Автор(ы) | Коллективная работа, ученики 10 класса |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | МБОУ "Усть-Цилемская СОШ" |
Материалы | Бумага для акварели, пастель, фломастеры, гелевые ручки |
Педагог | Калашникова Лидия Леонидовна |
Представляю на конкурс работы моих учениц-десятиклассниц, которые они выполняли в прошлом учебном году. Проект, который мы выполняли на курсах "Вокруг света" увлёк всех. И для меня, и для моих учениц многое в традиционном ремесле пижемской росписи было открытием. Они с удовольствием рисовали каждая свои поля, семена, почки, ростки...
Промысел этот имеет глубокие корни, и мне очень радостно, что сохранился до сих пор.
Пижемская роспись в настоящее время используется очень широко. Мы с моими ученицами попытались изготовить сувениры из бумаги. Здесь представлены бумажные тарелки и магниты на холодильник.
Пижемские ложки с росписью. Как видите, даже здесь каждый мастер создал свой вариант. Можно использовать как закладку.
Эти ложечки маленькие. Могут служить закладкой или можно сделать из них магнит на холодильник.
При подготовке к Пасхе можно расписать бумажное яйцо.
Работы Истоминой Ангелины.
А это сама моя главная художница Истомина Геля.
Работы Дуркиной Алины.
Дуркина Алина со своими работами.
Рабочий момент в классе.
А это брелочки с пижемской росписью.
С удовольствием участвовали в нашем проекте ученики 4а класса. Это их работы.
Довольны своими ложками!
И в заключение мои личные работы. Попробовали расписывать бересту, тоже здорово смотрится!
Пижемская роспись - одна из древнейших росписей Русского Севера (известна с XVII века). Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. Староверы, бежавшие сюда, занимались переписыванием светских и религиозных книг, которые украшали заставками, буквицами, рисунками. Некоторые из этих мастеров стали расписывать деревянные ложки. Также здесь расписывалась и другая домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. Рукописная традиция оказала сильнейшее влияние на формирование стиля пижемской росписи. Существуют многочисленные параллели между пижемскими узорами и заставками древнерусских книг. Это не случайно. Со времен Аввакума Печора стала одним из оплотов старообрядчества. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи.
Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но, в отличие от нее, в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень.
Пижемская роспись отличается от ярких, нарядных северных росписей потому, что в её основу положен древний геометрический орнамент, элементы которого всегда имели для человека глубокий философский и символический смысл. Роспись играла не только роль заполнения свободного пространства и украшения его, но и оберега, способного защитить от грозных и порой непостижимых сил природы. Исследователи утверждают, что каждый элемент росписи обозначает очень важное для человека понятие.
Например:
• прямая линия - твердь небесная и земная;
• плавная линия – вода;
• крест - огонь или солнце;
• ромб – земля;
• точки – семена;
• ромб, разделенный крестом с ростками – плодородие и изобилие.
Использование этих элементов в росписи означало пожелание благополучия, достатка, большой и полной семьи.
Эти ложки расписывала мастер отделения художественных ремёсел при Усть-Цилемском музее А.В.Журавского Харитонова Татьяна Александровна. Училась она у старых мастеров, осваивала их стиль письма. Особо обращала внимание на старинные расписные изделия.
Как и в далёкие времена, расписывает Таня перьями. С жёлтой ручкой совсем тоненькое. А второе, возможно, некоторые вспомнят... В начальной школе я писала такими на уроках... Стальные, со звёздочкой...
А это ложки цилемские. Их делает и расписывает замечательный мастер резьбы по дереву, капу Чупров Степан Иванович. В основе лежит пижемская роспись, её основные элементы, а мастер вносит своё видение.
Росписью сундуков, шкатулок и лукошек занимались и в Усть-Цильме, где шла переписка книг. Искусство книгописных мастерских и народных умельцев оказало влияние на роспись усть-цилемских ложек. На них мы видим скромный узор. Это геометрические орнаменты, выполненные тщательно прорисованной линией, затем раскрашенные.
В росписи преобладает яркая киноварь, то заливающая внутренность узора, то тщательно обводящая его по черному контуру. Росписи графичны, узорны. И они составили особый вид росписей.
Старинные ложки, которые служат образцом при работе современных мастеров.
Роспись осуществлялась на рубелях «каталках», прикладах ружей и других вещах, сделанных из дерева.
Со временем две эти росписи тесно переплелись, так что теперь трудно разделить, где пижемская роспись, а где усть-цилемская. Мастера заимствовали друг у друга некоторые элементы, хотя каждый и сохранял свой стиль письма.
В настоящее время пижемская роспись широко используется при изготовлении сувенирной продукции.