Москвичка с прялкой

Мудрость народного творчества
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 3
В избранных: 3

Поделиться:

Автор(ы) Бабенкова Ирина Николаевна
Возраст старше 16 лет
Место жительства город Москва
Материалы шерсть, ткань, дерево
Габариты 20см х 30 см х30 см
Тема работыПромыслы вдохновляют
 
Москвичка с прялкой (фото 1)

Моё внимание привлекла картина неизвестного художника " Девушка с прялкой у окна"

Моё внимание привлекла картина неизвестного художника " Девушка с прялкой у окна" (фото 2)

и картина К.Е. Маковского " За прялкой. Итак, образ был найденю

и картина К.Е. Маковского " За прялкой. Итак, образ был найденю (фото 3)

Для создания тела я использовала кардочёсную шерсть
Извините, пока не одета

Для создания тела я использовала кардочёсную шерсть
Извините, пока не одета (фото 4)

Добавила волосы из пряжи, заплела косу.

Добавила волосы из пряжи, заплела косу. (фото 5)

Детально изучила костюм девушки московской губернии. Оказалось, что всё не так просто, цвет, покрой, узоры отличались не только в зависимости от губернии, но и в зависимости от уезда, состоянии семьи и др.

Детально изучила костюм девушки московской губернии. Оказалось, что всё не так просто, цвет, покрой, узоры отличались не только в зависимости от губернии, но и в зависимости от уезда, состоянии семьи и др. (фото 6)

Первое, что раскроила и сшила - деталь одежды, которой не было в костюме того времени - это трусы-панталоны . Причина : все, кто берёт куклу в руки, почему то заглядывают пол юбку и, не обнаруживая трусов, делают замечание. Поэтому, пусть будут.
В Московской губернии бытовали женские рубахи, почти всегда с длинными рукавами. Вокруг горловины рубаха собиралась на сборки, которые закреплялись узкой обшивкой (цветной или расшитой). Здесь бытовали рубахи различных типов конструктивного решения (кроя). Носили рубаху с прямыми поликами, присоединенными по утку. Такая рубаха, как правило, сочеталась с косоклинным сарафаном. Рубахи с прямыми поликами, присоединенными по основе, носили с распашным косоклинным сарафаном. Более поздним вариантом была бесполиковая рубаха, у которой рукава имели клинья, сужающиеся к запястью руки.

Первое, что раскроила и сшила - деталь одежды, которой не было в костюме того времени - это трусы-панталоны . Причина : все, кто берёт куклу в руки, почему то заглядывают пол юбку и, не обнаруживая трусов, делают замечание. Поэтому, пусть будут.
В Московской губернии бытовали женские рубахи, почти всегда с длинными рукавами. Вокруг горловины рубаха собиралась на сборки, которые закреплялись узкой обшивкой (цветной или расшитой). Здесь бытовали рубахи различных типов конструктивного решения (кроя). Носили рубаху с прямыми поликами, присоединенными по утку. Такая рубаха, как правило, сочеталась с косоклинным сарафаном. Рубахи с прямыми поликами, присоединенными по основе, носили с распашным косоклинным сарафаном. Более поздним вариантом была бесполиковая рубаха, у которой рукава имели клинья, сужающиеся к запястью руки.
 (фото 7)

Вот такая рубаха получилась.
Страшно... ДА. уж ... без головы почти привидение

Вот такая рубаха получилась.
Страшно... ДА. уж ... без головы почти привидение (фото 8)

Общей чертой женского и мужского костюмов была обувь. Самыми незамысловатыми обутками вплоть до первой половины XX века были лапти.Они считались повседневной, а для многих крестьян и праздничной обувью. Опять-таки в Московском уезде лапти быстрее менялись на кожаные сапоги, коты.
Поскольку у меня не бедная девушка, то сшила ей красные сапожки. На фото цвет почему то плохо виден. Увы.

Общей чертой женского и мужского костюмов была обувь. Самыми незамысловатыми обутками вплоть до первой половины XX века были лапти.Они считались повседневной, а для многих крестьян и праздничной обувью. Опять-таки в Московском уезде лапти быстрее менялись на кожаные сапоги, коты.
Поскольку у меня не бедная девушка, то сшила ей красные сапожки. На фото цвет почему то плохо виден. Увы.
  (фото 9)

Костюм девушки московской губернии состоял из цветной рубахи с широкими, суженными книзу рукавами, косоклинного сарафана и широкой ленты-повязки на голову. Сарафан украшен полосками цветной ткани и оловянными пуговицами. Праздничную нарядность костюму придают расшитая жемчугом и каменьями повязка, жемчужное ожерелье, жемчужные серьги и вплетённый в косу косник.
Конечно для сарафана лучше было бы взять ткань красного цвета, но мимо золотой парчи и шитья я пройти не смогла и косоклинный сарафан сшит из топика, который моя племянница давно не носит.
В Московской губернии различались несколько видов головных уборов, в зависимости от уезда, в котором жила женщина
:сороки, кокошники, чепцы. Женщины из состоятельных семейств вышивали головные уборы богато- золотыми и шелковыми нитями.

