Автор(ы) | Галина Куликова и Татьяна Шеина |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | МБОУ "Коммунарская СОШ №2", город Коммунар, Ленинградская область |
Материалы | горох, чечевица |
Тема работы | 19 мая |
19 мая — Иов Огуречник, Горошник, Росенник
На Иова Огуречника большая роса и ясный день обещали хороший урожай огурцов, проросшие семена которых высаживали в гряды, если, конечно, не существовало угрозы возврата холодов.
Впрочем, в некоторых областях России, словно памятуя о пословице: «Сей бобы и горох, тогда и огурец будет неплох», этот день считали именинами Иова Горошника, начиная сажать горох и приглашая на свои огороды соседей: «Приходи работать на белые горохи, ведь они не грибы, не посеешь — не взойдут». А «кто горох сеет — год от года богатеет». «От гороха проку много. И кабы не прошлогодний мороз, он бы тын перерос, до неба дорос и добро принес».
Кипела, спорилась работа под озорные шутки деревенских хозяек, весело приговаривающих: «Сею, сею горох, уродится он и крупен, и бел, и сам тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье». «Горох да репа животам не крепа», «Горох да девка — завидное дело: кто не пройдет — всяк щипнет».
Впрочем, не только огуречной да гороховой страдой был Иов отмечен, главной приметой этого майского дня были росы, оттого его еще и Росенником звали.
Горох
- стручковое растение, используемое в обрядовой практике. Считалось, что ГОРОХ (его зерна, стручки и ботва) способствуют урожаю в поле, плодовитости скота и всеобщему процветанию в хозяйстве. Поэтому, когда горох созревал, в северорусских селах устраивали праздники чествования гороха — “Горохов день”, “Горох”, совпадающий с праздником св. Спаса. В этот день в поле рвали горох и с поздравлениями угощали друг друга.
У западных славян специальное блюдо из набухшего и обжаренного гороха готовилось в Великий пост. Это кушанье, называемое “пучалка”, употребляли в пищу во время исполнения обряда потопления чучела Смерти. В Польше фигуру Смерти часто делали из гороховой соломы. Участники обрядовых обходов на святки, масленицу, пятую неделю Великого поста также рядились в гороховую солому.
Горох играл большую роль в ритуалах, связанных с браком и обеспечением деторождения. У поляков горох был основным свадебным блюдом. Участники свадьбы даже исполняли танец с миской гороха в руках. Чехи обсыпали им невесту и по застрявшим в платье зернам гадали о количестве будущих детей. В русской свадьбе молодых стегали гороховыми плетями при входе в дом после венчания. У славян известны сказочные мотивы о рождении богатыря по имени “Покатигорошек” из горохового зерна, которое проглотила мать-царица.
В народной медицине горох употребляли в основном для того, чтобы избавиться от кожных заболеваний. Бородавки, лишаи, мозоли, рожу лечили, прикасаясь к пораженным местам горошиной, после чего ее бросали в печь, в колодец.
Легенды о происхождении гороха связывают его со слезами Адама и Богородицы когда изгнанный из рая Адам первый раз пахал землю, то плакал, и там, где падали его слезы, вырос горох. По другой версии, когда Бог наказал людей за их грехи голодом, Богоматерь плакала, и ее слезы превращались в горох.
И правда, все как братья)))
Забавно!
Спасибо!
Какие веселые и потешные горошинки! Они, и вправду, похожи на рожицы маленьких человечков!
Спасибо!