Конаковский фаянс

Бумажная радуга ремёсел
2 местоНаградные документы
Работа заняла
2 место
В избранных: 4

Поделиться:

Автор(ы) Лобачёва Софья (дошкольница- 5 лет)
Возраст 5—7 лет
Учебное заведение МБДОУ детский сад №6 г.Конаково
Материалы ибумажные контейнера из под яиц , вода, клея ПВА, гуашь, лак для бумаги и хорошее настроение
Педагог Подножкина Наталья Эдуардовна

Конаковский фаянс. Русский фаянс и фарфор......Фигурка "Жирафика"....Из истории Конаковского фаянса : статуэтку Жирафика в 70-х годах прошлого века, советский дипломат взял на приём к Английской королеве ....она заинтересовалась, он рассказал о заводе и подарил этого Жирафика....Однажды, как то в одном интервью, она обмолвилась, что самым тёплым предметом в её кабинете является этот русский Жирафик......И вся Европа захотела этого Жирафика , как у королевы....Эту фигурку выполняют и сегодня в Конаково...

Конаковский фаянс. Русский фаянс и фарфор......Фигурка  "Жирафика"....Из истории Конаковского фаянса :  статуэтку Жирафика в 70-х годах прошлого века, советский дипломат взял на приём к Английской королеве ....она заинтересовалась, он рассказал о заводе и подарил этого Жирафика....Однажды, как то в одном интервью,  она обмолвилась, что самым тёплым предметом в её кабинете является этот русский Жирафик......И вся Европа захотела этого Жирафика  , как у королевы....Эту фигурку выполняют и сегодня в Конаково... (фото 1)

Для изготовления фигурки было педагогом сделано бумажное тесто (из бумажных контейнеров из под яиц, воды и клея ПВА)....Последовательность и техника приготовления бумажного теста я думаю всем известна, или можно найти на сайте мастеров ....).. Сонечка с большим удовольствием и интересом работала над фигуркой... Фигурка Жирафика была вылеплена по схеме-картинке , затем придана сушке...Шли дни, Жирафик сушился при комнатной температуре на подоконнике ....Софья с нетерпением ждала следующий этап...

Для изготовления фигурки было педагогом сделано бумажное тесто (из бумажных контейнеров из под яиц, воды и клея ПВА)....Последовательность и  техника приготовления  бумажного  теста я думаю всем известна, или можно найти на сайте мастеров ....).. Сонечка с большим удовольствием и интересом работала над фигуркой... Фигурка Жирафика  была вылеплена по схеме-картинке , затем придана сушке...Шли дни, Жирафик сушился при комнатной температуре на подоконнике ....Софья с  нетерпением ждала следующий этап... (фото 2)

...Следующий этап Софьи был ещё интересней, когда серая фигурка на её глазах стала превращаться в сказочного Жирафика.....Раскрашивала Соня гуашью, цвет подбирала , как у подлинной статуэтки Жирафика, а вот лаком покрывал педагог (по техники безопасности)....

...Следующий этап Софьи был ещё интересней, когда  серая фигурка на её глазах стала превращаться  в сказочного Жирафика.....Раскрашивала Соня гуашью, цвет подбирала , как у подлинной  статуэтки  Жирафика, а вот лаком  покрывал педагог (по техники безопасности).... (фото 3)

.....Вот и результат работы. Сонечкин Жирафик.

.....Вот и результат  работы.   Сонечкин Жирафик. (фото 4)

А вот эта фигурка Жирафика - Конаковского фаянсового завода.

А  вот эта фигурка  Жирафика - Конаковского фаянсового завода. (фото 5)

Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина, крупный фаянсовый завод, один из старейших в бывшем СССР. Свой рассказ об истории ЗиК, о судьбе фаянсово - эмалевого иконостаса, за который М.С. Кузнецов получил Гран-При Всемирной выставки в Париже в 1900 году, почему фабрикант клеймил продукцию своих заводов Государственным гербом России и т.д. я поведала в конкурсной работе «День краеведения» https://podjem-tal.ru/node/422778?k=all&u=129736 ...

28 апреля 2012 г. В Конакове в межпоселенческой центральной библиотеке был открыт музей. (http://www.konakovobiblioteka.ru –сайт библиотеки) Создатели музея хотят сохранить для жителей города память о существовавшем с 1809 года предприятии - Конаковском фаянсовом заводе, о художниках, работавших здесь..... Их шедевры, созданные в разные периоды существования завода стали экспонатами этого музея.....

Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина, крупный фаянсовый завод, один из старейших в бывшем СССР. Свой рассказ об истории ЗиК, о  судьбе фаянсово - эмалевого иконостаса, за который М.С. Кузнецов получил Гран-При Всемирной выставки в Париже в 1900 году, почему  фабрикант клеймил продукцию своих заводов Государственным гербом России  и т.д. я поведала в конкурсной работе «День краеведения» https://podjem-tal.ru/node/422778?k=all&u=129736 ...
          
          28 апреля 2012 г. В Конакове в межпоселенческой центральной библиотеке был открыт музей. (http://www.konakovobiblioteka.ru –сайт библиотеки) Создатели музея хотят сохранить для жителей города память о существовавшем с 1809 года предприятии - Конаковском фаянсовом заводе, о художниках, работавших здесь..... Их шедевры, созданные в разные периоды существования завода стали экспонатами этого музея..... 
 (фото 6)

.........Музей является структурным подразделением библиотеки. Музейная коллекция принадлежит частному лицу. В дальнейшем ее владелец – коллекционер Ольга планирует передать её государству. Экпозиция показывает историю конаковского фаянса по этапам развития. Сейчас в ней более 300 изделий.Это антикварный кузнецовский фаянс, изделия советского периода, авторские работы последних лет. Среди них немало уникальных шедевров: получавшая Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году скульптура И.Фрих-Хара «Пушкин на диване», «Эпроновец» И.Чайкова, редчайшие авторские экземпляры «Оксаны с зеркалом» М.Холодной и «Цыганки» В. Филянской, «Охота на мамонта» Г. Садикова, получившая Серебряную медаль в 1962 году на международной выставке в Праге др.

.........Музей является структурным подразделением библиотеки. Музейная коллекция принадлежит частному лицу. В дальнейшем ее владелец – коллекционер Ольга планирует передать её государству. Экпозиция показывает историю конаковского фаянса по этапам развития. Сейчас в ней более 300 изделий.Это антикварный кузнецовский фаянс, изделия советского периода, авторские работы последних лет. Среди них немало уникальных шедевров: получавшая Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году скульптура И.Фрих-Хара «Пушкин на диване», «Эпроновец» И.Чайкова, редчайшие авторские экземпляры «Оксаны с зеркалом» М.Холодной и «Цыганки» В. Филянской, «Охота на мамонта» Г. Садикова, получившая Серебряную медаль в 1962 году на международной выставке в Праге др.
 (фото 7)

......Многие произведения, присутствующие в музее «Конаковский Фаянс», находятся также и в фондах Русского музея, Государственного исторического музея, Государственного музея керамики в Кусково и других музеях страны: «Дон Кихот» Е.Гуревич, «Кошка на шаре» И.Ефимова, «Жирафёнок» В.Сергеева, скульптуры П.Кожина, Ш. Шуквани, работы А.Хихеевой, В. Шинкаренко, Беляковых, Г.Куприянова, А.Казанкова. Самой популярной достопримечательностью нашего города долгие годы был Кабинет ассортиментных образцов Конаковского фаянсового завода, который в народе называли музеем. С тех пор, как он покинул пределы нашего города, жители города не переставали жалеть об этом. Подрастающее поколение о заводе, его продукции знает только понаслышке. Благодаря предпринимателю Ольге Юрьевне Ярцевой и её уникальной коллекции, мы имеем возможность вспомнить историю нашего края, сохранить для будущих поколений память о людях, составивших его славу и гордость. Музей открыт для посещений.

......Многие произведения, присутствующие в музее «Конаковский Фаянс», находятся также и в фондах Русского музея, Государственного исторического музея, Государственного музея керамики в Кусково и других музеях страны: «Дон Кихот» Е.Гуревич, «Кошка на шаре» И.Ефимова, «Жирафёнок» В.Сергеева, скульптуры П.Кожина, Ш. Шуквани, работы А.Хихеевой, В. Шинкаренко, Беляковых, Г.Куприянова, А.Казанкова. Самой популярной достопримечательностью нашего города долгие годы был Кабинет ассортиментных образцов Конаковского фаянсового завода, который в народе называли музеем. С тех пор, как он покинул пределы нашего города, жители города не переставали жалеть об этом. Подрастающее поколение о заводе, его продукции знает только понаслышке. Благодаря предпринимателю Ольге Юрьевне Ярцевой и её уникальной коллекции, мы имеем возможность вспомнить историю нашего края, сохранить для будущих поколений память о людях, составивших его славу и гордость. Музей открыт для посещений.  (фото 8)

     

Подробно о Конаковском фаянсе  Вы можете узнать из Лит.:Салтыков А. Б., Избранные труды, М., 1962, с. 425—426; Степанян Н., Конаковский фаянс, «Декоративное искусство СССР», 1965, № 1.  «Русский фаянс и фарфор. Империя Кузнецовых и Конаково». Из частного собрания./[Цуренко И.Г., Насонова И.С., Насонов С.М.].- М.: Изд. «Среди коллекционеров», 2010.- 510 с., 1000 экз.

