что загаданное при этом желание, сбудется обязательно. А в южных районах, встретив первого аиста, Мартинички бросали в небо, «чтоб счастье было крылатым».
В давние времена куколки-символы имели и второе ритуальное значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место кукленку на могучем родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Кому детей родить, тому их и кормить. Сколько детей в семье, столько и куклят на плече свадебной пары кукол. На первый взгляд и куклята вроде не куклята, а так, пучок разноцветных нитей от сглаза, но для крестьянской семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почетном месте - в красном углу избы под иконами.
Из книги "Русские обряды и традиции. Народная кукла" (И. Н. Котова, А. С. Котова )
На фотографиях сверху Мартинички, которые мы делали вместе с сынишкой. Ему очень понравилось их изготавливать, а заодно и научился завязывать узелки. Так как на дворе зима и в доме елка он решил, что Мартинички могут украсить и ее. На елке они неплохо смотрятся!
А на фото снизу мои первые Мартинички, которым уже больше двух лет. В то время я еще мало что о них знала, они были изготовлены по описанию в журнале .
Дозволь, Лада-Мати
Весну закликати!
Весну закликати,
Лето открывати.
Помогайте, деды
На холме взыграть,
Весну кликать,
Лето отмыкать,
Зиму закрывать!
Пусть вернется
Летнее тепло -
Будет в доме
Радость и добро!