Автор(ы) | Корнеева Ольга Юрьевна |
Возраст | старше 16 лет |
Учебное заведение | поселок Старый городок Одинцовского района МО |
Материалы | Бумага для акварели, цветная бумага, скотч, клей, гелевая черная ручка. |
Мезенская роспись - один из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры. Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Республики Коми, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов“. Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.
Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). С.К.Жегалова отмечала поразительное сходство с открытыми в середине XX века наскальными рисунками Заонежья. Любопытно, что, несмотря на ярко выраженную абстрактность изображения животных в этой росписи, дети, даже пятилетние, воспринимают ее очень легко и всегда охотно повторяют. Может быть, и верна теория “наскальности”?

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный.
Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, что указывает на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Чтобы повторить "роспись" я использовала бумагу трех цветов: красную, черную и белую. Кроме того в работе мне понадобилась плотная бумага для акварели, из которой я сделала коробочку с крышкой(подобие шкатулки), ножницы, резак для ткани/бумаги, тонкий двухсторонний скотч, клей-карандаш, черная гелевая ручка. Моя шкатулочка маленькая, чуть больше 8 см по длинной стороне. Все полосочки, птица, клетки, солнышки и т.п. вырезаны из бумаги. Черной гелевой ручкой я нарисовала только на крышке завиточки и звездочки. Для изображения геометрического рисунка на бортиках коробочки я наклеивала полоски разного цвета и толщины. Сначала я набросала мотив с изображением оленя (на листочке внизу слева), а в процессе работы все перевернулось и вышла птица.

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
У меня летящая птица добра, тепла, света! Как-то так!

Символика узора
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия.
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Можно бесконечно долго рассказывать об этом древнем промысле. Надеюсь Вам, как и мне, было интересно узнать об истоках этого мастерства, основных особенностях. Я очень рада, что стала участником конкурса "Бумажная радуга ремесел" и смогла прикоснуться к истории, при помощи других техник повторить работы мастеров. Это интересное и увлекательное занятие. Конечно изображенные мною символы не соответствуют действительности, мне хотелось лишь передать основное начало, суть этого ремесла, показать красоту и необычность этих рисунков. Ремесла сейчас незаслуженно забываются.
Источники, используемые в работе:
http://dekor.nm.ru/Mezen/Mezen.htm
http://www.perunica.ru/tradicii/937-mezenskaya-rospis-simvolika-uzora-yelementy.html
Очень интересно! Красивая роспись!
Благодарю!
Оль, ну ты прям Марья-искусница!!! Очень содержательный и интересный рассказ. Я как-то тоже нашла инфу по мезенской росписи, довольно таки интересно! Удачи в конкурсе!!!
Ириш, спасибо большое!
Красота!!! И рассказ очень интересный!
Спасибо, Маруся!
Оленька! Умница!!! Замечательная шкатулочка получилась!И рассказала все очень интересно!!!!
Леночка, спасибо!
Какой чудесный пост! С удовольствием почитала и просмотрела - очень интересно! Оль, а шкатулочка очень мила и красива!

Любочка, благодарю!
Спасибо!
Ну Ольчик, за тобой не угнаться....когда ты все успеваешь????????
Умничка, очень красивая получилась роспись!!!!!
Спасибо, что так интересно про нее рассказала!!!!!
Удачи!!!!!
Наташенька, спасибо!
Спасибо за интересный рассказ ,я мало что знаю о Мезенской росписи и поэтому с удовольствием прочитала. А шкатулочка какая хорошенькая получилась!!!!!!!!!
Евгения, Спасибо. Пару дней назад я и сама не знала о мезенской росписи. Век живи-век учись. Идея конкурса замечательная!
Получилось очень мило.
Анна, благодарю!
Ого! Оля, как красиво и познавательно! Ты в меня вдохнула струю вдохновения на новые работы к конкурсу! Очень понравилась шкатулочка!
Вика, спасибо! Знакомое чувство, я тоже как увидела твои игрушки "глиняные", сразу появилось желание что-то смастерить!
Такого рода темы и работы здесь в СМ нужны!
Интересно!Молодец!
Люба, спасибо!
Чистая работа!!! Приятно посмотреть Мезенскую роспись в бумажном исполнении!!!
Светлана, спасибо!
ой-ёй-ёй!! как здорово! Мне тоже мезенская роспись нравится! Я даже птичку рисовать научилась
Оля! работа замечательная
Спасибо! А меня так впечатлили сказочные лошади и олени, они волшебные, но в итоге у меня тоже птичка вышла :)
О, какая знакомая роспись!!! Твоя работа, Оля, получилась очень правдоподобной, удачи!!!
Хех, так всю ночь "рисовала". Спасибо!
Оля, поздравляю с "серебром"!!! Собирайся на "Бумпром"!!!
Стихами заговорила - спасибо!
Прикольно, это у меня случайно вышло))))))
Ювелирная работа!
Спасибо, наверное, проще было бы ножом вырезать. Но ножом у меня не получается, поэтому я с ножницами пыхтела :)
Очень красиво!!!СУПЕР!!!


Благодарю!