Первый раздел - «Фарфоровые и фаянсовые изделия заводов Кузнецовых» и «Конаковский фаянс» содержит 224 фотографии изделий, сгруппированных по темам: "Жантильные сцены или нескромные сюжеты", "Дети. Мир детских забав", "Сцены городской и сельской жизни", "Вазы, кашпо, фруктовницы, подсвечники", "Декоративные тарелки, блюда, сухарницы, подносы, сырные доски", "Столовые кувшины, кружки обыкновенные и с секретом, сливочники", "Масленицы и сахарницы", "Табачницы, фигурные шкатулки, сигарницы, пепельницы, кабинетные приборы". Отдельно представлен фаянс одного из крупнейших керамических предприятий СССР - Конаковского завода. Его продукция была хорошо известна в советские годы и с успехом демонстрировалась на международных выставках; в настоящее время "старое Конаково" - желанная находка для коллекционеров.У каждого предмета- фигуры, многофигурной композиции или предмета утвари, опубликованной в издании, составителями проставлена редкость условным обозначением - звездочкой от 1 до 3, где *** - самые редкие. В основе оценки – многолетний опыт И.Г.Цуренко и торговый опыт московских и питерских антикваров.

  Во втором (текстовом) разделе опубликована «История предприятий»фарфоро – фаянсовой империи Кузнецовых, насчитывавшей 14 заводов и фабрик; в разделе «Бывшие заводы Кузнецовых. Советский период»показан советский этап развития национализированных фабрик. Справки о предприятиях даны в хронологической последовательности. О большинстве из них приведены следующие сведения: название, месторасположение с учетом территориальных и административных изменений; год и место основания; имена ведущих скульпторов и художников; указаны виды выпускаемых изделий, используемых материалов, характер декора и др. Каждый блок с описанием рассматривался авторами как самостоятельная справка о том, или ином заводе, что позволяет оперативно находить информацию.  В таблицах "Марки фарфора, фаянса и майолики" приведено более 200 образцов фабричных клейм предметов, хранящихся в музейных и частных собраниях. Более 20 торговых знаков публикуются впервые. 

В справочной части дан "Список опубликованных произведений", где содержится исчерпывающая информация об изделии: название, время и место создания, материал, марка, автор модели и росписи, размеры изделия, биография вещи и публикации о ней, экспонирование, местонахождение, сюжет и пояснительные тексты, авторские подписи и надписи, маргиналии. Каждый блок рассматривался авторами как самостоятельная справка о той или иной работе. «Аннотированный список источников и литературы» содержит неопубликованные материалы (отчёты о командировках, материалы к экскурсиям, личные записки, дипломы), изданные в разные годы 19 – 21 веков работы: библиографические указатели книг по коллекционированию, марочники, статистические указатели, каталоги, обозрения и отчеты по выставкам, общие работы по истории отечественной керамики, предприятий Кузнецовых, отдельных заводов, монографии и статьи о фарфоре и фаянсе в коллекциях государственных музеев, о выставках, частных коллекциях, ассортиментные каталоги антикварных магазинов, аукционов, рецензии на книги и статьи.

 

     

 

*****

….Конаковский завод выпускал преимущественно ампирную фаянсовую посуду с печатными рисунками и ручной росписью (часто в духе народной гжельской керамики. К 1890-м гг. завод освоил производство посуды также из полуфаянса, майолики, фарфора, но её форма и декор отмечены снижением художественного качества, характерным для всей фабричной продукции конца 19 в. С середины 1920-х гг. к работе над формой и росписью сосудов и для создания скульптуры (главным образом анималистической) завод стал привлекать крупных художников (И. Г. Фридрих-Хар, С. Д. Лебедева, В. А. Фаворский, И. С. Ефимов, В. Г. Филянская, М. П. Холодная, Е. М. Гуревич, Г. Я. Альтерман). Их произведения, различные по своим стилевым особенностям, содействовали в целом подъему художественной стороны производства. В 1950—60-х гг. ведущие художники завода И. В. Васильев, О. Г. Белова, Г. Г. Вебер, О. П. Гагнидзе, Г. М. Садников, В. А. Сергеев и другие выработали общий для завода и отвечающий современному интерьеру стиль изделий, в которых органичная для фаянса и майолики округлость форм подчёркнута жизнерадостными по цвету росписью или потёчной поливой. Продукция завода экспортируется во многие страны. За 1913—71 объём производства завода в натуральном выражении увеличился почти в 5,5 раза (с 17 млн. до 92,6 млн. штук изделий). В 50-х и 60-х гг. завод реконструирован. Продукция завода отмечена серебряной медалью на Всемирной выставке в Брюсселе (1958) и золотой медалью на Всемирной выставке керамики в Праге (1962). Завод награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971).

