Поделиться:
Праздник
«Жизнь кукол на Руси»
объединения «Сударушка» МОУ ДОД
Кораблинского районного Дома детского творчества и образцового художественного коллектива Рязанской области
«Потешки» МОУ ДОД Кораблинской детской музыкальной школы
Авторы проекта:
педагог дополнительного образования Посевкина Н. Н.,
руководитель ансамбля «Потешки» Ишанова Т. В.
Кораблино - 2011 год
ЦЕЛЬ: изучение истории русской народной куклы.
ЗАДАЧИ:
? исследовать историю, познакомиться с особенностями русской тряпичной куклы;
? раскрыть роль обереговой и обрядовой куклы в повседневной жизни русского человека;
? развивать творческие способности детей;
? воспитывать уважение к русской культуре, трудолюбие, аккуратность;
? научить изготавливать куклу своими руками.
ОБОРУДОВАНИЕ:
? компьютер;
? мультимедийный проектор;
? презентация;
? русские народные куклы.
На празднике рассказывается о том, какими были куклы в нашей истории, какую роль в жизни людей они играли. Рассказ о куклах сопровождается русскими народными песнями в исполнении детских коллективов ансамбля «Потешки».
Выступление состоит из двух частей, соответствующих календарным периодам: осень - зима, и весна – лето. Для первой части «Осень – зима» было изготовлено 57 кукол, из них 20 кукол в качестве подарков для зрителей и отрепетировано 18 концертных номеров.
Часть 1. «Жизнь кукол на Руси. Осень - зима»
Ведущий 1: Наш сегодняшний рассказ будет о куклах, созданных народными традициями. Они совсем не такие, как мы привыкли представлять себе. Каждая интересна, красива, богата внутренним содержанием и смыслом.
Ведущий 2: Знаете ли вы, что в народе куклам не давали собственных имен, не уподобляли куклу человеку. Их называли ляльками, матрешками, цацками, а чаще всего, просто куклами.
Ведущий 1: Куклы сопровождали человека с самого рождения, становились участниками обрядов, праздников, важных событий. Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь в делах.
Ведущий 2: Сегодня мы расскажем о том, какие куклы сопровождали человека в его повседневной жизни. А начнем с уборки урожая.
1. песня «Уйди туча»
1-й: (с куклой «Покосница»:) Куколка помощница в поле - Покосница.
Все: «Кузьма и Демьян пришли - на покос пошли»
1-й: Покосница- обереговая куколка. Такие куклы были защитой от болезней, несчастий, злых духов. Покосница защищала женские руки от травм во время сенокоса, прополки и других полевых работ. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать.
2-й: Вы заметили, что у куколки нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Такая традиция сохранялась до конца 19 века.
3-й: (с куклой «Кубышка-травница»): А вот другая куколка, наполненная лекарственной травой, которую хорошо знали наши предки «Кубышка-травница». Летом ее собирали, сушили, соединяли и помещали в такую куколку. Заболел ребенок - куколку доставали из сундука и давали ребенку
играть. Возьмет больной куколку в руки, обнимет, и по всей избе запахнет цветущим лугом, чабрецом, липой, мятой. Заснет с куколкой в руках, и вдоволь надышится полезным ароматом лекарственных трав.
2. песня «Ивановы пчелки»
«Успение»
4-й: (в руках колосья): Последнюю горсть несжатых колосьев оставляли на поле, завязывали узлом и пригибали к земле со словами:
Все: «Миколе не бородку, чтобы святой угодник на будущий год не оставил нас без урожая».
5-й: Из последнего снопа сжатого хлеба делали куклу, наряженную в сарафан и кокошник, и ставили в переднем углу под иконами.
6-й (с куклой «Зерновушка»): Из пшеницы, гречихи, проса делали куколок «Зерновушек». Она была главной куклой в доме. Первые горсти зерна при посеве брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки, а собрав новый урожай, вновь наполняли зерном. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…
И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток. Куклу можно подарить с пожеланиями богатого урожая и благополучия в семье.
7-й: (с куклой «Осень»): К Рождеству Богородицы приурочивались Осенины. Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осень. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.
3. «Осень» - закличка (хоровод вокруг женщины)
8-й: 14 сентября День Семиона Столпника или Летопроводца, потому что к этому сроку заканчивались основные полевые работы. Можно было готовиться к проводам молодых парней в армию. Рекрутов было легко узнать, потому что они гуляли до ноября только в праздничной одежде. Им давали месяц на устройство своих домашних и семейных дел. Знакомые девушки, родственницы, сёстры дарили призывнику цветные платки – простые или шёлковые, прикалывали на грудь бумажные цветы. Будущий рекрут обязательно покупал сумку под деньги, которые ему давали родственники и знакомые на дорогу. Целый месяц гуляли рекруты. На празднично украшенных лошадях с бубенцами, с гармошками, размахивая дарёными платками, с песнями разъезжали по улицам и в гости друг к другу.
