Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном

 209 из 296 
Тип работы
Событие

Фоторепортаж Экскурсия Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном

В избранных: 5
В избранных: 5

Поделиться:

По просьбе Наташи Ишуниной сделала репортаж из музеев города Гусь-Хрустальный Владимирской области. Не претентую на полный рассказ о самом городе, пусть это лучше сделают его жители, а поделюсь лишь впечатлениями от его двух музеев и дам кое-какую полезную информацию.

На фото памятник Акиму Мальцову, речь о котором пойдёт ниже.

По просьбе Наташи Ишуниной сделала репортаж из музеев города Гусь-Хрустальный Владимирской области. Не претентую на полный рассказ о самом городе, пусть это лучше сделают его жители, а поделюсь лишь впечатлениями от его двух музеев и дам кое-какую полезную информацию.

На фото памятник Акиму Мальцову, речь о котором пойдёт ниже. (фото 1)

Итак начнём.
Возрождение стеклоделия в России относится к середине 17 века. Огромную роль в этом деле принадлежит царю Алексею Михайловичу, открывшему в 1668 году в подмосковном селе Измайлове завод по производству стеклянных изделий. Своё бурное развитие такие заводы получили во времена Петра 1.
В 1724 году компаньоном содержателя Покровского стекольного завода становится «города Рыльска гостиной сотни» Василий Мальцов («Большой»). Именно с его скромного стекольного заводика и начинается великая «стекольная империя» семейства Мальцовых. С середины 18 века в России началось формирование двух знаменитых мальцовских центров промышленных районов – двух центров отечественного стеклодельного производства: южный, расположенный в Орловской, Смоленской, Калужской губерниях и восточный, расположенный во Владимирской и Рязанской губерниях.
В 1756 году в мещёрских лесах Владимирской губернии, при речке Гусь, в урочище Шиворово Аким Мальцов основал хрустальный завод. При заводе он поселил 74 мужчины и 82 женщины. Этот завод дал жизнь целому городу – Гусь-Хрустальному. И уже к 1861 году Гусевский хрустальный завод занимал ведущее место в стекольной промышленности России.

На фото - ворота города: желдор вокзал.

Итак начнём. 
Возрождение стеклоделия в России относится к середине 17 века. Огромную роль в этом деле принадлежит царю Алексею Михайловичу, открывшему в 1668 году в подмосковном селе Измайлове завод по производству стеклянных изделий. Своё бурное развитие такие заводы получили во времена Петра 1. 
В 1724 году компаньоном содержателя Покровского стекольного завода становится «города Рыльска гостиной сотни» Василий Мальцов («Большой»). Именно с его скромного стекольного заводика и начинается великая «стекольная империя» семейства Мальцовых. С середины 18 века в России началось формирование двух знаменитых мальцовских центров промышленных районов – двух центров отечественного стеклодельного производства: южный, расположенный в Орловской, Смоленской, Калужской губерниях и восточный, расположенный во Владимирской и Рязанской губерниях. 
В 1756 году в мещёрских лесах Владимирской губернии, при речке Гусь, в урочище Шиворово Аким Мальцов основал хрустальный завод. При заводе он поселил 74 мужчины и 82 женщины. Этот завод дал жизнь целому городу – Гусь-Хрустальному. И уже к 1861 году Гусевский хрустальный завод занимал ведущее место в стекольной промышленности России. 

 На фото - ворота города: желдор вокзал.
 (фото 2)

Озеро прямо в центре города

Озеро прямо в центре города (фото 3)

Конечно же, торговые ряды

Конечно же, торговые ряды (фото 4)

Георгиевский собор. О нём стоит сказать подробней.
В 1890 году один из Мальцовых (Ю.С. Нечаев-Мальцов) закзал Л.Н. Бенуа церковь для своего имения при Гусевских фабрик. Заказчик чётко оговорил архитектору форму и стиль здания – базилика в русском стиле.
Уникальны колонны в этом соборе. Первоначально они задумывались из чугуна, должны были быть покрыты бронзовой краской и расписаны цветными эмалями. Но в процессе строительства заказчик внёс новое предложение о замене их на резные каменные – из лабрадора. Однако лабрадор (или лабрадорит) на тот момент ещё не был испытан в строительстве, что создало трудности при строительстве. Не смотря на это, 10 колон из лабрадорита всё-таки были исполнены мастерами из Житомира. Однако на этом прихоти заказчика не закончились. Даже архитектор не знал, что Мальцов подписал договор с художником В.М. Васнецовым на оформление росписи внутреннего убранства храма, указав при этом точные названия картин и их местоположение.
Васнецовым для Гусевского храма было написано монументальное полотно «Страшный суд» - для западной стены. Размеры этого полотна впечатляющи – 7х6,8 м.
В приделах были размещены другие работы художника – «О тебе радуется, Благодатная», «Евхаристия», «Сошествие во ад», «Распятие» и рисунок иконостаса из бронзы с эмалью.
Георгиевский собор был освящён летом 1901 года. Сам Бенуа считал его лучшим из своих творений. Современник часто спрашивали Ю. Нечаева-мальцова, почему он не пожалел колоссальных средств для создания и украшения фабричной и сельской церкви в глуши Владимирской губернии. На что он отвечал: А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить на наш Гусь…»
Декрет ВЦИК и СНК от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства стал предвестником массового уничтожения культовых зданий. Некоторые храмы уничтожались полностью, другие преобразовывались под «гражданские» учреждения. Второй вариант был предназначен и для Георгиевского собора. В 1924 году собор был занят под Дворец Труда.

