Шкатулка. Мезенская роспись.

Бумажная радуга ремёсел
2 местоНаградные документы
Работа заняла
2 место
В избранных: 27
В избранных: 27
В избранных: 27
В избранных: 27

Поделиться:

Автор(ы) Корнеева Ольга Юрьевна
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение поселок Старый городок Одинцовского района МО
Материалы Бумага для акварели, цветная бумага, скотч, клей, гелевая черная ручка.

Мезенская роспись - один из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Мезенская роспись - один из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались. (фото 1)

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Республики Коми, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов“. Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.
Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). С.К.Жегалова отмечала поразительное сходство с открытыми в середине XX века наскальными рисунками Заонежья. Любопытно, что, несмотря на ярко выраженную абстрактность изображения животных в этой росписи, дети, даже пятилетние, воспринимают ее очень легко и всегда охотно повторяют. Может быть, и верна теория “наскальности”?

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью  Республики Коми, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов“. Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.
Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). С.К.Жегалова отмечала поразительное сходство с открытыми в середине XX века наскальными рисунками Заонежья. Любопытно, что, несмотря на ярко выраженную абстрактность изображения животных в этой росписи, дети, даже пятилетние, воспринимают ее очень легко и всегда охотно повторяют. Может быть, и верна теория “наскальности”? (фото 2)

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный.
Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, что указывает на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Чтобы повторить "роспись" я использовала бумагу трех цветов: красную, черную и белую. Кроме того в работе мне понадобилась плотная бумага для акварели, из которой я сделала коробочку с крышкой(подобие шкатулки), ножницы, резак для ткани/бумаги, тонкий двухсторонний скотч, клей-карандаш, черная гелевая ручка. Моя шкатулочка маленькая, чуть больше 8 см по длинной стороне. Все полосочки, птица, клетки, солнышки и т.п. вырезаны из бумаги. Черной гелевой ручкой я нарисовала только на крышке завиточки и звездочки. Для изображения геометрического рисунка на бортиках коробочки я наклеивала полоски разного цвета и толщины. Сначала я набросала мотив с изображением оленя (на листочке внизу слева), а в процессе работы все перевернулось и вышла птица.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный. 
Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, что указывает на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. 
Чтобы повторить "роспись" я использовала бумагу трех цветов: красную, черную и белую. Кроме того в работе мне понадобилась плотная бумага для акварели, из которой я сделала коробочку с крышкой(подобие шкатулки), ножницы, резак для ткани/бумаги, тонкий двухсторонний скотч, клей-карандаш, черная гелевая ручка. Моя шкатулочка маленькая, чуть больше 8 см по длинной стороне. Все полосочки, птица, клетки, солнышки и т.п. вырезаны из бумаги. Черной гелевой ручкой я нарисовала только на крышке завиточки  и звездочки. Для изображения геометрического рисунка на бортиках коробочки я наклеивала полоски разного цвета и толщины. Сначала я набросала мотив с изображением оленя (на листочке внизу слева), а в процессе работы все перевернулось и вышла птица. (фото 3)

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
У меня летящая птица добра, тепла, света! Как-то так!

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево. 
У меня летящая птица добра, тепла, света! Как-то так!  (фото 4)

Символика узора 

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. 

 

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. 

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений. 

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира. 

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия. 

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. 

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.

Можно бесконечно долго рассказывать об этом древнем промысле. Надеюсь Вам, как и мне, было интересно узнать об истоках этого мастерства, основных особенностях. Я очень рада, что стала участником конкурса "Бумажная радуга ремесел" и смогла прикоснуться к истории, при помощи других техник повторить работы мастеров. Это интересное и увлекательное занятие. Конечно изображенные мною символы не соответствуют действительности, мне хотелось лишь передать основное начало, суть этого ремесла, показать красоту и необычность этих рисунков. Ремесла сейчас незаслуженно забываются.

