Ответить на комментарий

Бумажная радуга ремёсел
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 11
В избранных: 11
В избранных: 11

Поделиться:

Автор(ы) Тихая Елена Васильевна, Тихая Олеся (7 класс)
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение МБОУ Кормовская СОШ творческое объединение "Задоринка"
Материалы Бумага офисная, бумага креповая, салфетки, контуры.

История павловопосадского платка берет своё начало в далёком, придалёком прошлом! Это сегодня платок является модным аксессуаром, известным не только в России,но и и далеко за пределами нашей необъятной страны!Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального , традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного.

Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок.

Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального , традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного.

Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси. И в наши дни сохранён обычай, прежде, чем женщина войдет в православный храм, она обязательно должна покрыть голову платком.

Красочные композиции на платке повторяют резные узоры на наличниках домов, вышивкам на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок и тесно вплетаются повседневный нелегкий быт простого народа. В платке гармонично сочетаются русская ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы, а так же бесконечные вариации восточных орнаментов.

История Павловопосадской мануфактуры насчитывает уже более двухсот веков, но не сразу здесь начали выпускать павловопосадские платки.

Фабрика по производству платков была основана в 1795 году зажиточным крестьянином Семеном Лабзиным. После Семена его дело - производство и крашение ткани, продолжили сыновья - Иван, Андрей и Еремей Лабзины. В 50-х годах позапрошлого века его внук Яков Иванович Лабзин на унаследованной от отца фабрике вместе со своим компаньоном Василием Ивановичем Грязновым начали производство знаменитых набивных павловских платков. В 1885 году ими был основан "Торговый дом Яков Лабзин и Василий Грязнов".

Долгое время — на протяжении всего XIX в. — набойка шалей осуществлялась только вручную.

Узор на ткани наносился при помощи деревянных резных досок. Они были двух разных видов - "цветы" и "манеры". "Цветы" вырезали из древесины, используя их на тканевую основу наносились краски Для каждого отдельного цвета требовалась отдельная доска. Контуры рисунков набивались "манерами", изготовление которых было очень трудоемким делом. На первом этапе узор на древесине прижигался на некоторую глубину и только потом заливался свинцовым наполнителем. Полученные этим методом контуры накладывались на доски.

Изображение разбивалось на отдельные сектора — их количество варьировалось от 4 частей до 24 в крупных шалях с очень сложным и разноцветным узором, включающим большое количество элементов.

Эти шали обладали зачастую очень сложным колоритом от шестнадцати цветов и больше. Набойка платка или шали часто требовала более четырехсот наложений доски. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться. Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал.

Постепенно, заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоевывать высокие награды на международных выставках, пришла слава и к русским платкам и шалям.

Начиная с 1865 года павловопосадские шали получали высокие оценки многих Всероссийских и Международных выставок, среди которых:
1896 год - Большой Государственный Герб на Всероссийской художественно-промышленной выставке (Нижний Новгород)
1937 год - "Гран-при" Международной выставки (Париж)
1958 год - Золотая медаль Всемирной выставки (Брюссель)
1961 год - Приз Международной выставки (Лейпциг)
1997 год - лауреат Российской национальной премии "Лучшая работа года в области дизайна "Виктория".

Павловопосадские платки создают только из чистой тонкорунной шерсти, натурального шелка и хлопка. Синтетических примесей нет.


Подготовка ткани для нанесения рисунка происходит на современных плазменных установках, что позволило отказаться от использования вредных для здоровья препаратов хлора.

И сегодня, на волне нового интереса к павловскому платку, его узнаваемые орнаменты все чаще можно увидеть на улицах и в коллекциях известных дизайнеров. Не секрет, что стиль «а-ля рюс» всегда вызывает бурю восторженных отзывов как у нас на родине, так и за границей. Многие модельеры обращаются к исконно русской тематике в одежде, создавая коллекции с ярко выраженным национальным колоритом.

 

 

Одна из первых коллекций мэтра моды Вячеслава Зайцева была создана с использованием знаменитых павловопосадских платков.Сейчас к этой теме обращаются и другие модельеры   ( http://masimmo.ru/post262562726/ )

Интерьерная мода тоже не могла пройти мимо. Роскошные розы теперь цветут на подушках и покрывалах, абажурах и в росписях мебели   ( http://test.sptovarov.ru/gallery/album/720-pavlovoposadskie-platki-v-int... ).

Вот и мы решили идти в ногу со временем! Не правда ли платочек нам к лицу? )))

Очень надеюсь,что вам было интересно с нами! Спасибо за внимание!

Источники:
История павловопосадского платка.

Ответить

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
Контрольный вопрос
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы избежать проверки.