Георгиевский собор. О нём стоит сказать подробней.
В 1890 году один из Мальцовых (Ю.С. Нечаев-Мальцов) закзал Л.Н. Бенуа церковь для своего имения при Гусевских фабрик. Заказчик чётко оговорил архитектору форму и стиль здания – базилика в русском стиле. 
Уникальны колонны в этом соборе. Первоначально они задумывались из чугуна, должны были быть покрыты бронзовой краской и расписаны цветными эмалями. Но в процессе строительства заказчик внёс новое предложение о замене их на резные каменные – из лабрадора. Однако лабрадор (или лабрадорит) на тот момент ещё не был испытан в строительстве, что создало трудности при строительстве. Не смотря на это, 10 колон из лабрадорита всё-таки были исполнены мастерами из Житомира. Однако на этом прихоти заказчика не закончились. Даже архитектор не знал, что Мальцов подписал договор с художником В.М. Васнецовым на оформление росписи внутреннего убранства храма, указав при этом точные названия картин и их местоположение. 
Васнецовым для Гусевского храма было написано монументальное полотно «Страшный суд» - для западной стены. Размеры этого полотна впечатляющи – 7х6,8 м.
В приделах были размещены другие работы художника – «О тебе радуется, Благодатная», «Евхаристия», «Сошествие во ад», «Распятие» и рисунок иконостаса из бронзы с эмалью.
Георгиевский собор был освящён летом 1901 года. Сам Бенуа считал его лучшим из своих творений. Современник часто спрашивали Ю. Нечаева-мальцова, почему он не пожалел колоссальных средств для создания и украшения фабричной и сельской церкви в глуши Владимирской губернии. На что он отвечал: А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить на наш Гусь…»
Декрет ВЦИК и СНК от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства стал предвестником массового уничтожения культовых зданий. Некоторые храмы уничтожались полностью, другие преобразовывались под «гражданские» учреждения. Второй вариант был предназначен и для Георгиевского собора. В 1924 году собор был занят под Дворец Труда. 
 (фото 5)

С 1983 года в Георгиевском соборе открыт Музей хрусталя – один из лучших музеев отечественного стекла.

С 1983 года в Георгиевском соборе открыт Музей хрусталя – один из лучших музеев отечественного стекла.  (фото 6)

Вот они - знаменитые колоны из лабрадорита. Интерьер музея хрусталя

Вот они - знаменитые колоны из лабрадорита. Интерьер музея хрусталя (фото 7)

Васнецовский "Страшный суд". Не правда ли, впечатляет?

Васнецовский "Страшный суд". Не правда ли, впечатляет? (фото 8)

Хрусталь необыкновенно певуч. Если умело дотронуться до края изделия, оно тихонько зазвенит мелодичным «малиновым» звоном. Красными, фиолетовыми, зелёными огоньками играют чудесные вещи.

Хрусталь необыкновенно певуч. Если умело дотронуться до края изделия, оно тихонько зазвенит мелодичным «малиновым» звоном. Красными, фиолетовыми, зелёными огоньками играют чудесные вещи.  (фото 9)

Удивительны изделия XVIII века. Изначально основной продукцией Гусевского хрустального завода была массовая посуда из зелёного и бесцветного стекла. В небольших количествах на заводе выпускали шлифованные и гравированные «хрустальные» кубки, штофы, деликатно расписанные золотым орнаментом.

Удивительны изделия XVIII века. Изначально основной продукцией Гусевского хрустального завода была массовая посуда из зелёного и бесцветного стекла. В небольших количествах на заводе выпускали шлифованные и гравированные «хрустальные» кубки, штофы, деликатно расписанные золотым орнаментом. (фото 10)

Многие годы определение принадлежности некоторых высокохудожественных изделий с гравированным сюжетом к «мальцовскому» производству вызывало сложности, т.к. в XVIII веке отсутствовала практика клеймения стекла. В настоящее время принадлежность подобных изделий к тому или иному заводу исследователи определяют методом сопоставления и художественного анализа.