Источники, используемые в работе: 

http://dekor.nm.ru/Mezen/Mezen.htm

http://www.perunica.ru/tradicii/937-mezenskaya-rospis-simvolika-uzora-yelementy.html

http://severrospis.blogspot.ru/p/blog-page_17.html

Приморская Лилия

Очень интересно! Красивая роспись!

Olich Корнеева Ольга

Благодарю! 

isla

Оль, ну ты прям Марья-искусница!!! Очень содержательный и интересный рассказ. Я как-то тоже нашла инфу по мезенской росписи, довольно таки интересно! Удачи в конкурсе!!!цветы

Olich Корнеева Ольга

Ириш, спасибо большое!

Маруся Волчесуйте

Красота!!! И рассказ очень интересный!

Olich Корнеева Ольга

Спасибо, Маруся!

ЛеночкаТ

Оленька! Умница!!! Замечательная  шкатулочка   получилась!И  рассказала  все  очень  интересно!!!!

Olich Корнеева Ольга

Леночка, спасибо!

lubasik

Какой чудесный пост! С удовольствием почитала и просмотрела - очень интересно! Оль, а шкатулочка очень мила и красива!супер!браво

Olich Корнеева Ольга

Любочка, благодарю!

ДиМа-К

0_391ad_88dd9142_m.png

Olich Корнеева Ольга

Спасибо!

Natalek70

Ну Ольчик, за тобой не угнаться....когда ты все успеваешь????????думаю  Умничка, очень красивая получилась роспись!!!!!супер!  Спасибо, что так интересно про нее рассказала!!!!!благодарю  Удачи!!!!!цветы

Olich Корнеева Ольга

Наташенька, спасибо!

Евгения Виленская

Спасибо за интересный рассказ ,я мало что знаю о Мезенской росписи и поэтому с удовольствием прочитала. А шкатулочка какая хорошенькая получилась!!!!!!!!!

Olich Корнеева Ольга

Евгения, Спасибо. Пару дней назад я и сама не знала о мезенской росписи. Век живи-век учись. Идея конкурса замечательная!

Анна Базулина

Получилось очень мило.супер!

Olich Корнеева Ольга

Анна, благодарю!

Сифирия

Ого! Оля, как красиво и познавательно! Ты в меня вдохнула струю вдохновения на новые работы к конкурсу! Очень понравилась шкатулочка!

Olich Корнеева Ольга

Вика, спасибо! Знакомое чувство, я тоже как увидела твои игрушки "глиняные", сразу появилось желание что-то смастерить! 

?Любовь Мордкович?

Такого рода темы и работы здесь в СМ нужны!супер!Интересно!Молодец!

Olich Корнеева Ольга

Люба, спасибо!

Белова Светлана

Чистая работа!!! Приятно посмотреть Мезенскую роспись в бумажном исполнении!!!

Olich Корнеева Ольга

Светлана, спасибо!

Приветик

ой-ёй-ёй!! как здорово! Мне тоже мезенская роспись нравится! Я даже птичку рисовать научиласьхихикает Оля! работа замечательнаябраво

Olich Корнеева Ольга

Спасибо! А меня так впечатлили сказочные лошади и олени, они волшебные, но в итоге у меня тоже птичка вышла :)

Наталья Плиско

О, какая знакомая роспись!!! Твоя работа, Оля, получилась очень правдоподобной, удачи!!!

Olich Корнеева Ольга

Хех, так всю ночь "рисовала". Спасибо!

Наталья Плиско

Оля, поздравляю с "серебром"!!! Собирайся на "Бумпром"!!! ура!

Olich Корнеева Ольга

Стихами заговорила - спасибо!

Наталья Плиско

Прикольно, это у меня случайно вышло)))))) хихикает

Вера Л.

Ювелирная работа!браво

Olich Корнеева Ольга

Спасибо, наверное, проще было бы ножом вырезать. Но ножом у меня не получается, поэтому я с ножницами пыхтела :)

Ирина Фирсова

Очень красиво!!!СУПЕР!!!бравобравоцветы

Olich Корнеева Ольга

Благодарю!