"Я поведу тебя в музей..." (часть IV)

 47 из 297 
Тип работы

Фоторепортаж "Я поведу тебя в музей " часть IV

Поделиться:

Короткое двухдневное, но интереснейшее путешествие завершается.
Очень давно хотелось съездить в гости к знаменитым "медведям", мечта сбылась!

Короткое двухдневное, но интереснейшее путешествие завершается.
Очень давно хотелось съездить в гости к знаменитым "медведям", мечта сбылась! (фото 1)

Посёлок Богородское находится недалеко от Сергиева Посада (~ 29 км). От Москвы - на расстоянии в восемьдесят километров.

Посёлок Богородское находится недалеко от Сергиева Посада (~ 29 км). От Москвы - на расстоянии в восемьдесят километров.

  (фото 2)

Местные крестьяне в то время, практически, в каждой семье резали по дереву и продавали свои изделия, зарабатывая тем самым себе на жизнь.
Сегодня богородская деревянная игрушка известна во всем мире и по достоинству.

Местные крестьяне в то время, практически, в каждой семье резали по дереву и продавали свои изделия, зарабатывая тем самым себе на жизнь.
Сегодня  богородская деревянная игрушка известна во всем мире и по достоинству. 
 (фото 3)

Крестьянин и медведь поочередно бьют кувалдами по наковальне. Знаменитым "Кузнецам" более 300 лет.
Рассказывают, что однажды французский скульптор Огюст Роден, рассматривая богородских «Кузнецов», сказал:
«А много ли есть людей, способных творить такое прекрасное? Народ, который создал эту игрушку, — великий народ!»

Крестьянин и медведь поочередно бьют кувалдами по наковальне. Знаменитым "Кузнецам" более 300 лет.
Рассказывают, что однажды французский скульптор Огюст Роден, рассматривая богородских «Кузнецов», сказал:
«А много ли есть людей, способных творить такое прекрасное? Народ, который создал эту игрушку, — великий народ!» (фото 4)

Одна из старейших игрушек сегодня не только символ богородского промысла, но и главная составляющая часть герба посёлка.

Одна из старейших  игрушек сегодня  не только символ богородского промысла, но и главная составляющая часть герба посёлка.
 (фото 5)
 
"Я поведу тебя в музей..." (часть IV) (фото 6)

«Курочки» - это тоже игрушка долгожитель. В нее играли еще во времена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

«Курочки» - это тоже игрушка долгожитель. В нее играли еще во времена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.  (фото 7)
 
"Я поведу тебя в музей..." (часть IV) (фото 8)

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева.

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева. (фото 9)
 
"Я поведу тебя в музей..." (часть IV) (фото 10)

Традиционно игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Выбирали деревья без пороков, трещин, гнилых сучков. Сушили липу на открытом воздухе от 3 до 5 лет.

Традиционно игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Выбирали деревья без пороков, трещин, гнилых сучков. Сушили липу на открытом воздухе от 3 до 5 лет.
 (фото 11)
 
"Я поведу тебя в музей..." (часть IV) (фото 12)

Также использовали осину и ольху, у которых древесина такая же мягкая и однородная.

Также использовали осину и ольху, у которых древесина такая же мягкая и однородная. (фото 13)
 
"Я поведу тебя в музей..." (часть IV) (фото 14)

Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до нескольких лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием.

Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до нескольких лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. (фото 15)
 
"Я поведу тебя в музей..." (часть IV) (фото 16)

Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей). Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.

Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей). Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет. (фото 17)
 
"Я поведу тебя в музей..." (часть IV) (фото 18)

Высушенный ствол пилят на части. Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

Высушенный ствол пилят на части. Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще. (фото 19)
 
"Я поведу тебя в музей..." (часть IV) (фото 20)

Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.
Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм.

Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения. 
Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм.

  (фото 21)
 
"Я поведу тебя в музей..." (часть IV) (фото 22)

Затем идёт обработка инструментами - стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму.

Затем идёт обработка инструментами - стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму.
 (фото 23)
 
"Я поведу тебя в музей..." (часть IV) (фото 24)

Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая - готовила ножи и стамески для их изготовления.

Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая - готовила ножи и стамески для их изготовления. 
  (фото 25)

Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты.

Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты.

  (фото 26)
 
"Я поведу тебя в музей..." (часть IV) (фото 27)

Внешний вид и особенности богородских игрушек остаются такими же, как и много лет назад. Среди этих резных забав можно выделить два основных типа – статичные и подвижные игрушки.

Внешний вид и особенности богородских игрушек остаются такими же, как и много лет назад. Среди этих резных забав можно выделить два основных типа – статичные и подвижные игрушки. (фото 28)
 
"Я поведу тебя в музей..." (часть IV) (фото 29)

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах. (фото 30)

  (фото 31)

Вырезают мастера и уникальные вещи, как эти шахматы "Северная война". Пётр и Карл XII со своими королевами.
Интересно, что авторы композиции – мастера Роман Колесников и Олег Гладких – являются сегодня, соответственно,
протоиреем и священником Богородского подворья Троице-Сергиевой Лавры.

