Автор(ы) | Богданова Кетино, 6A класс |
Возраст | 12—15 лет |
Учебное заведение | МБОУ "СОШ №14", г. Верхняя Салда, Свердловская обл. |
Материалы | гофрированная бумага разных цветов, цветная черная бумага, картон, клей. |
Педагог | Лунева Лариса Владимировна |
Вот такой Тагильский поднос из бумаги у нас получился!
А смотрели мы на поднос, изготовленный мастером.
До чего же хороши, тагильские цветочки!
Работу было решено делать из гофрированной бумаги. Огромное спасибо, Татьяне Николаевне, за идею создания "радужной" бумаги. ( Вот и пригодились знания, полученные на ваших курсах).
Наша "радужная" бумага (конечно же это не все образцы)
Кети за работой.
Когда цветочки и листочки были сделаны, из картона вырезали поднос, обклеили его черной бумагой, разместили все элементы и приклеили их.
Чтобы поднос еще больше походил на на настоящий, решено было бортики сделать из картона от коробки. Снова обклеили черной бумагой.
В последнюю очередь, золотой гелевой ручкой, нарисовали ободок и травинки.
Кети с подносом. Похож наш поднос, с бумажной росписью, на настоящий?
Свой рассказ хотелось бы начать с экскурсии по музею истории тагильского подносного промысла. Огромное спасибо работникам музея за интересный и познавательный рассказ! Делимся с вами информацией!
Находится этот музей в Нижнем Тагиле, в доме семьи Худояровых. Дом этот был перенесен с другого места, с целью создания музейного комплекса (рядом располагается музей ремесел).
Заходишь в дом, и окунаешься в атмосферу того времени.
В доме два этажа. Пройдемся по первому этажу. Сразу видим печь, в которой закаляли подносы. Сперва в печи готовили еду, а затем приступали к творчеству. Горячие подносы ставили рядом на скамью.
Орудия труда.
Будущие подносы.
Основные формы и способы обработки подносов.
Первые подносы клепаные, затем появились кованые. На тагильских подносах фон был цветным.
Краски растирали из минералов.
Наносили художники роспись кистью, трафаретные изображения.
Подносы во времена упадка. (Упрощенная роспись, переводные картинки).
Второй этаж. Большая коллекция подносов.
Можно рассмотреть различные стили и направления в Тагильской подносной росписи.
Цветной фон, с подкопчением.
На этом стенде в основном представлены подносы Н.Н. Кошкиной.
Цветочная роспись. К сожалению, качество фотографий не очень хорошее (экспонаты за стеклом).
Были в росписи и сюжетные темы.
Подносы С.В. Веселкова с трафаретной росписью.
А на этой фотографии можно рассмотреть последовательность росписи цветка и листика.
Еще несколько фотографий подносов. Центр "Гамаюн".
Тагильский лаковый поднос.
Совсем рядом, в 25 километрах от нашей родной Верхней Салды, находится город Нижний Тагил. Знаменит он не только своей промышленностью, заводами. Есть в этом городе замечательный промысел: Нижнетагильская лаковая роспись по металлу.
Всего у нас в стране два подносных промысла: Жостово и Нижний Тагил.
Тагильская живопись - это необыкновенный промысел. Зародился во время того, как в Россию из Европы пришла мода на лакированные изделия.
Судьба промысла нелегка - времена популярности, удачного сбыта сменялись тяжелыми кризисами, почти полным вырождением и забвением.
Благодаря своей изысканности, богатству красок, повышенной декоративности, законченности композиции, тагильские расписные подносы получили известность по всему миру.
Какова же история развития промысла?
По царскому указу 4 марта 1702 года Невьянский завод передался во владение Никите Демидову. В 1720 году Демидов строит Выйский медеплавильный и крупнейший на Урале Нижнетагильский железоделательный заводы. Выделка листового железа ускорилась на Урале благодаря тому, что появились плющельные машины, позаимствованные у саксонцев, результат - плоская посуда: блюда, тарелки, подносы.
Первые подносы были клепаные. Собирались из отдельных частей: днища, высокого прорезного бортика и фигурных ручек, соединенных вместе методом холодной клепки. Особенно изящна клепаная форма, которая имеет вид многогранника - 6-8-угольника. Такая форма сама по себе была драгоценной оправой для картины, так как живописный декор дополнялся ажуром фигурных сквозных просечек бортика и каймой из круглых бусинок. Такая форма подноса в настоящее время является госзаказом, восстанавливается по указу российского президента.
В 1930 годы появляются фигурные кованые подносы, выбитые из одного листа. На листе железа чертили по шаблону заготовки, вырезали ножницами, складывали по 5-7 штук, закрепляли, выбивали молотком на желобильне. Края подносов закруглялись при помощи заложенной проволоки. Бортики и ручки просекались пробойниками. Большие пластические возможности Демидовского листового железа позволяли мастерам придать подносу самую сложную и причудливую форму.
После того, как форма была готова, поднос начинали шлифовать, шпаклевать, выглаживать. покрывали темной краской - грунтом, олифой и ставили в печь для закалки. Олифа в печке запекалась, и фон становился черно - матовым. Закаленный поднос покрывали черным «вороным» лаком, ведь железо имеет особенность ржаветь, еще раз сушили в печи, окрашивали фон и отдавали на роспись. Расписанный поднос лакировали прозрачным лаком и снова закаливали в печи.