Многие годы определение принадлежности некоторых высокохудожественных изделий с гравированным сюжетом к «мальцовскому» производству вызывало сложности, т.к. в XVIII веке отсутствовала практика клеймения стекла. В настоящее время принадлежность подобных изделий к тому или иному заводу исследователи определяют методом сопоставления и художественного анализа. (фото 11)

Стекло XIX века на редкость разнообразное. Свинцовый хрусталь, богатая алмазная грань, доведённая до совершенства. Талантливые мастера-алмазчики умели поймать солнечный луч и заставить его сверкать в хрустале. Тончайшее, словно воздушное, стекло с узором, напоминающим серебряные кружева. Наибольшей популярностью пользовалась продукция из бесцветного хрусталя с алмазной гранью. Рюмки, бокалы, креманки, вазы с широкой гранью и подшлифовкой отличались чистотой, прозрачностью, единством формы и содержания. Появился термин «мальцовский хрусталь», который являлся синонимом не только качества, но и художественных достоинств изделий Гусевского хрустального завода. Сложившиеся на протяжении многовековой истории стеклоделия приемы обработки хрусталя геометрическими гранями стали своеобразными канонами, на основе которых стали развиваться разновидности алмазных рисунков. Появилась знаменитая «мальцовская» алмазная грань, которая легла в основу развития нового направления в искусстве декорирования хрусталя. Так, среди ассортимента выпускае¬мой продукции Императорского стекольного завода упоминаются сер¬визы с «старомальцовской и новомальцовской резьбой», которыми пользовались в Зимнем дворце, Царском селе, Гатчине. Также гусевские мастера создали алмазный рисунок в виде растительного орнамента «светлое растение».

Стекло XIX века на редкость разнообразное. Свинцовый хрусталь, богатая алмазная грань, доведённая до совершенства. Талантливые мастера-алмазчики умели поймать солнечный луч и заставить его сверкать в хрустале. Тончайшее, словно воздушное, стекло с узором, напоминающим серебряные кружева. Наибольшей популярностью пользовалась продукция из бесцветного хрусталя с алмазной гранью. Рюмки, бокалы, креманки, вазы с широкой гранью и подшлифовкой отличались чистотой, прозрачностью, единством формы и содержания. Появился термин «мальцовский хрусталь», который являлся синонимом не только качества, но и художественных достоинств изделий Гусевского хрустального завода. Сложившиеся на протяжении многовековой истории стеклоделия приемы обработки хрусталя геометрическими гранями стали своеобразными канонами, на основе которых стали развиваться разновидности алмазных рисунков. Появилась знаменитая «мальцовская» алмазная грань, которая легла в основу развития нового направления в искусстве декорирования хрусталя. Так, среди ассортимента выпускае¬мой продукции Императорского стекольного завода упоминаются сер¬визы с «старомальцовской и новомальцовской резьбой», которыми пользовались в Зимнем дворце, Царском селе, Гатчине. Также гусевские мастера создали алмазный рисунок в виде растительного орнамента «светлое растение». (фото 12)

Достаточно быстро гусевские мастера освоили разновидность алмазной грани «русский камень», которая впервые появилась в 1820-е годы. Призматическая резьба в виде восьмигранника широко применялась для обработки парфюмерных наборов. Заказчиками аптекарской и парфюмерной продукции мальцовских заводов были такие известные фирмы, как «фабрика Рале», «Товарищество Г. Брокар и К», «Товарищество С. Чепелевецкий с сыновьями» и другие. Значительную долю в ассортименте завода составляли многопредметные сервизы, исполняемые по заказу и действующему прейскуранту.

Достаточно быстро гусевские мастера освоили разновидность алмазной грани «русский камень», которая впервые появилась в 1820-е годы. Призматическая резьба в виде восьмигранника широко применялась для обработки парфюмерных наборов. Заказчиками аптекарской и парфюмерной продукции мальцовских заводов были такие известные фирмы, как «фабрика Рале», «Товарищество Г. Брокар и К», «Товарищество С. Чепелевецкий с сыновьями» и другие. Значительную долю в ассортименте завода составляли многопредметные сервизы, исполняемые по заказу и действующему прейскуранту.

 (фото 13)

Несмотря на то, что в XIX веке бесцветный хрусталь с алмазной гранью был наиболее востребован в быту и производстве, на Гусевском хрустальном заводе выпускали достаточное количество изделий из цветного стекла, славившегося широкой цветовой палитрой, великолепной фактурой, чистотой и глубиной цвета. Разработка рецептов цветных стекол на заводе связана с именем В.Н. Рябова — представителя династии гусевских стекловаров. Из широкого спектра цветовой гаммы особое место занимали урановые и рубиновые стекла. Урановые красители использовались для получения жёлто-зелёно-синей гаммы. Рубиновое стекло подразделялось на «золотой», «малиновый» и «пурпурный». «Рубин с золотом» и «рубин с пурпуром» варили на основе хрустальной массы, а «малина» или «медный рубин» — на простом стекле.