Костюм девушки московской губернии состоял из цветной рубахи с широкими, суженными книзу рукавами, косоклинного сарафана и широкой ленты-повязки на голову. Сарафан украшен полосками цветной ткани и оловянными пуговицами. Праздничную нарядность костюму придают расшитая жемчугом и каменьями повязка, жемчужное ожерелье, жемчужные серьги и вплетённый в косу косник.
Конечно для сарафана лучше было бы взять ткань красного цвета, но  мимо золотой парчи и шитья я пройти не смогла и косоклинный сарафан сшит из топика, который моя племянница давно не носит.
В Московской губернии различались несколько видов головных уборов, в зависимости от уезда, в котором жила женщина
:сороки, кокошники, чепцы. Женщины из состоятельных семейств вышивали головные уборы богато- золотыми и шелковыми нитями.

 (фото 10)

Приступаю к изготовлению скамейки для моей красавицы. Отпилила 3 кусочка.

Приступаю к изготовлению скамейки для моей красавицы. Отпилила 3 кусочка. (фото 11)

Мне очень понравились вот такие скамеечки с борецкой росписью.
Борецкая ропись - русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с 18 века. Данная роспись обязана своему появлению село Борок Шенкурского уезда на берегу Северной Двины.

Мне очень понравились вот такие скамеечки с борецкой росписью.
Борецкая ропись - русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с 18 века. Данная роспись обязана своему появлению село Борок Шенкурского уезда на берегу Северной Двины. (фото 12)

Анализируя элементы орнамента борецкой росписи, надо обратить внимание на их геометрический характер.
Орнаменты в полосе состоят из одинаковых по форме треугольников и чередуются но цвету:
- красный, зеленый.
- красный, зеленый, коричневый;
- оранжевый, коричневый, оранжевый, зеленый;
- три красных, зеленый.

Анализируя элементы орнамента борецкой росписи, надо обратить внимание на их геометрический характер.
Орнаменты в полосе состоят из одинаковых по форме треугольников и чередуются но цвету:
- красный, зеленый.
- красный, зеленый, коричневый;
- оранжевый, коричневый, оранжевый, зеленый;
- три красных, зеленый. (фото 13)

Росписью покрыта не вся поверхность, а только его верхняя часть.
По самому краю идут узкие полосы-узоры из треугольников и
цветочков. Центр украшает декоративная розетка,
от которой в обе стороны как бы разбегаются гибкие стебли,
унизанные крупными изогнутыми листьями со штриховкой и
’’оборочками” по краям. Среди них красные цветы тюльпана,
характерные для борецкой росписи. Около самой розетки, в центре, узор веток особенно густой и широкий. Постепенно двигаясь к бокам, он становится уже менее пышным и постепенно замирает к хвосту сказочной птицы. На хвосте - красный тюльпанчик с пышной
оборкой красных лепестков с красными и зелеными листами. Роспись восхищает не только декоративностью крупного но форме
орнамента, но и сочностью колорита, где основные цвета - яркая киноварь и изумрудная зелень.
Попробуем...

Росписью покрыта не вся поверхность, а только его верхняя часть. 
По самому краю идут узкие полосы-узоры из треугольников и 
цветочков. Центр украшает декоративная розетка, 
от которой в обе стороны как бы разбегаются гибкие стебли, 
унизанные крупными изогнутыми листьями со штриховкой и 
’’оборочками” по краям. Среди них красные цветы тюльпана, 
характерные для борецкой росписи. Около самой розетки, в центре, узор веток особенно густой и широкий. Постепенно двигаясь к бокам, он становится уже менее пышным и постепенно замирает к хвосту сказочной птицы. На хвосте - красный тюльпанчик с пышной 
оборкой красных лепестков с красными и зелеными листами. Роспись восхищает не только декоративностью крупного но форме 
орнамента, но и сочностью колорита, где основные цвета - яркая киноварь и изумрудная зелень.
Попробуем... (фото 14)

Вот такая скамейка у меня получилась.

