Автор(ы) | Бабенкова Ирина Николаевна |
Возраст | старше 16 лет |
Место жительства | город Москва |
Материалы | шерсть, ткань, дерево |
Габариты | 20см х 30 см х30 см |
Тема работы | Промыслы вдохновляют |
Моё внимание привлекла картина неизвестного художника " Девушка с прялкой у окна"
и картина К.Е. Маковского " За прялкой. Итак, образ был найденю
Для создания тела я использовала кардочёсную шерсть
Извините, пока не одета
Добавила волосы из пряжи, заплела косу.
Детально изучила костюм девушки московской губернии. Оказалось, что всё не так просто, цвет, покрой, узоры отличались не только в зависимости от губернии, но и в зависимости от уезда, состоянии семьи и др.
Первое, что раскроила и сшила - деталь одежды, которой не было в костюме того времени - это трусы-панталоны . Причина : все, кто берёт куклу в руки, почему то заглядывают пол юбку и, не обнаруживая трусов, делают замечание. Поэтому, пусть будут.
В Московской губернии бытовали женские рубахи, почти всегда с длинными рукавами. Вокруг горловины рубаха собиралась на сборки, которые закреплялись узкой обшивкой (цветной или расшитой). Здесь бытовали рубахи различных типов конструктивного решения (кроя). Носили рубаху с прямыми поликами, присоединенными по утку. Такая рубаха, как правило, сочеталась с косоклинным сарафаном. Рубахи с прямыми поликами, присоединенными по основе, носили с распашным косоклинным сарафаном. Более поздним вариантом была бесполиковая рубаха, у которой рукава имели клинья, сужающиеся к запястью руки.
Вот такая рубаха получилась.
Страшно... ДА. уж ... без головы почти привидение
Общей чертой женского и мужского костюмов была обувь. Самыми незамысловатыми обутками вплоть до первой половины XX века были лапти.Они считались повседневной, а для многих крестьян и праздничной обувью. Опять-таки в Московском уезде лапти быстрее менялись на кожаные сапоги, коты.
Поскольку у меня не бедная девушка, то сшила ей красные сапожки. На фото цвет почему то плохо виден. Увы.
Костюм девушки московской губернии состоял из цветной рубахи с широкими, суженными книзу рукавами, косоклинного сарафана и широкой ленты-повязки на голову. Сарафан украшен полосками цветной ткани и оловянными пуговицами. Праздничную нарядность костюму придают расшитая жемчугом и каменьями повязка, жемчужное ожерелье, жемчужные серьги и вплетённый в косу косник.
Конечно для сарафана лучше было бы взять ткань красного цвета, но мимо золотой парчи и шитья я пройти не смогла и косоклинный сарафан сшит из топика, который моя племянница давно не носит.
В Московской губернии различались несколько видов головных уборов, в зависимости от уезда, в котором жила женщина
:сороки, кокошники, чепцы. Женщины из состоятельных семейств вышивали головные уборы богато- золотыми и шелковыми нитями.
Приступаю к изготовлению скамейки для моей красавицы. Отпилила 3 кусочка.
Мне очень понравились вот такие скамеечки с борецкой росписью.
Борецкая ропись - русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с 18 века. Данная роспись обязана своему появлению село Борок Шенкурского уезда на берегу Северной Двины.
Анализируя элементы орнамента борецкой росписи, надо обратить внимание на их геометрический характер.
Орнаменты в полосе состоят из одинаковых по форме треугольников и чередуются но цвету:
- красный, зеленый.
- красный, зеленый, коричневый;
- оранжевый, коричневый, оранжевый, зеленый;
- три красных, зеленый.
Росписью покрыта не вся поверхность, а только его верхняя часть.
По самому краю идут узкие полосы-узоры из треугольников и
цветочков. Центр украшает декоративная розетка,
от которой в обе стороны как бы разбегаются гибкие стебли,
унизанные крупными изогнутыми листьями со штриховкой и
’’оборочками” по краям. Среди них красные цветы тюльпана,
характерные для борецкой росписи. Около самой розетки, в центре, узор веток особенно густой и широкий. Постепенно двигаясь к бокам, он становится уже менее пышным и постепенно замирает к хвосту сказочной птицы. На хвосте - красный тюльпанчик с пышной
оборкой красных лепестков с красными и зелеными листами. Роспись восхищает не только декоративностью крупного но форме
орнамента, но и сочностью колорита, где основные цвета - яркая киноварь и изумрудная зелень.
Попробуем...
Вот такая скамейка у меня получилась.
Яркая, разноцветная. Мне понравилась борецкая роспись. Можно и что-то сделать для дачи.
Моя барышня одела кокошник и присела на скамейку. Удобно.
Выбираем узор для прялки. Мне очень понравились прялки с мезенской росписью.
Мезенская роспись как вид зародилась в селе Палощелье Мезенского района Архангельской области в конце XIX века. Она носила бытовую направленность, северные мастера расписывали прялки, короба, туеса, орудия труда, украшали избу.
Характерные особенности мезенской росписи: графичность, фризовость, многоярусность. Мезенская роспись поражает скупостью изобразительных средств, художественным немногословием, цветовой сдержанностью. Используются два цвета: красно-коричневый (получали из красной береговой глины, смешанной с древесной смолой, по-местному «сера») и черный (из сажи, смешанной с «серой»).