Несмотря на то, что в XIX веке бесцветный хрусталь с алмазной гранью был наиболее востребован в быту и производстве, на Гусевском хрустальном заводе выпускали достаточное количество изделий из цветного стекла, славившегося широкой цветовой палитрой, великолепной фактурой, чистотой и глубиной цвета. Разработка рецептов цветных стекол на заводе связана с именем В.Н. Рябова — представителя династии гусевских стекловаров. Из широкого спектра цветовой гаммы особое место занимали урановые и рубиновые стекла. Урановые красители использовались для получения жёлто-зелёно-синей гаммы. Рубиновое стекло подразделялось на «золотой», «малиновый» и «пурпурный». «Рубин с золотом» и «рубин с пурпуром» варили на основе хрустальной массы, а «малина» или «медный рубин» — на простом стекле. (фото 14)

На Всероссийской мануфактурной выставке 1829 года Гусевским заводом были продемонстрированы изделия «нового изобретения» - это посуда в технике «нацвет». Сверх прозрачного стекла накладывалось цветное, которое обрабатывалось алмазным рисунком. Спрос на накладное стекло никогда не ослабевал. Благодаря постоянному совершенствованию цветовой палитры и богатому опыту варки цветного стекла, выпускали изделия из двух- или трёхслойного стекла с нацветом.

На Всероссийской мануфактурной выставке 1829 года Гусевским заводом были продемонстрированы изделия «нового изобретения» - это посуда в технике «нацвет». Сверх прозрачного стекла накладывалось цветное, которое обрабатывалось алмазным рисунком. Спрос на накладное стекло никогда не ослабевал. Благодаря постоянному совершенствованию цветовой палитры и богатому опыту варки цветного стекла, выпускали изделия из двух- или трёхслойного стекла с нацветом. (фото 15)

В середине XIX века появляется цветное стекло, имитирующее золото и серебро. Это изделия в восточном стиле для «азиатского» рынка: кумганы, кальяны. Выпуск подобных изделий был не случаен. В 1828 году владелец Гусевской хрустальной фабрики Иван Сергеевич Мальцев был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял известный писатель А.С. Грибоедов. Мальцов оказался единственным человеком, которому удалось остаться в живых во время трагической гибели русского посольства во главе с А.С. Грибоедовым. В знак искупления вины перед русским правительством лично Мальцову персидский шах разрешает беспошлинную торговлю хрусталём в Персии. Персидские изделия фабрики Мальцова имели также спрос в Закавказье, крупнейших городах Средней Азии.

В середине XIX века появляется цветное стекло, имитирующее золото и серебро. Это изделия в восточном стиле для «азиатского» рынка: кумганы, кальяны. Выпуск подобных изделий был не случаен. В 1828 году владелец Гусевской хрустальной фабрики Иван Сергеевич Мальцев был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял известный писатель А.С. Грибоедов. Мальцов оказался единственным человеком, которому удалось остаться в живых во время трагической гибели русского посольства во главе с А.С. Грибоедовым. В знак искупления вины перед русским правительством лично Мальцову персидский шах разрешает беспошлинную торговлю хрусталём в Персии. Персидские изделия фабрики Мальцова имели также спрос в Закавказье, крупнейших городах Средней Азии. (фото 16)

В начале XX века значительно расширились технические возможности обработки изделий. Хрусталь стал широко применяться в декоративном убранстве интерьеров. Разнообразнее стала цветовая гамма изделий. Особой популярностью в начале XX века пользовались изделия из стекла, имитирующие ювелирные и поделочные камни — авантюрин, опал, малахит, яшму, бирюзу и др. Появились новые приёмы декора - иризация, цветные люстры, обильная роспись золотом и серебром, травление по многослойному стеклу. Так, в 1910-е годы на Гусевском хрустальном заводе был освоен выпуск изделий в стиле «галле».

В начале XX века значительно расширились технические возможности обработки изделий. Хрусталь стал широко применяться в декоративном убранстве интерьеров. Разнообразнее стала цветовая гамма изделий. Особой популярностью в начале XX века пользовались изделия из стекла, имитирующие ювелирные и поделочные камни — авантюрин, опал, малахит, яшму, бирюзу и др. Появились новые приёмы декора - иризация, цветные люстры, обильная роспись золотом и серебром, травление по многослойному стеклу. Так, в 1910-е годы на Гусевском хрустальном заводе был освоен выпуск изделий в стиле «галле».  (фото 17)

Излюбленными сюжетами гусевских мастеров были горные, лесные и речные пейзажи, которые органично сочетались с стволовидной и конусовидной формой изделий, а также с колоритом цвета.