Вот такая скамейка у меня получилась. (фото 15)

Яркая, разноцветная. Мне понравилась борецкая роспись. Можно и что-то сделать для дачи.

Яркая, разноцветная. Мне понравилась борецкая роспись. Можно и что-то сделать для дачи. (фото 16)

Моя барышня одела кокошник и присела на скамейку. Удобно.

Моя барышня одела кокошник и  присела на скамейку. Удобно. (фото 17)

Выбираем узор для прялки. Мне очень понравились прялки с мезенской росписью.
Мезенская роспись как вид зародилась в селе Палощелье Мезенского района Архангельской области в конце XIX века. Она носила бытовую направленность, северные мастера расписывали прялки, короба, туеса, орудия труда, украшали избу.

Характерные особенности мезенской росписи: графичность, фризовость, многоярусность. Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, художественным немногословием, цветовой сдержанностью. Используются два цвета: красно-коричневый (получали из красной береговой глины, смешанной с древесной смолой, по-местному «сера») и черный (из сажи, смешанной с «серой»).

Мезенская роспись похожа на рисунки первобытных людей. Интересен и «мужской» характер росписи - прялки расписывали в старину мужчины - те, для кого самым важным в хозяйстве являлись кони и олени.

Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем - птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.

На маковках прялки, как правило, изображены «уточки» или «курочки», затем «бёрдо» - решетка, ряд клеток, названных так по сходству с одноименной принадлежностью ткацкого станка. Далее - ряд «уточек» и снова «бёрдо» в окружении «уточек». Под ними - ряд оленей и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки вновь появляется конь. И везде - как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, крестики, кружочки, звездочки, точно вихрь от быстрой езды.

С обратной же стороны лопастки, там, где привязывалась куделя, мастер мог позволить разгуляться своей фантазии - тут сцены охоты, рыбной ловли, катаний на санях.

Выбираем узор для прялки. Мне очень понравились прялки  с мезенской росписью.
Мезенская роспись как вид зародилась в селе Палощелье Мезенского района Архангельской области в конце XIX века. Она носила бытовую направленность, северные мастера расписывали прялки, короба, туеса, орудия труда, украшали избу.

Характерные особенности мезенской росписи: графичность, фризовость, многоярусность. Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, художественным немногословием, цветовой сдержанностью. Используются два цвета: красно-коричневый (получали из красной береговой глины, смешанной с древесной смолой, по-местному «сера») и черный (из сажи, смешанной с «серой»).

Мезенская роспись похожа на рисунки первобытных людей. Интересен и «мужской» характер росписи - прялки расписывали в старину мужчины - те, для кого самым важным в хозяйстве являлись кони и олени.

Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем - птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.

На маковках прялки, как правило, изображены «уточки» или «курочки», затем «бёрдо» - решетка, ряд клеток, названных так по сходству с одноименной принадлежностью ткацкого станка. Далее - ряд «уточек» и снова «бёрдо» в окружении «уточек». Под ними - ряд оленей и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки вновь появляется конь. И везде - как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, крестики, кружочки, звездочки, точно вихрь от быстрой езды.

С обратной же стороны лопастки, там, где привязывалась куделя, мастер мог позволить разгуляться своей фантазии - тут сцены охоты, рыбной ловли, катаний на санях.
 (фото 18)
 
Москвичка с прялкой (фото 19)

Размерчик моей прялки невелик, большого количества ярусов не получится.

Размерчик моей прялки невелик, большого количества ярусов не получится.  (фото 20)

Наносим узоры постепенно. Чтобы узор был ярче сначала выбелила участок для росписи.

Наносим узоры постепенно. Чтобы узор был ярче сначала выбелила участок для росписи. (фото 21)

Вот прялка и веретено .

Вот прялка и веретено . (фото 22)

С другой стороны.

С другой стороны. (фото 23)

Зажиточная москвичка на выданье с прялкой мезенской росписи на скамейке с борецкой росписью.

Зажиточная москвичка на выданье с прялкой мезенской росписи на скамейке с борецкой росписью. (фото 24)

Вот такая работа "Москвичка с прялкой "

Вот такая работа "Москвичка с прялкой "  (фото 25)

Первое, что я решила, когда объявили конкурс, что создам куклу в народном костюме. Стала смотреть на разные костюмы, читать про символику разных промыслов, заглянула в музеи. Так и родилась эта работа.

