Мой город и исторические факты родной улицы.

Тип работы
Событие

Фоторепортаж Экскурсия Мой город и исторические факты родной улицы

Поделиться:

Улица Володарского – одна из старейших улиц Коврова. Появилась она согласно проектному плану 1788 года, начиналась от Христорождественского храма и первоначально называлась именем губернского города – Владимирской. После обретения храмом статуса собора улица сменила название и стала Соборной.

 Улица Володарского – одна из старейших улиц Коврова. Появилась она согласно проектному плану 1788 года, начиналась от Христорождественского храма и первоначально называлась именем губернского города – Владимирской. После обретения храмом статуса собора улица сменила название и стала Соборной. 
    (фото 1)

Христорождественский собор.
Среди ковровских храмов Христорождественский собор – самый древний. Согласно преданию, деревянная Рождественская церковь появилась здесь в XII веке по воле великого владимирского князя Андрея Боголюбского, сбившегося с пути и заблудившегося в этих местах в канун Рождества. Князю удалось выйти в стан деревни Елифановки, и в честь своего спасения он приказал построить в селении церковь. В конце XVII века вместо деревянного возвели каменный храм. Для приготовления строительных растворов сегодня используют цемент и песок. А прежде на протяжении столетий основным связующим материалом, употреблявшимся в строительстве, была гашеная известь. Интересен процесс ее приготовления или «творения». Полученную в результате обжига жженую известь «гасили» в специальных творильных ямах. В яму глубиной 4-6 метров, с деревянной опалубкой, до половины загружали жженую известь и до краев заливали водой. Затем яму покрывали деревянным щитом, присыпали землей и оставляли на три и более лет. Чем больше выдержка, тем прочнее материал. Поскольку гашение сопровождалось очень сильным разогреванием массы, детвору предупреждали: в этом месте не играть – можно сгореть заживо. Для приготовления строительного раствора гашеную известь смешивали с чистым песком в пропорции – ведро извести на ведро песка. Все старые ковровские храмы, кроме Троицкой церкви, построены на известковых растворах. Первоначально престолов в храме было два: главный в честь Рождества Иисуса Христа и придельный во имя Макария, Калязинского Чудотворца. Позже храм обрел еще одну икону, которая стала главной городской святыней и пользовалась особым почитанием в соборе, – Смоленскую икону Божией Матери. По преданию, икона была найдена чудом уцелевшей на пепелище сгоревшей дотла деревянной церкви села Нестерово, что находилось в 7 верстах от Коврова. Решили, что икона чудотворная, и перенесли ее в Христорождественский храм села Коврово. Ежегодно 28 июля (по старому стилю) в день празднования Смоленской иконы в Коврове проходил большой праздник, к которому была приурочена Смоленская ярмарка. Христорождественский собор – свидетель многих событий. В нем проходила церемония открытия Коврова как уездного города и духовное торжество по случаю его столетия. В 1837 году в Христорождественской церкви присутствовали при совершении молебна цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) и его наставник поэт В.А. Жуковский. Это случилось во время ознакомительной поездки цесаревича по стране. Александра готовили к управлению государством. Как говорил М. Ломоносов: «Нельзя страною управлять, оную не зная». С целью знакомства со страной цесаревич в свои 19 лет совершил большое путешествие по России. Вернувшись из поездки, Александр просил отца о смягчении участи ссыльных декабристов, с которыми встречался в Сибири. И первое, что сделал сам, придя к власти, объявил амнистию политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам. Священнослужителей Христорождественского храма можно назвать первыми ковровскими летописцами и краеведами. Сила Архангельский, прослуживший здесь 50 лет, заносил в свои тетради в хронологическом порядке все выдающиеся события местной истории: пожары, эпидемии, посещение города Коврова членами императорской семьи и т.д. Его последователь, Алексей Радугин, прослуживший в храме почти 54 года, оставил нам обширную краеведческую статью «О городе Коврове» с записанными в ней старинными преданиями об атамане Ширине, об обретении иконы Смоленской Божией Матери, о происхождении фамилии князей Ковровых. Могилу А.Г. Радугина с надгробным памятником можно увидеть сегодня возле Христорождественского собора со стороны алтаря. В 1870 году Христорождественская церковь стала собором. УЛИЦА СОБОРНАЯ Долгое время церковным старостой собора был крупнейший купец-виноторговец Михаил Дмитриевич Сомов, переселившийся в Ковров из Владимира в 1840-е годы.