Излюбленными сюжетами гусевских мастеров были горные, лесные и речные пейзажи, которые органично сочетались с стволовидной и конусовидной формой изделий, а также с колоритом цвета. (фото 18)

Слава гусевского хрусталя перешагнула границы России. Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров.

Слава гусевского хрусталя перешагнула границы России. Золотыми медалями выставок в Париже, Вене, Чикаго отмечены изумительное искусство и талант старых гусевских мастеров. (фото 19)

На рубеже Х1Х-ХХ веков Гусевской хрустальный завод по разнообразию методов и приёмов украшения стекла не знал себе равных. Так старейшая техника живописи по стеклу в эпоху модерна достигла своего совершенства. Непрерывные, плавные, причудливо изогнутые линии в сочетании с цветочной композицией придавали изысканность и утонченность любому изделию.

На рубеже Х1Х-ХХ веков Гусевской хрустальный завод по разнообразию методов и приёмов украшения стекла не знал себе равных. Так старейшая техника живописи по стеклу в эпоху модерна достигла своего совершенства. Непрерывные, плавные, причудливо изогнутые линии в сочетании с цветочной композицией придавали изысканность и утонченность любому изделию. (фото 20)

1950-60-е годы в истории Гусевского хрустального завода отмечены расцветом художественного мастерства хрустальщиков. В производство был внедрен выпуск цветных изделий, окрашенных редкоземельными красителями. Массовая продукция из «тушёного» и цветного прозрачного стекла была отмечена различными наградами. Наряду с расширением производства сортовой посуды, стали осваивать выпуск высокохудожественных изделий. Большие вазы из хрусталя и накладного стекла, декоративные кубки в оправе, сувенирная продукция поражали своей монументальностью, чистотой и качеством стекломассы, красивой алмазной гранью. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе гусевской хрусталь был отмечен бронзовой медалью.

1950-60-е годы в истории Гусевского хрустального завода отмечены расцветом художественного мастерства хрустальщиков. В производство был внедрен выпуск цветных изделий, окрашенных редкоземельными красителями. Массовая продукция из «тушёного» и цветного прозрачного стекла была отмечена различными наградами. Наряду с расширением производства сортовой посуды, стали осваивать выпуск высокохудожественных изделий. Большие вазы из хрусталя и накладного стекла, декоративные кубки в оправе, сувенирная продукция поражали своей монументальностью, чистотой и качеством стекломассы, красивой алмазной гранью. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе гусевской хрусталь был отмечен бронзовой медалью. (фото 21)

Каждый из художников имеет свой почерк, индивидуальный подход к способу самовыражения. Красота природы родного мещерского края отражена в работах художника Е.И. Рогова. Лиричны и поэтичны его композиции «Рябинка», «Лесные дали», «Лето». Удивительны гутные работы академика В.С. Муратова. Декоративная композиция «Согдиана» передает образы легенд и сказаний Древнего Востока. Декоративные скульптуры «Лев», «Жар-птица», «Тройка» вобрали в себя народные традиции русского стеклоделия. Великолепна пластика и гравировка народного художника А.С. Курилова. Нежны и лиричны работы заслуженной художницы О.И. Козловой, Совершенны по форме и насыщены богатством цветовой палитры! многопредметные сервизы и композиции народного художника; В.В. Корнеева, художников В.И. Касаткина, В.С. Зайцева, А.В.Корнеевой.

Каждый из художников имеет свой почерк, индивидуальный подход к способу самовыражения. Красота природы родного мещерского края отражена в работах художника Е.И. Рогова. Лиричны и поэтичны его композиции «Рябинка», «Лесные дали», «Лето». Удивительны гутные работы академика В.С. Муратова. Декоративная композиция «Согдиана» передает образы легенд и сказаний Древнего Востока. Декоративные скульптуры «Лев», «Жар-птица», «Тройка» вобрали в себя народные традиции русского стеклоделия. Великолепна пластика и гравировка народного художника А.С. Курилова. Нежны и лиричны работы заслуженной художницы О.И. Козловой, Совершенны по форме и насыщены богатством цветовой палитры! многопредметные сервизы и композиции народного художника; В.В. Корнеева, художников В.И. Касаткина, В.С. Зайцева, А.В.Корнеевой. (фото 22)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 23)

Венцом уникальных авторских произведений, расположенных в центральном нефе, является композиция «Гимн стеклу», возвышающаяся в алтарной части. Создана она художниками В.С.Муратовым и В.И. Касаткиным.

Венцом уникальных авторских произведений, расположенных в центральном нефе, является композиция «Гимн стеклу», возвышающаяся в алтарной части. Создана она художниками В.С.Муратовым и В.И. Касаткиным.

