Автор(ы) | Деркач Анастасия 1 "а" класс |
Возраст | 8—9 лет |
Учебное заведение | МОУ СОШ №3 имени В. Н. Щёголева ЗАТО Светлый Саратовская область Россия |
Материалы | сено, картон, нитки, спички |
Педагог | Соколова Ольга Владимировна |
Тема работы | 13 июля |
Ликует и поет крестьянина душа,
Когда пора покоса наступает.
И кровь по жилам бег свой убыстряет,
Когда звенит в руке его коса.
А сенокос все больше силу набирал,
Косилки,как кузнечики большие, стрекотали.
И солнца луч рукой златой ласкал
И луг в трудах , и скошенные травы.
Ликует сенокоса праздник на земле
В лугах задорно песня раздается.
Ей в унисон в небесной синеве
Трель жаворонка радостная льется.
Ликует сенокоса праздник на земле!!! (Елена Белоусова)
Из энциклопедии я узнала, что сеноко?с - покос и заготовка травы на корм домашнему скоту. В русской деревне считался одной из приятнейших сельских работ, труд сочетался с развлечениями.Косили раньше сообща всем селом, затем каждый получал необходимое количество сена.
Время сенокоса у крестьян считалось праздничным событием и ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных условиях, уборка сена считалась одной из приятнейших сельских работ. Лето, тёплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханье лугов, — всё вместе имело отрадное действие на душу. Мужчины и женщины, а в особенности девушки для работы в лугах убираются в самое хорошее одеяние, как на торжественный праздник, в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее. На сенокосе собирались в один стан, а на жатве каждая семья работала отдельно. Девчатам здесь было гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисовались перед парнями.
Косить начинали «со светом», то есть по росе. «Чем росистее трава, тем легче косить». Скошенную рядом траву бабы и девки сразу разбивали, то есть растрёпывали рукоятками граблей для того, чтоб она лучше её просушивалась. Разбивка эта производилась целый день под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребали в валы, то есть длинные гряды, а из них затем складывали в копны, то есть высокие кучи. На другой день, когда роса прошла, копны эти разваливали кругами, а потом опять сваливали в копны и и стога. Таков был порядок при уборке в вёдренное время. Если же находили тучки и начинались дожди, то при уборке сена было много хлопот. Когда появлялись тучи, старались сено, немедленно сложить в копну. Когда распогаживалось — копну разваливали и перебивли сено до тех пор, пока оно не просохнет.
Для обеда объединялись по нескольку семей. Обед делали сытный и с традиционным набором блюд: пшеничная каша с маслом и солёное свиное сало. После обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами или заводила песни «в кружке».
Вечером на лугу водили хороводы, играли на гармониках и жалейках (тростниковые дудочки). Особенно веселилась молодёжь, когда копнили: сначала сгребали сено в валы в сажень (в рост человека) высотой, а затем группами катали эти валы под общую песню (напр. «Дубинушку») к тем местам, где предполагалось ставить копны.
Молодые веселились, несмотря на тяжёлый и напряжённый по срокам труд.
Поговорки и приметы:
Когда в сене дождевика, тогда в сусеке ведрина.
На острую к?су много сенокосу.
Рассада пьёт поливку — сухой сенокос, а не вбирает — мокрый.
Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый.
Всякий, кто дорос, спеши на сенокос.
Роса косу точит.
Когда сено гнило, тогда в сусеке мило.
Каково лето, таково и сено.
Свиньи и мыши сено едят — к худому покосу.
Ранняя роса летом, а осенью иней — к ясной погоде.
Травы черны — лошади кормны (то есть в сеногной овсы хороши).
Много в поле кашки (тысячелистник, Achillea millеfolium) — быть сеногною.