 

На сегодняшний день  создана небольшое предприятие (сайт  . Создано предприятие на базе одного из подразделений, художественной лаборатории, завода, в стенах которого трудились выдающиеся художники, скульпторы, живописцы, которые, своим трудом прославили не только завод но и город Конаково.  Сегодня, применяемая технология производства  уникальных изделий из фаянса, очевидно не претерпела изменений со времени его изобретения. Производство изделия начинается с создание из глины, или из пластилина (на фото) скульптуры по которой будет отливаться форма. Затем с глиняной или пластилиновой скульптуры из гипса делается форма. Далее, после устранения выявленных шероховатостей, в форму заливается гипс и получается гипсовая копия изначальной скульптуры, которая в дальнейшем именуется "модель". Модель пропитывается олифой, чтобы не впитывала влагу и в таком виде может хранится достаточно много времени. При необходимости воспроизвести скульптуру, берется модель, с нее снимается гипсовая форма, в которую уже заливается фаянсовая масса для получения изделия.

На фото скульптор Неля Туленкова восстанавливает модель пионера очень известного художника Конаковского фаянсового завода Марии Петровны Холодной. Изделие поступит в производство.......)

Скульптор Лена Демидова за работой над своим пионером, точнее пионеркой. .... 

 

А это уже гипсовые формы, снятые с моделей в которых уже методом заливки жидкой фаянсовой массы, которая называется шликером, формируется будущее изделие.Мастер Юрий Новиков подбирает формы для запуска в производство....Это модельная и литьевая мастерская.... Вот так производится заливка шликером формы. В месте контакта жидкого шликера с гипсом, из за свойства гипса впитывать в себя влагу, образуется черепок (формируется стенка будущей скульптуры). Когда черепок набирает нужную толщину, мастер сливает лишний шликер. Оставшейся в форме изделие некоторое время набирает твердость, чтобы без ущерба его можно было бы извлечь из формы.  Далее изделие, которое на этой стадии называется "сырец" поступает на стол мастера, где доводится до ума. Срезаются, зачищаются замываются излишки от швов формы, какие то дефекты. На этой стадии производится сборка изделия, если оно по частям отливается в нескольких формах. Затем изделие некоторое время выдерживается при комнатной температуре, чтобы из него вышла лишняя влага и ставится в печку в первый обжиг, называемый "утильный". После первого, утильного, обжига, изделие приобретает свою стандартную плотность, его уже можно брать, не опасаясь что можно раздавить руками. Далее изделие поступает живописцам, где с помощью специальных красок, глазурей производится окраска изделий.

На сайте    .   Создана компания на базе художественной лаборатории Конаковского фаянсового завода. Здесь работают лучшие художники, живописцы, модельщики, люди, которые своим трудом и талантом заработали заслуженную славу уникальным изделиям Конаковского фаянса.

В  производственных планах как повторить все то лучшее, что было создано за 200-летнюю историю завода, так и создать новые уникальные изделия.

 

 

 Работы созданы руками мастеров без применения механизмов, по технологии фактически неизменной с момента изобретения фаянса.

Наталья Плиско

Умничка, Сонечка!!! Очень красивый жираф у тебя получился, удачи!!!

Наталья Подножкина

благодарю.........

tatvik

Софья, умничка! Жирафёнок просто замечательный, несёт в себе тепло детских ручек. приветствую

Наталья Подножкина

цветы спасибо....

Эл

ОТЛИЧНАЯ РАБОТА, прочитать не всегда хочется, а вот прослушала с удовольствием. А Жирафик получился чудесным, таким солнечным и милым, может посоперничать с оригиналом. УДАЧИ в конкурсе

Приветик

БРАВОООО!браво ЗДОРОВО! Замечательно!браво

 Представляете, у меня в детстве был такой жираф! я его очень любила! потом он разбился и я про него совсем забыла... и вот - встреча через мноого лет... СПАСИБО! я даже почувствовала себя маленькой девочкой, вспомнила эти пятнышки... и чуть всплакнула...

Наталья Подножкина

цветыспасибо за тёплые слова........