 (фото 24)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 25)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 26)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 27)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 28)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 29)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 30)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 31)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 32)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 33)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 34)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 35)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 36)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 37)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 38)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 39)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 40)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 41)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 42)

Продолжу свой рассказ фотовпечатлениями современного стеклянного искусства города Гусь-Хрустальный. На фото здание ОАО "Стеклохолдинг". Продолжение фоторепортажа (без комментариев) из музея этого холдинга.

Продолжу свой рассказ фотовпечатлениями современного стеклянного искусства города Гусь-Хрустальный. На фото здание ОАО "Стеклохолдинг". Продолжение фоторепортажа (без комментариев) из музея этого холдинга. (фото 43)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 44)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 45)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 46)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 47)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 48)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 49)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 50)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 51)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 52)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 53)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 54)

Новая разработка ОАО Стеклохолдинг - неодимовое стекло. Изделия из него светятся таким волшебным светом...
Даже в полной темноте, если хоть один лучик света (хотя бы лунного) попадёт на такое стекло, оно засветится нереальным, неземным светом...

Новая разработка ОАО Стеклохолдинг - неодимовое стекло. Изделия из него светятся таким волшебным светом...
Даже в полной темноте, если хоть один лучик света (хотя бы лунного) попадёт на такое стекло, оно засветится нереальным, неземным светом... (фото 55)

Изделия из неодимового стекла

Изделия из неодимового стекла (фото 56)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 57)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 58)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 59)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 60)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 61)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 62)

Продукция небольшого, но богатого ассортиментом заводского магазинчика

Продукция небольшого, но богатого ассортиментом заводского магазинчика (фото 63)

И это тоже продаётся

И это тоже продаётся (фото 64)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 65)
 
Музеи стекла и хрусталя в Гусь-Хрустальном (фото 66)

А этот букет для тех, кто всё-таки дождался окончания моего фоторепортажа. Это мой любимый и, пожалуй, самый необычный экспонат музея хрусталя - стеклянный букет середины 19 века, выполненный в гутной технике; высота его 64 см.
Экскурсоводы рассказывают о нём вот такую удивительную историю. У стеклянных дел мастера Разумея Васильева тяжело заболела любимая дочка. И тогда, чтобы порадовать её хоть чем-то он пошё к управляющему и попросил разрешить ему из остатков стекла сделать подарок для дочки. Разрешение было получено, и мастер за одну ночь изготовил этот букет.
Дочка была счастлива и, конечно же, выздоровела.

А этот букет для тех, кто всё-таки дождался окончания моего фоторепортажа. Это мой любимый и, пожалуй,  самый необычный экспонат музея хрусталя - стеклянный букет середины 19 века, выполненный в гутной технике; высота его 64 см. 
Экскурсоводы рассказывают о нём вот такую удивительную историю. У стеклянных дел мастера Разумея Васильева тяжело заболела любимая дочка. И тогда, чтобы порадовать её хоть чем-то он пошё к управляющему и попросил разрешить ему из остатков стекла сделать подарок для дочки. Разрешение было получено, и мастер за одну ночь изготовил этот букет. 
Дочка была счастлива и, конечно же, выздоровела.  (фото 67)

При написании материала использовалась информации из книги "Очерки истории Мещерского края" серии "Малые города России".

Литтана

бравоОчень интересный фоторепортаж,а красота - сказочная!!! Спасибо!..цветы

КотМяу

Я ещё не всё загрузила... Зайдите через полчасика, пожалуйста.

фелта

С детства мечтала посетить музей стекла.(Прочитала книгу Стеклянная река). К сожалению , жизнь проходит ,а так и не удалось увидеть вживую.Я очень благодарна Вам за экскурсию. Такие удивительные изделия производят наши мастера, порой дух захватывает! Еще раз спасибо !цветы

КотМяу

Сейчас гружу продолжение. Загляните, пожалуйста, ещё раз минут через 20-30.

Imenno

Свет!!! Столько информации!!!!  супер! Читала с интересом, (хоть и ничего не запомнила) но это нормально для меня...хихикает

а красоты сколько!!!!!!!браво

КотМяу

Спасибо, Наташка-торопыжка! Загружаю последнюю фотку (интересную!), загляни ещё раз попозже.

Imenno

Эт хорошо, что ты меня пинком назад...смеюсь...блин, столько б красоты пропустила...Но котыыыыыыы!!!!!!умираю от смеха в аквариуме....умираю от смеха...

Ты это всё сама видала???? Завидую!!!!! смущаюсь

КотМяу

грустноСкажешь тоже "пинком под зад"... Прям я какая-то бяка что ли? смущаюсьА ты заметила (там может не очень хорошо видно...), что в аквариуме живут не только коты, но и стеклянные рыбки, осьминожки и даже пузыри в нём тоже стеклянные!!! А котов таких я себе, конечно, прикупила.