4. «Рекрутская» русская народная песня
9-й (с куклой «Неразлучники»): Осень - пора свадеб. Во главе свадебного поезда помещали куклу «Неразлучники» (показывает). Жених и невеста неразрывно держатся за руки, что символизирует долгую совместную жизнь. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка.
У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Кукол можно свободно двигать по «руке». С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место кукленку на могучем родительском плече. Сколько детей в семье, столько и куклят на плече свадебной пары кукол. Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почетном месте – в красном углу избы под иконами.
5. «Лебедин» - величальная русская народная песня
10-й (держит поднос с куклой «Красота»): На Ярославских свадьбах кукла с косой, в платье из нового лоскута, увешанная бусами, и олицетворяла собой «девичью красу», а называется она «Красота». Ее ставили на поднос для сбора денег и двигали по столу с приговором: «Раздайся, народ, девья красота идет по столу дубовому, ко естьвам сахарным».
11-й (с куклой «Безручкой»): Это куколка «Безручка». Такую куклу делала мама для своей дочери, выходящей замуж. Дарила перед свадьбой, желая ей идти в дом мужа как бы без рук, то есть не делать ничего по-своему, а жить так, как принято в доме свекрови.
12-й: (с куклой «Материнское Благословение»): Мама на свадьбе встречала молодых с куклой «Материнское Благословение», благословляла своих детей на счастливую, долгую супружескую жизнь.
13-й: Кукла «Мировое древо» Традиционным украшением свадебного пира был свадебный пирог. Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты в день венчания. Когда пирог был готов, подруги невесты обильно украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформление пирога часто использовались выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подружек невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту.
В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол – мир живых людей, а крона – небеса. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового древа жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.
14-й: Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, где становился одним из главных украшений праздничного стола. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с «Мировым древом» получали молодые. После свадьбы «Мировое древо» занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.
6. песня «Хлеб Вам да соль»
«Воздвиженье»
15-й (с куклой «Капустка»): С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Этот праздник связан с созвучным ему словом «движение», с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. Говорили об окончании уборки урожая: «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится».
В это время начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвиженье называли «Капустным праздником». Начинались девичьи вечеринки «капустники». Одна из популярных народных кукол так и называется «Капусткой» или «Рванкой».
7. «Я капустицу полола» - русская народная песня.
16-й: 14 октября праздник «Покров»
Все: «На Покров до обеда Осень, а после обеда - зимушка-зима».
17-й: Молодежные гулянья переносились с улицы в избу.
Все: «Покров - конец хороводам, начало - посиделкам».
18-й: При невероятной занятости домашней работой, матери, старшие сестры и бабушки шили кукол для маленьких детей. Девочек специально обучали приемам изготовления куклы. Считалось, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей матерью.
19-й: Игра в куклы учила вышивать, шить, кроить, прясть. Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице.
20-й: Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа. И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: «Да она до сир пор в куклы играет, и считали неумехой. Рановато им было вставать в девичий свадебный хоровод, и серьезную работу не поручали.
21-й: К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы, завершалась уборка овощей:
Все: «На Покров последний сбор плодов».
22-й: Во многих местах начинались Покровские ярмарки.
1 скоморох: Ярмарка! Ярмарка! Покровская нынче ярмарка!
Как осень наступила, всех урожаем угостила.
Приходите к нам на веселье показать свое уменье.
Рассказать вам про себя, все лето ведь работали не зря.
2 скоморох: Ярмарка! Ярмарка! Гуляй, кому гуляется!
Собирайтесь, наряжайтесь, на ярмарку отправляйтесь!
Там товары продают, песни звонкие поют.
Будет всем вам угощенье, игры, шутки и веселье. (Скоморохи берут большие платки и делают из них воротца).
3 скоморох: Как у наших у ворот стоит ряженый народ.
А ребята удалые в те ворота расписные.
Змейкой быстренько бегут, смех, забавы нам несут.
(Через воротца из платков, заходят дети в зал и выстраиваются полукругом).
8. «Ярмарка» - русская народная песня
23-й: (с куклой «Параскева»): 10 ноября «Параскева-Пятница» -покровительница женских ремесел, помощница в многочисленных заботах. В этот день было принято хвалиться своим рукоделием, показывая его женихам и будущим свекровям. Поэтому и кукла «Параскева» наряжена кружевами, шитьем, вышивкой.
24-й: (с куклой «Филипповка»): А вот еще одна кукла «Филипповка». Делали ее из лыка и соломы, и у каждой обязательно по три пары рук - чтобы и зимой хозяйка в доме без дела не сидела: пряла, вязала, стряпала. Считалось, что она оберегает женские руки от усталости, травм, скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие. Чтобы рукоделие денежку приносило, на пояске этой куклы узелок с зернышком и монеткой. Делалась такая кукла на посиделках на Филлипов день.
9. «Крутись веретенце» - русская народная песня.
