
Поделиться:
Рисунки выполнены в технике Эбру (турецкое искусство рисунка на воде)!
«Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», «волнообразная бумага», – так по-разному называют искусство эбру в странах Востока. В Европе же просто говорят – «турецкая бумага», так как впервые с этим изящными, красивыми картинами европейцы встретились именно в Стамбуле.
ЭБРУ - это волшебство и восторг!!! Кажется что это очень трудно и одновременно легко!
Название "эбру". В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на), соответственно "обру", адаптированное в турецком как "эбру", значит "на воде". В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы - это лишь малая часть глубокого и изящного искусства.
Эбру - рисование на воде, вид искусства, дошедший до наших времен из Индии, Ирана и Турции.
Рисование на воде, или другимим словами, мраморирование, является традиционным искусством в Турции на сегодняшний день. Именно в Турции Эбру расцвело и достигло своего развития. Эбру очень популярно среди всех категорий населения Турции. Картины Эбру печатаются в журналах, выставляются в специальных галереях Эбру, проводятся выставки и мастер классы по рисованию Эбру.
Рисование на воде Эбру – искусство невероятной завораживающей красоты, основанной на совершенстве и разнообразии природных материалов, текучести и податливости жидкостей, бесконечной фантазии художника и столь манящей загадке Востока.
Кстати, именно на Востоке и зародилось рисование Эбру, хотя конкретное место остается неопределенным. До сих пор бытует множество мнений, какая именно страна является его родиной – Туркестан (г. Бухара), Иран, Индия, Китай, Япония, Турция. Древние произведения многочисленных, в том числе, неизвестных авторов находят по всей территории Ближнего и Дальнего Востока, датируемые IX (Китай), X (Китай), XII (Китай, Япония) и XIII (Туркестан, Самаркада) веками.
По некоторым данным искусство Эбру появилось в Индии, и впоследствии было распространено на прочие азиатские страны. Возможно, также, что Эбру зародилось в Китае, так как в IX – X веках некий Su Yijian зарегистрировал нечто похожее на Эбру под названием «Wen Fang Si Pu». В следующем столетии схожие с Эбру работы появились одновременно в Китае и Японии под названиями liu-?a-cien, suminaga?i и beninaga?i соответственно.
Не менее правдоподобной считается версия зарождения техники Эбру в Туркестане, городе Бухара. Первое упоминание относится к деятельности местных шаманов, которые использовали знаки на воде для предсказания судьбы. Впоследствии создание цветных узоров здесь начало стремительно развиваться и передаваться от поколения к поколению. Особый вклад в этот процесс внесли известные в Туркестане художники Садык Эфенди (Sadik Efendi) и Ускудар (?sk?dar). С течением времени по маршруту Великого Шелкового Пути искусство Эбру достигло Анатолии и территории современной Турции.
К примеру, одна из самых древних официально зарегистрированных работ Эбру находится во дворце Топкапы - в Стамбуле. Она была создана в 1554 году художниками Мехметом Киатчи и Угуром Дэрманом. В 1615 году про них была написана книга «Tertib-i Ris?le-i Ebr?». Это наиболее ранняя публикация о технике Эбру и искусстве Эбру как таковом в мире.
Однако к тому времени рисование Эбру уже достигло значительного развития, на которое, по словам ученых, требуется не менее нескольких столетий. Таким образом, на сегодняшний день родиной Эбру считается Турция, так как именно в ней искусство получило последующее совершенствование, развитие и сохранение до наших дней. В других восточных странах Эбру практически дошло до своего забвения.
Помимо официальных родоначальников искусства Эбру Мехмета Киатчи и Угура Дэрмана, не менее известными в Турции являются прочие имена более поздних художников. Так, к примеру, Hatib Mehmed создавал уникальные творения вплоть до своей смерти в 1773 году.
До 1846 года удивительные рисунки Эбру являлись результатом творческого порыва ?eyh Sad?k, получившего соответствующее образование в Бухаре, и передавшего его своим сыновьям Edhem и Nazif. Edhem в свою очередь достиг особой популярности благодаря неповторимым рисункам Эбру во дворце падишаха по имени Abd?laziz.
Несмотря на сильное распространение Эбру во времена Османской империи, к XX веку оно практически исчезло. Возрождение техники Эбру является следствием неустанной работы великолепного художника Necmeddin Okyay, который стал прародителем современного рисования Эбру с использованием широкой палитры разнообразных красок. Создаваемые рисунки с этого времени именуются многими европейцами как Турецкое мраморирование. (По материалам Интернет ресурсов)!
Если Вам интересна эта техника: пишите мне! Буду рада ответить!