Да, музеи в этом городе впечатляющие, конечно! А ещё там есть маааааленький такой музей гуся. Экспонатов там пока немного, но всё равно интересно. Но это уже тема для отдельного разговора.

Imenno

хихикает Светуль!!! Ты не бяка!!!!цветы А меня сейчас только пинками надо, а то "потерялася я"... смеюсь

А рыб то видала, конечно....Я ж не зря про аквариум то пробурчала...

Работы там вообще, обалденные!!! И гуся из музея гуся тож хочу поглядеть. Буду ждать очередной репортаж!!!записываюфото...

Коты классные небось, а? Вблизи та...подмигиваю

КотМяу

А меня в этом аквариуме, как ни странно, больше всех (ну, после котов, конечно) впечатлили стеклянные пузыри... А фигурки там вообще все классные, не только коты, но и вообще всякие: драконы, волки, лисы, ежики, собаки и т.д.

А про музей гуся я готовила материал в один журнальчик, но он не успел выйти, журнал "благополучно" закрылся... Насчёт, фоторепортажа - не знаю. Там очень мало фотографий, потому что мало экспонатов, и они все за стеклом - бликуют. Если только сделать такой маааленький фоторепортаж и мой текст добавить, который для журнала...

Imenno

Свет!!! Любой!!!! Маленький, большой!!!! Любооооооой!!!! Ты же знаешь, народ у нас охоч до всяких экскурсий, зрелищ, и интересностей!! Знай рассказывай и показывай!!!

КотМяу

думаюБудем подумать...

lubasik

Светочка, спасибо тебе за экскурсию и за информацию! Как потрясающе красиво! Изделия из стекла потрясающи! О чень меня впечатлили колонны из лабрадорита в Георгиевском соборе! Красотища!браво

КотМяу

Любаш, это спасибо Наташе Ишуниной за то, что вдохновила меня на этот фоторепортаж. Это ж по её просьбе я сделала...

А колонны действительно потрясающие, ты права. Да и само здание Георгиевского собора впечатляет.

Литтана

Сколько ещё красоты!.. Собачки смешные на фото 47(кстати тема близка,собираюсь выложить собачек...не таких,конечнохихикает...и всё же...),очень понравилось панно на фото 59 и сильное впечатление от крокодила(фото 48) -подмигиваю. Ну и последний букет,конечно - с историей...цветыцветыцветы

КотМяу

Да, Наташ, хорошо, что зашла ещё раз. Собачки стеклянные вообще классные, такие продаются и заводском магазинчике. Крокодил - музейный, огромный! А панно на фото 59 - это простая (ну, не совсем простая, конечно!) настенная тарелка. Такие тоже продавались в магазине. Красоты, конечно, оооочень много.

А что за собачки? Ждём, ждём...

 

лариса88

Светик, спасибо за красоту! Сколько ее - не пересчитать! На каждом фото - шедевры!

КотМяу

Ларисочка, я рада тебе! Да, красоты там столько, что хватит впечатлений надолго!

лариса88

Взаимно! Дачу уже закрыла на зиму?

КотМяу

Да нет! Мы дачный сезон вообще не закрываем, зимой только пореже ездим. Домик у нас хоть и не капитальный, но печка есть - спасает зимой. У меня муж - фанат дачи. Говорит: "Я в Москве задыхаюсь, а там хоть отдышаться можно!" Вот и старается при любой возможности - на дачу. А один, конечно же не ездит, только со мной...

лариса88

Подать, принять, это понятно.

КотМяу

смеюсьТочно, я там у него в качестве золотой рыбки - на посылках! Желания исполняю...

Олечка Петровночка

супер!благодарюСпасибо большое, за такую интересную, сказочную экскурсию!!!

КотМяу

Спасибо вам, Олечка Петровночка! А я с удовольствием с вами походила по экскурсиям: на фонтаны своего родного полюбовалась и к вам в Химки заглянула... Интересно!

Наталья Ишунина

Света,огромное спасибо за полученное удовольствие! Красота необыкновенная. Удовольствие не только от увиденной красоты, но и от твоего рассказа. Узнала много интересного. Потрясающая красота. СПАСИБО ТЕБЕ ОГРОМНОЕ!!! Утащила в избранное буду смотреть и смотреть!

КотМяу

Это тебе мой подарок, землячка! На досуге почитай информацию: ведь "великая стекольная империя" началась со старшего Мальцова, который был из рыльских сотников... 

Наталья Ишунина

Светочка,спасибо большое! Я тронута!

Я прочитала эту информацию... и не очень поняла, хотела переспросить, ты опередила! Приятно! Вообще Рыльск был очень крутой город. Все таки граница...там такие шикарные ярмарки устраивались. Очень зажиточные купцы. Вот еще, оказывается, знаменитый рыльчанин!