Мезенская роспись похожа на рисунки первобытных людей. Интересен и «мужской» характер росписи - прялки расписывали в старину мужчины - те, для кого самым важным в хозяйстве являлись кони и олени.
Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем - птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоединяются фигуры птиц. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.
На маковках прялки, как правило, изображены «уточки» или «курочки», затем «бёрдо» - решетка, ряд клеток, названных так по сходству с одноименной принадлежностью ткацкого станка. Далее - ряд «уточек» и снова «бёрдо» в окружении «уточек». Под ними - ряд оленей и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки вновь появляется конь. И везде - как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, крестики, кружочки, звездочки, точно вихрь от быстрой езды.
С обратной же стороны лопастки, там, где привязывалась куделя, мастер мог позволить разгуляться своей фантазии - тут сцены охоты, рыбной ловли, катаний на санях.
Размерчик моей прялки невелик, большого количества ярусов не получится.
Наносим узоры постепенно. Чтобы узор был ярче сначала выбелила участок для росписи.
Вот прялка и веретено .
С другой стороны.
Зажиточная москвичка на выданье с прялкой мезенской росписи на скамейке с борецкой росписью.
Вот такая работа "Москвичка с прялкой "
Первое, что я решила, когда объявили конкурс, что создам куклу в народном костюме. Стала смотреть на разные костюмы, читать про символику разных промыслов, заглянула в музеи. Так и родилась эта работа.
Ирина, шикарная работа! Молодчина, столько разных промыслов объединила в одной работе!Удачи!
Большое спасибо, рада, что работа понравилась.
Как же всё красиво!! И девица - Красавица! И прялка,скамеечки очень красивые! Прекрасный пост!
Большое спасибо. Очень приятно.
Ирочка.... Чудо какое!!!! Читала - как в кино попала! И даже сюжет стал складываться, как батюшка купец по свету ездил и для любимой дочери из разных краёв привозил - то скамеечку, то прялочку... Восторг полный! Уже хочу подержать в руках, всё потрогать и везде заглянуть.)))) Ну очень хороша красавица!
Большое спасибо за тёплые слова. Рада, что работа понравилась. Хотелось соединить несколько техник и несколько промыслов. Спасибо, что времени хватило, чтобы всё успеть воплотить. Надеюсь, что всё сложится, и можно будет работу посмотреть, подержать, поиграть.
Ирина, какую красоту создали твои золотые руки! Любуюсь! Браво!!!
Большое спасибо. Любуйтесь на здоровье.
Ирина, какая раскрасавица у тебя получилась, да ещё и рукодельница, как и ты. А прялочка со скамейкой расписные да нарядные!
Большое спасибо, Людмила. Очень рада, что работа понравилась. В этом конкурсе столько шедевров создано Мастерами!!!
Шикарная работа, Ирина!!!Очень впечатлили скамеечка и прялка!! Это просто чудо!!!Удачи в конкурсе!!!
Большое спасибо.
Чудесная работа, занимательный экскурс! Здорово!
Большое спасибо.
Ирина! Кукла Русская красавица, как из сказки Пушкина! Браво мастеру!
Большое спасибо. Приятно слышать похвалу из уст кукольных дел мастера.
Большое спасибо.
Ирочка, как же ВОСХИТИТЕЛЬНА Ваша рукотворная пряха - и такое ПРЕКРАСНОЕ литературное сопровождение у этой 200-й юбилейной работы нашего замечательного конкурса - БРАВО!
Большое спасибо за Ваше внимание и тёплые слова. Даже не заметила, что попала в юбилейное число. Наверное, это какой-то хороший знак. Спасибо за подсказку.
Ира, это что то невероятное!!! Так все красиво и нарядно!!!
Большое спасибо.
Какая прелесть! Всё очень красиво, и прялка и скамеечка, а уж девица вообще как живая! Класс!
Большое спасибо.
Браво мастеру!
Замысел, воплощение, очень кропотливая работа, я восхищена! Читала с интересом и удовольствием!
Большое спасибо, Наташа. Рада, что работа понравилась.
Куколка кск живая ! Как в сказке побывала , всё очень красиво !
Большое спасибо.
Ирочка, ВЕЛИКОЛЕПНАЯ работа!!! Полнейший восторг!!! Браво!!!
Большое спасибо.
Красота! Кака шикарна дама, глаз не отвести!
Большое спасибо. Рада, что Вам понравиоась моя работа.
Ирина! Сколько всего затронуто в работе - отличный проект с ребятами можно воплотить! Идея потрясающая! И талантливое исполнение! Я в восторге!!!
Большое спасибо. Про проект думаю, но в соответствии с возрастом детей.
Москвичка - царевишна! Ирина, по твоей работе можно изучать историю русского костюма!
Большое спасибо. Это я для работы окунулась в историю, а там... столько всего, да ещё в каждом уезде свои заморочки. Я хочу один фасон кокошника, а москвички носили другой. Вот так.
Ирочка, какая красота!!! Столько любви в работе: девица сказочная, прялка волшебная, роспись чудесная!!!
Ваша работа - историческая Сокровищница, воплотившая прошлое и настоящее!!!
Большое спасибо.