 Христорождественский собор.                                                                                                                                          
 Среди ковровских храмов Христорождественский собор – самый древний. Согласно преданию, деревянная Рождественская церковь появилась здесь в XII веке по воле великого владимирского князя Андрея Боголюбского, сбившегося с пути и заблудившегося в этих местах в канун Рождества. Князю удалось выйти в стан деревни Елифановки, и в честь своего спасения он приказал построить в селении церковь. В конце XVII века вместо деревянного возвели каменный храм. Для приготовления строительных растворов сегодня используют цемент и песок. А прежде на протяжении столетий основным связующим материалом, употреблявшимся в строительстве, была гашеная известь. Интересен процесс ее приготовления или «творения». Полученную в результате обжига жженую известь «гасили» в специальных творильных ямах. В яму глубиной 4-6 метров, с деревянной опалубкой, до половины загружали жженую известь и до краев заливали водой. Затем яму покрывали деревянным щитом, присыпали землей и оставляли на три и более лет. Чем больше выдержка, тем прочнее материал. Поскольку гашение сопровождалось очень сильным разогреванием массы, детвору предупреждали: в этом месте не играть – можно сгореть заживо. Для приготовления строительного раствора гашеную известь смешивали с чистым песком в пропорции – ведро извести на ведро песка. Все старые ковровские храмы, кроме Троицкой церкви, построены на известковых растворах. Первоначально престолов в храме было два: главный в честь Рождества Иисуса Христа и придельный во имя Макария, Калязинского Чудотворца. Позже храм обрел еще одну икону, которая стала главной городской святыней и пользовалась особым почитанием в соборе, – Смоленскую икону Божией Матери. По преданию, икона была найдена чудом уцелевшей на пепелище сгоревшей дотла деревянной церкви села Нестерово, что находилось в 7 верстах от Коврова. Решили, что икона чудотворная, и перенесли ее в Христорождественский храм села Коврово. Ежегодно 28 июля (по старому стилю) в день празднования Смоленской иконы в Коврове проходил большой праздник, к которому была приурочена Смоленская ярмарка. Христорождественский собор – свидетель многих событий. В нем проходила церемония открытия Коврова как уездного города и духовное торжество по случаю его столетия. В 1837 году в Христорождественской церкви присутствовали при совершении молебна цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) и его наставник поэт В.А. Жуковский. Это случилось во время ознакомительной поездки цесаревича по стране. Александра готовили к управлению государством. Как говорил М. Ломоносов: «Нельзя страною управлять, оную не зная». С целью знакомства со страной цесаревич в свои 19 лет совершил большое путешествие по России. Вернувшись из поездки, Александр просил отца о смягчении участи ссыльных декабристов, с которыми встречался в Сибири. И первое, что сделал сам, придя к власти, объявил амнистию политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам. Священнослужителей Христорождественского храма можно назвать первыми ковровскими летописцами и краеведами. Сила Архангельский, прослуживший здесь 50 лет, заносил в свои тетради в хронологическом порядке все выдающиеся события местной истории: пожары, эпидемии, посещение города Коврова членами императорской семьи и т.д. Его последователь, Алексей Радугин, прослуживший в храме почти 54 года, оставил нам обширную краеведческую статью «О городе Коврове» с записанными в ней старинными преданиями об атамане Ширине, об обретении иконы Смоленской Божией Матери, о происхождении фамилии князей Ковровых. Могилу А.Г. Радугина с надгробным памятником можно увидеть сегодня возле Христорождественского собора со стороны алтаря. В 1870 году Христорождественская церковь стала собором. УЛИЦА СОБОРНАЯ Долгое время церковным старостой собора был крупнейший купец-виноторговец Михаил Дмитриевич Сомов, переселившийся в Ковров из Владимира в 1840-е годы. (фото 2)

В начале улицы Володарского сохранились дома, принадлежавшие его старшим сыновьям и внукам, занимавшимся оптовой и розничной торговлей вином и пивом.

 В начале улицы Володарского сохранились дома, принадлежавшие его старшим сыновьям и внукам, занимавшимся оптовой и розничной торговлей вином и пивом.  (фото 3)

Здесь сложился целый ансамбль городской усадьбы: жилой двухэтажный полукаменный дом , двухэтажный каменный флигель и каменная торговая палатка . Оптовым складом пива и меда на Соборной заведовал старший сын – Василий Михайлович Сомов, а потом его сын Владимир Васильевич. В советское время в домах, принадлежавших ранее Сомовым, существовало предприятие, производившее фруктовые воды. Владельцами домов на Соборной были также состоятельные купцы Куренковы, Кокурины, Ромагины.