Шелкопряд

Вот меня от этой красоты не оттащить было бы. Мне бы одного посещения было мало, чтобы всё рассмотреть. Спасибо за хрустальную сказку!

КотМяу

Так со мной было примерно то же самое... Ходила и пищала от восторга, пока музей не закрылся. После этого поняла, что надо приехать сюда ещё. И приехала, через год. Было это года два назад. А теперь опять хочу в Гусь-Хрустальный...

А как вы замечательно сказали: "хрустальная сказка"! Отличный заголовок для этого фоторепортажа.  

svetlanasizikova

Света!!!!! Какая красота!!!!! А я вся в работе! С детьми делала работы на конкурс, да выставляла их. Времени совсем не было, собирались в классе и творили!!! Увидела, что у тебя много интересного появилось, обязательно загляну (только постепенно)....

И огромное спасибо за поздравление к празднику, очень приятно!!!  благодарю

КотМяу

Да я видела, какие вы обложечки симпатичные делали... Победы вам в конкурсе!

svetlanasizikova

Ой, обложки-то симпатичные, дети старались, конечно же. А вот что до победы.......  уж и не знаю, решать тем, кто конкурс

проводит. Но спасибо за веру в нас. Если не мечтать о победе, так и совсем участвовать не нужно. Верно ведь? Но всегда кто-то делает лучше,

у кого-то может получаться хуже . 

Главное - участие!

ksenia51

Светланка, красота то какая, мне зонтик, лодки, живность всякая и многое другое так понравились, спасибо что не пожалела времени на репортаж!!!

КотМяу

Ой, Оксан, как ты права про время... Грузила его почти целый день, а  вторую часть вообще загружала дважды - на посленей фотографии всё гикнулось поначалу. Замучилась - ужас! А ещё несколько дней готовила - тексты писала, фотки подбирала, уменьшала... Но эта красота того стоит, конечно...

Пчелка Майя 1969

Свет Спасибо за возможность полюбоватся на такую Красоту.супер!

КотМяу

Галюнь, спасибо, что заглянула сюда. Конечно, в этом городе есть, что посмотреть.

Hani

очаровательно! все так красиво! последнее фото -супер!

КотМяу

Действительно, красота необыкновенная. Жаль, что фото не передаёт реальную красоту этих изделий, особенно - последнего букета с историей...

Carol

Светлана, репортаж замечательный. Спасибо, что Вы поделились с нами такой красотой. Только Вам опечатку надо исправить в самом начале - Вы  пишете про 17 век и царя Алексея Михайловича, а указываете 1868 год. Извините.

КотМяу

Спасибо вам, что заглянули на репортаж и ещё больше спасибо за замечание - это банальная опечатка, но очень досадная, конечно же. Я уже всё исправила: понятно, что речь идёт о 1668 годе!

гость

 В Гусь-Хрустальном в июне 2011 г. открылся муниципальный историко-художественный музей. Работают экспозиции: "История Гусь-Хрустального", "Каменная летопись Мещёры", "Музей Гуся", Выставочный зал со сменными экспозициями. В настоящее время  открыта уникальная фотовыставка "Неизвестный Солженицын", с демонстрациекй более ста фотографий со слайдов А.И. Солженицына и его первой жены - Н.А. Решетовской (в полном цвете) начала 60-х г.г. !

КотМяу

жму рукуОгромное спасибо за информацию. Теперь обязательно надо съездить туда ещё раз!

гость

Большое спасибо! Слава Богу, что постепенно интерес к Российской истории и глубинке снова возрождается. Гусь-Хрустальный сегодня переживает очень трудный период. Закрылся знаменитый Хрустальный завод, многие горожане пребывают в пессимизме. Однако, в это же время бурно развиваются искусства, Детская школа искусств является одной из лучших в регионе и в России. Совсем недавно ей было присвоено имя Балакирева. Художники - стекольщики Гуся-Хрустального по всей России оформляют музеи. В 2011г. закончили оформление Московского планетария, который восстанавливали буквально с нуля. В городе активно функционирует более 25 больших, средних и малых производств. Основная их часть связана со стеклоделием,  а два завода "Гусар" и "Армагус" являются ведущими производителями винтелей и задвижек для Газовой и нефтяной промышленности. Наконец -то в Гусе открылся городской музей. То, что показано в музее Хрусталя - далеко не всё, что можно посмотреть интересного. Городской музей начался с открытия Выставочного зала и Музея Гуся с Каменной летописью Мещёры. Я думаю - это правильно. 

КотМяу

Большое вам спасибо за дополнение к моему фоторепортажу!!! благодарюВы из Гусь Хрустального? 

гость

Да, я живу в Гусе.

КотМяу

А почему не хотите зарегистрироваться на сайте? У нас тут интересно!да