Вера Андреевна Антипова

Ирина, шикарная работа! Молодчина, столько разных промыслов объединила в одной работе!супер!бравоУдачи!

БИН762

Большое спасибо, рада, что работа понравилась.

p_olya71

Как же всё красиво!!супер!бравобраво И девица - Красавица! И прялка,скамеечки очень красивые!жму руку Прекрасный пост!

БИН762

Большое спасибо. Очень приятно.

Татьяна Проснякова

Ирочка.... Чудо какое!!!! Читала - как в кино попала! И даже сюжет стал складываться, как батюшка купец по свету ездил и для любимой дочери из разных краёв привозил - то скамеечку, то прялочку... Восторг полный! Уже хочу подержать в руках, всё потрогать и везде заглянуть.)))) Ну очень хороша красавица!

БИН762

Большое спасибо за тёплые слова. Рада, что работа понравилась. Хотелось соединить несколько техник и несколько промыслов. Спасибо, что времени хватило, чтобы всё успеть воплотить. Надеюсь, что всё сложится, и можно будет работу посмотреть, подержать, поиграть.

Леночка

бравоИрина, какую красоту создали твои золотые руки! Любуюсь! Браво!!!

БИН762

Большое спасибо. Любуйтесь на здоровье.

Асмила

Ирина, какая раскрасавица у тебя получилась, да ещё и рукодельница, как и ты. улыбаюсьбравоцветы А прялочка со скамейкой  расписные да нарядные! супер!браво

БИН762

Большое спасибо, Людмила. Очень рада, что работа понравилась. В этом конкурсе столько шедевров создано Мастерами!!! 

Nadin55

Шикарная работа, Ирина!!!бравоОчень впечатлили скамеечка и прялка!! Это просто чудо!!!супер!Удачи в конкурсе!!!

БИН762

Большое спасибо. 

ГРЕМА

Чудесная работа, занимательный экскурс! Здорово!

БИН762

Большое спасибо.

Ольга Пивоварова

Ирина! Кукла Русская красавица, как из сказки Пушкина! Браво мастеру! 

БИН762

Большое спасибо. Приятно слышать похвалу из уст кукольных дел мастера.

БИН762

Большое спасибо.

Пустовит Елена Ивановна

приветствуюИрочка, как же ВОСХИТИТЕЛЬНА Ваша  рукотворная пряха - и такое ПРЕКРАСНОЕ литературное сопровождение у этой 200-й юбилейной работы нашего замечательного конкурса - БРАВО! супер!жму руку

БИН762

Большое спасибо за Ваше внимание и тёплые слова. Даже не заметила, что попала в юбилейное число. Наверное, это какой-то хороший знак. Спасибо за подсказку.

Евгения Виленская

Ира, это что то невероятное!!! Так все красиво и нарядно!!!

БИН762

Большое спасибо.

Janne

Какая прелесть! Всё очень красиво, и прялка и скамеечка, а уж девица вообще как живая! Класс!

БИН762

Большое спасибо.

Чалапко Наталья

Браво мастеру! 
Замысел, воплощение, очень кропотливая работа, я восхищена! Читала с интересом и удовольствием! супер!

БИН762

Большое спасибо, Наташа. Рада, что работа понравилась.

olganata6178

Куколка кск живая ! Как в сказке побывала , всё очень красиво !

БИН762

Большое спасибо.

Лисковская Ирина

Ирочка, ВЕЛИКОЛЕПНАЯ работа!!! Полнейший восторг!!! Браво!!!

БИН762

Большое спасибо.

Даньбу

Красота! Кака шикарна дама, глаз не отвести! цветы

БИН762

Большое спасибо. Рада, что Вам понравиоась моя работа.

Татьяна Евсеева

Ирина! Сколько всего затронуто в работе - отличный проект с ребятами можно воплотить! Идея потрясающая! И талантливое исполнение! Я в восторге!!!

БИН762

Большое спасибо. Про проект думаю, но в соответствии с возрастом детей. 

Марыля

супер!Москвичка - царевишна! Ирина, по твоей работе можно изучать историю русского костюма!

БИН762

Большое спасибо. Это я для работы окунулась в историю, а там... столько всего, да ещё в каждом уезде свои заморочки. Я хочу один фасон кокошника, а москвички носили другой. Вот так. 

Наталья Оскорбина

Ирочка, какая красота!!! Столько любви в работе: девица сказочная, прялка волшебная, роспись чудесная!!!

Ваша работа - историческая Сокровищница, воплотившая прошлое и настоящее!!!благодарю

БИН762

Большое спасибо.