Здесь сложился целый ансамбль городской усадьбы: жилой двухэтажный полукаменный дом  , двухэтажный каменный флигель   и каменная торговая палатка  . Оптовым складом пива и меда на Соборной заведовал старший сын – Василий Михайлович Сомов, а потом его сын Владимир Васильевич. В советское время в домах, принадлежавших ранее Сомовым, существовало предприятие, производившее фруктовые воды. Владельцами домов на Соборной были также состоятельные купцы Куренковы, Кокурины, Ромагины. (фото 4)

Среди построек выделяется двухэтажный каменный дом купчихи В.А. Ромагиной. После национализации его занимали различные советские учреждения: дом ребенка и отдел социального обеспечения, ночной санаторий имени X годовщины Октябрьской революции и, наконец, детская поликлиника. В годы Великой Отечественной войны поликлиника была закрыта, здание занято под госпиталь. Сейчас в нем по-прежнему размещается детская поликлиника Ковровской городской больницы №1.

 Среди построек выделяется двухэтажный каменный дом купчихи В.А. Ромагиной. После национализации его занимали различные советские учреждения: дом ребенка и отдел социального обеспечения, ночной санаторий имени X годовщины Октябрьской революции и, наконец, детская поликлиника. В годы Великой Отечественной войны поликлиника была закрыта, здание занято под госпиталь. Сейчас в нем по-прежнему размещается детская поликлиника Ковровской городской больницы №1.

  
 (фото 5)

Исторический облик Христорождественского собора . Застройка улицы Соборной формировалась постепенно. Часть улицы до пересечения с нынешней улицей Дегтярева (бывшая Павловская) была освоена к середине XIX века. За Павловской улицей в то время находились лишь две солдатские слободы: старая – в районе современной улицы Советской и новая – в продолжение Соборной улицы. В 1872 году территорию к востоку от Павловской распланировали под строительство жилых кварталов. К началу XX века улица стала вдвое длиннее.

 Исторический облик Христорождественского собора .                                                                                                   Застройка улицы Соборной формировалась постепенно. Часть улицы до пересечения с нынешней улицей Дегтярева (бывшая Павловская) была освоена к середине XIX века. За Павловской улицей в то время находились лишь две солдатские слободы: старая – в районе современной улицы Советской и новая – в продолжение Соборной улицы. В 1872 году территорию к востоку от Павловской распланировали под строительство жилых кварталов. К началу XX века улица стала вдвое длиннее. (фото 6)

Поскольку по первому образованию я художник миниатюрист и иконописец , то то же внесла свою лепту в историю Христорождественского собора как в реставрации фигуры Христа . (вот таким он стал после реставрации)

 Поскольку по первому образованию я художник миниатюрист и иконописец , то то же внесла свою  лепту в  историю Христорождественского собора как в реставрации фигуры Христа . (вот таким он стал после реставрации) (фото 7)

А это фото Иисуса до реставрации (весь поеден мебельным точильщиком, фаланги пальцев не хватало). Предстояло не мало работы: снятие старого покрытия, пропитка, грунтовка, шпаклевка и многое другое.

А это фото Иисуса до реставрации (весь поеден мебельным точильщиком,  фаланги пальцев  не хватало). Предстояло не мало работы: снятие старого покрытия, пропитка, грунтовка, шпаклевка и многое другое. (фото 8)

На радость детворе на противоположной стороне улицы стоит дом, мой дом, где гостей у входа встречают мои сказочные герои: волшебные и совсем не страшные.

 На радость детворе на противоположной стороне улицы стоит дом, мой дом,  где гостей у входа встречают  мои сказочные герои: волшебные и совсем не страшные.   (фото 9)

А вот первые отзывы о моих сказочных персонажах ковровских блогеров.

А вот первые отзывы о моих сказочных персонажах ковровских  блогеров. (фото 10)

Здесь, на Соборной, в начале 1880-х годов появилась общественная баня (историческое фото ). Народ окрестил ее Царьковой по фамилии владельца. В бане было два отделения: общее – мужское и женское и дворянское – для зажиточных горожан. Для тех, кто не желал мыться в общих залах, существовали номера. Возможно, баню строил ковровский купец Ф.П. Царьков. В 1880-е Царьков был членом управы. В то время Ковровская городская управа состояла из двух членов и председателя. Эти три человека отвечали за всё городское хозяйство. Царьков, в частности, занимался устройством первых каменных мостовых, ему поручали ремонт водопровода, вышедшего из строя после сильных морозов, он курировал строительство городской плотомойни, обеспечивал город дровами, фуражом и т.д. И как тут не вспомнить фразу Генриха Гейне: «Кто любит народ, тот должен сводить его в баню». Внимание властей к бане всегда было повышенным. После революции баню у Царьковых новая власть сначала арендовала, а затем национализировала, сделав ее городской общественной баней №1. В начале нового столетия баню закрыли, здание перестроили . О былом напоминает сегодня лишь вывеска: банно-прачечный комбинат.