Вырезают мастера и уникальные вещи, как эти шахматы "Северная война". Пётр и Карл XII со своими королевами.
Интересно, что авторы композиции  –   мастера Роман Колесников и Олег Гладких – являются сегодня, соответственно,
протоиреем и священником Богородского подворья Троице-Сергиевой Лавры. 
 (фото 32)

Николай Шипеев окончил Богородскую профтехшколу с шестым разрядом резчика.
Начал работать на фабрике с 1955 г., после армии поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище (АХПУ).
Окончив учёбу, преподавал основы исполнительского мастерства в АХПУ.
Затем вернулся в родное Богородское, работал на предприятии до 2000 г., до самой пенсии.
Заслуженный художник России.

Николай Шипеев окончил Богородскую профтехшколу с шестым разрядом резчика.
Начал работать на фабрике с 1955 г., после армии поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище (АХПУ). 
Окончив учёбу, преподавал основы исполнительского мастерства в АХПУ. 
Затем вернулся в родное Богородское, работал на предприятии до 2000 г., до самой пенсии.
Заслуженный художник России. (фото 33)

Это дипломная работа Николая Шипеева «Праздник русской зимы».

Это дипломная работа Николая Шипеева «Праздник русской зимы».

 (фото 34)

В 1970 году она была награждена серебряной медалью ВДНХ.

В 1970 году она была награждена серебряной медалью ВДНХ.
 (фото 35)

Затем произведение имело огромный успех на «Экспо-70» в Осаке.
Японцы хотели купить эту работу, Мастер от денег отказался.

Затем произведение имело огромный успех на «Экспо-70» в Осаке. 
Японцы хотели купить эту работу, Мастер от денег отказался. (фото 36)

Тогда резчику предложили транспортный обмен: деревянную упряжку на автомобиль марки «Toyota».
Николай Шипеев не принял заманчивое предложения японцев и подарил свой шедевр музею Богородской игрушки.

Тогда резчику предложили транспортный обмен: деревянную упряжку на автомобиль марки «Toyota».
Николай Шипеев не принял заманчивое предложения японцев и подарил свой шедевр музею Богородской игрушки. (фото 37)

Вот такими насыщенными, интересными, незабываемыми оказались два февральских дня путешествия.
Эмоции переполняют до сих пор, восторг, чувство радости,
чувство гордости за нашу Родину, за наши промыслы, за наших Мастеров окутывает с головы до ног.

Вот такими насыщенными, интересными, незабываемыми оказались два февральских дня путешествия.
Эмоции переполняют до сих пор, восторг, чувство радости,
чувство гордости за нашу Родину, за наши промыслы, за наших Мастеров окутывает с головы до ног.
 (фото 38)

"Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили."
Э. Чурилова.

Спасибо всем-всем, кто подарил мне эту сказку!цветы БЛАГО ДАРЮ!!! благодарю

 

 

 

 

 

 

 

 

Вера Л.

Ой, мишкааа! Спасибо, Николай Михайлович! СПАСИБО!

Корниенко Татьяна Ивановна

Очень интересно! ???????

Вера Л.

Спасибо большое, Татьяна Ивановна!цветы

GolchikovaGV

Очень люблю резьбу по дереву! И ваш фоторепортаж, Вера, смотрела с огромным удовольствием, многое почерпнула для себя. Спасибо за столь интересный рассказ!супер!цветы

Вера Л.

Галина, рада знакомству!благодарюОчень приятно!!! цветы

Светлана Фиалкина

Вера, очень интересно и познавательно.жму руку Спасибо.благодарю Рада за вас, мечты сбываются. благодарю

Вера Л.

Светлана, СПАСИБО БОЛЬШОЕ!цветы

olganata6178

Даааа... Красотища ! Конечно на работу настоящих мастеров смотреть всегда интересно. восхищает и изумляет - как так можно вырезать , проработать все детали и линии . С удовольствием посмотрела Ваш фоторепортаж , спасибо !

Вера Л.

Благодарю Вас, Ольгаблагодарю!

Вера Андреевна Антипова

Тезка, вот и я с удовольствием прогулялась с тобой, полюбовалась работами и игрушками великих мастеров Богородского. Да, гордость за наших умельцев переполняет душу, нам есть чем гордиться!благодарю

Вера Л.

Верочка, спасибо, что заглянула!цветы

Пустовит Елена Ивановна

приветствуюВерочка, ОЧЕНЬ ПОРАДОВАЛИ - так всё интересно, с удовольствием всё рассматривала и приятно, что Роден был такого мнения о нашем народе и его мастерах!супер!СПАСИБО Вам, Верочка, большущее за экскурсию!благодарюжму руку

Вера Л.

Ой-ой! Елена Ивановна! Какой забавный мишка!!! СПАСИБООО! Спасибо большое!благодарю