7
25-й: 14 ноября - праздник «Кузьмы и Демьяна». В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы «Кузьма и Демьян». Святые Косма и Дамиан - два брата, хорошо образованные, искусные врачи, лечили людей и животных, помогая людям совершенно бесплатно, за что их и называли бессребрениками. Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага и ремесел, особенно мастеров кузнечных дел (поэтому тряпичные куклы одеты в фартуки). Эти куклы были обрядовыми, ими не играли, а помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника.
«На Кузьму Демьяну» - русская народная песня
26-й: В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила куриную лапшу для своих гостей. После угощения начинались молодежные игры, среди непременных, «поцелуйные».
11. «Прялица» - песня-игра.
27-й: С Кузьминок девушки загадывали на жениха, делали магическую куколку из куриной косточки. А гадали так, куклу оборачивали лоскутом красной ткани, выбегали за околицу, и бросали через плечо за спину, приговаривая:
28-й: (с куклой «Куриная косточка»): «То, что было в яйце, то, что вышло из яйца, что по двору гуляло, и пшено клевало. То, кому голову срубили и с лапшой варили. То, чем я повечеряла, чьи кости из плоти изъяла, скажите: быть моему желанию в исполнении или нет? Что зародилось в яйце – завтра дай ответа».
29-й: Обернувшись, смотрели: куда упала куколка, в какую сторону повернута головой. Если к дому - еще год в девках ходить, если в другую сторону – жди на Масленицу сватов. На следующее утро смотрели: если куколки нет на месте, или снегом замело, значит, желание не сбудется. Если все на том же месте, значит, все сбудется, что задумалось и желание исполнится.
30-й: 28 ноября, праздник «Гурий», начало рождественского поста. К этому дню в деревнях рекрутов забирали в армию. В течение нескольких дней шли по деревням толпы провожающих в армию. Впереди всех шёл рекрут с белым цветком, приколотым к шапке. В руках он держал по связке разноцветных платков, даренных девушками, и ими помахивал. Рядом с новобранцем могла идти девушка, его невеста или жена. При встрече со знакомыми или родственниками, с которыми он не успел попрощаться, он прощался, становясь на колени и говоря: «Прости, Христа ради». Было много шума, песен, причитаний.
12. «Ой, да по дороженьке» - русская народная песня
31-й: (с куклой «Хозяин Дома»): В семьях рекрутов после проводов изготавливали куклу «Хозяина Дома», набивая старые мужские вещи соломой. Куклу сажали в красный угол избы или ставили во дворе возле забора. По судьбе куклы судили об участи отсутствовавшего члена семьи: если она падала или разрушалась, то считали, что человек погибнет или пропадет.
Когда мужчина возвращался, делали плот и опускали на нем куклу по реке, приговаривая: «Уноси с собой кручину и долгую разлуку». Такой обычай сохранялся до начала 20 века.
13. «Приходи Зима» - закличка
32-й: 4 декабря праздник «Введения Богородицы во Храм». В старину в этот праздник начинались зимние гулянья, а малым детям и именинницам посылали в подарок «Козырные» санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях.
(Поздравление гостей в зале с именами, соответствующих дню, в который проходит выступление. Дарят куклы).
14. «Авсень» - колядка
33-й: Один из самых любимых праздников: 7 января «Рождество Христово». Кукла «Рождественский ангел»
В этот день, по традиции «колядовщики» ходили по дворам и славили Христа, а также, желали здоровья и счастья хозяевам дома.
15. «Заходила коляда» - колядка
34-й: (с куклой «Коляда»): В этот день в красный угол избы обязательно ставили куклу, которую называли «Колядой». С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
16. «Авсень» - колядка
35-й: Второй день рождественских праздников - 8 января, связывался с Богородицей. В этот день было принято чествовать повивальных бабок. Они пользовались большим уважением, их обязательно приглашали на все деревенские свадьбы и большие деревенские праздники.
36-й: (с куклой «Пеленашкой»): Одна из кукол, напоминающая нам об этом, кукла «Пеленашка», младенец, завернутый в пеленку. Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от ношеных сарафанов и рубах.
Пеленашка была любимой куклой для ребенка в играх.
17. песня «Колыбельная» с куклой Пеленашкой.
37-й: 19 января, на праздник «Крещение», утром зажигали возле домов
вязанки соломы, чтобы Христос, выйдя после Крещения из воды, мог согреться у огня. Самые смелые в этот день, купались в проруби. Считалось, что нечистая сила при соприкосновении со священной водой выскакивает из тела и человек и очищается.
38-й: (с куклой «Крестец»): Для того, чтобы нечистый дух не вселился в кого- еще, из двух веток и ярких ленточек делали специальную куклу. Она называется «Крестец» и символизирует мужчину. В нее-то и мог вселиться злой Дух. Делали ее перед купанием в ледяной воде и втыкали в снег на краю проруби.
39-й: Сегодня мы с вами узнали, как жила русская кукла на Руси с осени до Крещения.
40-й: А весной мы встретимся вновь, и будем рассказывать Вам о жизни куклы весной и летом.
41-й: Мы желаем Вам в эти зимние крещенские дни:
Все: Здоровья, добра, благополучия Вам и Вашим семьям.
18. песня «Щедрый вечер».