Здесь, на Соборной, в начале 1880-х годов появилась общественная баня (историческое фото ). Народ окрестил ее Царьковой по фамилии владельца. В бане было два отделения: общее – мужское и женское и дворянское – для зажиточных горожан. Для тех, кто не желал мыться в общих залах, существовали номера. Возможно, баню строил ковровский купец Ф.П. Царьков. В 1880-е Царьков был членом управы. В то время Ковровская городская управа состояла из двух членов и председателя. Эти три человека отвечали за всё городское хозяйство. Царьков, в частности, занимался устройством первых каменных мостовых, ему поручали ремонт водопровода, вышедшего из строя после сильных морозов, он курировал строительство городской плотомойни, обеспечивал город дровами, фуражом и т.д. И как тут не вспомнить фразу Генриха Гейне: «Кто любит народ, тот должен сводить его в баню». Внимание властей к бане всегда было повышенным. После революции баню у Царьковых новая власть сначала арендовала, а затем национализировала, сделав ее городской общественной баней №1. В начале нового столетия баню закрыли, здание перестроили . О былом напоминает сегодня лишь вывеска: банно-прачечный комбинат. (фото 11)

Вот такой стала бывшая баня Царькова. (всю красоту снесли , осталась только вывеска с советских времен). На данный момент в этом здании располагается ресторан:"Цезарь" (он, видимо нужнее).

Вот такой стала бывшая баня Царькова. (всю красоту снесли , осталась только вывеска с советских времен). На данный момент в этом здании располагается ресторан:"Цезарь" (он, видимо нужнее). (фото 12)

На пересечении Павловской и Соборной улиц в 1904 году было выстроено новое кирпичное здание пожарного депо с каланчой и конюшнями для лошадей. Служба пожаротушения складывалась и развивалась в Коврове на протяжении десятилетий. В течение долгого времени борьба с пожарами носила всеобщий характер, и основной силой в борьбе с огнем были военные. Солдаты ковровской штатной воинской команды, например, отличились при пожаре 1788 года. Следуя известному с петровских времен указу о «неуклонном прибытии» войск на пожары, они сумели отстоять городскую церковь, казенные склады и несколько обывательских домов. Без их помощи город был бы полностью уничтожен огнем (тогда сгорело 99 домов, уцелело 44). С первой половины XIX века в Коврове началось накопление пожарного оборудования и инвентаря. Средства пожаротушения (ведра, бочки, водоливные трубы) и содержание пожарного двора оплачивались из городского бюджета. Казенные пожарные инструменты до постройки депо хранились в здании напротив Христорождественского собора. Но и в начале 1860-х в Коврове еще можно было видеть на воротах многих обывательских домов прибитые дощечки с изображением того, с чем должны люди являться на пожар (лопата, ведро, топор, лошадь). В декабре 2019 года около ковровской пожарно-спасательной части №14 на улице Володарского открыли памятник «Покорители огня», посвященный работе пожарных и спасателей. Памятник изготовили мастера художественной ковки из города Иваново. Металлическая скульптура олицетворяет преемственность поколений, сплоченность пожарного братства и превосходство над огненной стихией. ИМЕНИ РЕВОЛЮЦИОНЕРА С советских времен улица носит имя революционера, участника Октябрьской революции в Петрограде В. Володарского, настоящие фамилия и имя которого – Гольдштейн Моисей Маркович (1891 1918). Уроженец села Острополь Волынской губернии (Украина), он уже в раннем возрасте начал политическую борьбу. Неоднократно подвергался арестам, был в ссылке и эмиграции. В мае 1917 года Володарский вернулся из эмиграции в Петроград вместе с другими революционерами – Моисеем Урицким, Вацлавом Воровским и Львом Троцким. Незадолго до октябрьских событий 1917 года вступил в партию большевиков. После Октябрьской революции он – комиссар по делам печати, пропаганды и агитации, редактор «Красной газеты». Убит эсером 20 июня 1918 года. В том же году политические враги большевиков застрелили председателя Петроградского ЧК М. Урицкого и стреляли в Ленина. В Коврове несколько улиц старого города переименовали в честь рано ушедших из жизни политических деятелей: В. Володарского, М. Урицкого, и Я. Свердлова (умер в 1919 году). В наше время улица Володарского во многом сохраняет прежний облик, однако новое строительство всё же меняет ее черты. Но, как и прежде, она остается дорогой к храму.

На пересечении Павловской и Соборной улиц в 1904 году было выстроено новое кирпичное здание пожарного депо с каланчой и конюшнями для лошадей. Служба пожаротушения складывалась и развивалась в Коврове на протяжении десятилетий. В течение долгого времени борьба с пожарами носила всеобщий характер, и основной силой в борьбе с огнем были военные. Солдаты ковровской штатной воинской команды, например, отличились при пожаре 1788 года. Следуя известному с петровских времен указу о «неуклонном прибытии» войск на пожары, они сумели отстоять городскую церковь, казенные склады и несколько обывательских домов. Без их помощи город был бы полностью уничтожен огнем (тогда сгорело 99 домов, уцелело 44). С первой половины XIX века в Коврове началось накопление пожарного оборудования и инвентаря. Средства пожаротушения (ведра, бочки, водоливные трубы) и содержание пожарного двора оплачивались из городского бюджета. Казенные пожарные инструменты до постройки депо хранились в здании напротив Христорождественского собора. Но и в начале 1860-х в Коврове еще можно было видеть на воротах многих обывательских домов прибитые дощечки с изображением того, с чем должны люди являться на пожар (лопата, ведро, топор, лошадь). В декабре 2019 года около ковровской пожарно-спасательной части №14 на улице Володарского открыли памятник «Покорители огня», посвященный работе пожарных и спасателей. Памятник изготовили мастера художественной ковки из города Иваново. Металлическая скульптура олицетворяет преемственность поколений, сплоченность пожарного братства и превосходство над огненной стихией. ИМЕНИ РЕВОЛЮЦИОНЕРА С советских времен улица носит имя революционера, участника Октябрьской революции в Петрограде В. Володарского, настоящие фамилия и имя которого – Гольдштейн Моисей Маркович (1891 1918). Уроженец села Острополь Волынской губернии (Украина), он уже в раннем возрасте начал политическую борьбу. Неоднократно подвергался арестам, был в ссылке и эмиграции. В мае 1917 года Володарский вернулся из эмиграции в Петроград вместе с другими революционерами – Моисеем Урицким, Вацлавом Воровским и Львом Троцким. Незадолго до октябрьских событий 1917 года вступил в партию большевиков. После Октябрьской революции он – комиссар по делам печати, пропаганды и агитации, редактор «Красной газеты». Убит эсером 20 июня 1918 года. В том же году политические враги большевиков застрелили председателя Петроградского ЧК М. Урицкого и стреляли в Ленина. В Коврове несколько улиц старого города переименовали в честь рано ушедших из жизни политических деятелей: В. Володарского, М. Урицкого, и Я. Свердлова (умер в 1919 году). В наше время улица Володарского во многом сохраняет прежний облик, однако новое строительство всё же меняет ее черты. Но, как и прежде, она остается дорогой к храму. (фото 13)

Памятник у пожарного депо: "Покорители огня".

Памятник у пожарного депо: "Покорители огня". (фото 14)

 Добрый день , жители С/М ! Листая архивы истории родного города, я наткнулась на источник публикации в газете: "Ковровская неделя" №71 за 18 сентября 2020 года: "Облик города  Коврова  улицы ВОЛОДАРСКОГО" . Я давно живу на этой улице , но исторический фактов   зарождения  ее,  узнала только из этой статьи. Поскольку с недавних пор увлекаюсь историей не только нашего города , то мне была очень полезна и интересна эта статья. Теперь как то по особенному смотришь на родную улицу и представляешь былые события, людей , их жизнь и быт, что  захотелось поделиться  этим событием  и  с Вами. 

                  

Пустовит Елена Ивановна

приветствуюТанечка,спасибо за такой ИНТЕРЕСНЫЙ рассказ-показ,люблю подобные материалы-ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ-СПАСИБО!!!супер!благодарюжму руку

Артемьева Татьяна

цветыСпасибо за отзыв, Елена Ивановна! 

Lyudmila Zhuchkova

Как интересно! Спасибо за рассказ, Татьяна! 

Артемьева Татьяна

Спасибо Вам, что заинтересовала история моего города (вернее его начало) . Жила и да же не знала, что именно с моей улицы  начал обосновываться  город . Удачи Вам и Вашим деткам!

Артемьева Татьяна

благодарюспасибо, Николай Михайлович.

Корниенко Татьяна Ивановна

Ну вот что искать по заграницам? Тут столько интересного в России! Свою страну плохо знаем.

Артемьева Татьяна

Согласна с Вами, Татьяна ! Живешь и не знаешь, что удивительное рядом!