Украшали посуду горнозаводской росписью. Тагильская роспись основана на самобытном народном творчестве, так как Демидовы покровительствовали раскольникам. Зародилась в 18 веке. Бытовая утварь оформлялась яркими сочными красками в реалистической жизнеутверждающей манере.
В 1806 году была основана первая в Тагиле художественная школа, где преподавали лучшие в России художники - педагоги. Мастерами становились крестьяне-самоучки. Выпускники школы живописи оказали положительное влияние на качество росписей. Особенно это коснулось подносов-картин. В центре подноса маслом писалась картина, которую мастер копировал с бумажных образцов-гравюр. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в красивейшую рамочку трафаретного золотого орнамента.
Подносный промысел развивался быстро и плодотворно во многом благодаря доброму и заинтересованному отношению к нему со стороны Демидовых. Но политика эта не всегда была ровной. В начале 19-го века, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы принимают меры по принудительному изменению состава промысла: мужчин-живописцев должны были заменить женщины, в народе их называли «писарихами». Дело росписи постепенно перешло в женские руки.
Самые известные художники того времени: Яков Журавлев и Андрей Худояров с сыновьями: Вавилой и Федором. Позднее - Дубасниковы, Головановы, Перезоловы, Бердниковы, Морозовы. Потомственные иконописцы, использовали самые простые приспособления - кисти, масло, доску и куранты для растирания красок, лак, а также приемы декора иконописи: серебро, металлические пески, золото. Владели техникой цыровки по цветному фону. Цыровка (цырь) - интересный, изысканный древний прием, применявшийся в орнаментации икон. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету. Лак, используемый мастерами в покрытии своих изделий, известный под названием "тагильского", превосходил все используемые другими мастерами лаки своей удивительной прочностью и прозрачностью. Такой лак придавал краскам особую драгоценную цветовую яркость, дивную сочность, едва уловимые переливы тончайших оттенков. Худояровы внесли большой вклад в развитие живописно-лакировального мастерства в Нижнем Тагиле.
Главным мотивом тагильских подносов является цветочная роспись, а ее королевой – роза. Точнее не совсем роза, а нарядный и выразительный сказочный розан. А любимой – композиция букета, состоящего из одного, двух или трех цветков в окружении травок или листиков. Если поднос состоял из разных разделов, которые назывались секторами, то в них тоже писались цветочки, но немного иной формы и поменьше. По краю подносы часто украшались цветочными гирляндами или орнаментом-узором. Постепенно роспись тагильских подносов менялась, ее дополняли новые цветочные, ягодные мотивы и композиции.
Краски тагильской росписи яркие, сочные. Фон тоже выразительный, он нежно просвечивает сквозь цветочные букеты и узоры, дополняя и украшая весь поднос. Чаще всего мастера использовали нежные оттенки фона - голубо-синие, зеленые или наоборот ярко выразительные, малахитовые, красно-коричневые, «под черепашку» (подкопченные на свечке), но гладкое черное зеркало подноса было и остается любимым во все времена.
Широко было распространено на Урале украшение металлических подносов золотными узорами – геометрическими и растительными. И такое красивое сочетание золотного узора с красочными цветочно-ягодными мотивами превратилось в особенную местную традицию. Делалось это с помощью специальных шаблонов – «трафареток». «Трафаретки» делали остро заточенными ножами из тонкой плотной бумаги.
Золотный трафаретный орнамент – еще одна отличительная особенность тагильского подноса и его давняя традиция. Но современные мастера росписи по металлу им почти не пользуются, декоративный ажурный геометрический и травный узор выводятся ими от руки.
Формы у подносов были разные, как и размеры. Создавались даже подносы - скатерти, подносы в размер стола, круглые и овальные, квадратные, прямоугольные, фигурные, гитарообразные и даже треугольные, для таких же по форме столиков. Каждая форма диктовала свою цветочную композицию и мотив, свое украшение бортиков.
Сегодня тагильский поднос жив. Он развивается, растут новые мастера, проводятся выставки, пишутся книги. Мастера работают группами и самостоятельно, в мастерских и дома. Интересны работы творческого объединения «Квартет» (Вера Павловна Полева, Елена Леонидовна Отмахова, Нэлли Николаевна Кошкина и Сергей Васильевич Веселков). Художники сохраняют в своих работах лучшие традиции тагильской росписи, используют и современные мотивы. Например, авторская разработка Веселкова: поднос с зеленым фоном, с подкопчением ("под малахит"), трафаретные узоры и изображение ящериц в композиционном центре. Есть и такие имена как: Н. Петухова, Е. Вардугина, С. Попова, А. Пономарева, И. Решетова, О. Иванова, Е. Семячкова, Ж. Овчинникова, Е. Новокшонова, И. Смыкова и другие. Пишут на современных подносах пейзажи уральской природы, копируют картины известных русских и зарубежных художников, соблюдая все технические приемы, которыми пользовались 150 и 200 лет тому назад. В современной жизни часто использование мотивов росписи можно увидеть не только на подносах. Расписывают компьютерные мыши, автомобили и т.п.
Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой! Очень красива роспись и изделия этого подносного промысла!
Много качественных фотографий можно увидеть на сайте: http://www.kajuta.net/node/2793, есть там и интересная информация о розах на тагильских и жостовских подносах.
Какая красота, слов нет!!! Браво, Кетино!!! Победы вам, девочки!!!
Наталья, спасибо за добрые слова! Пока делали работы совсем не было времени получше познакомиться с другими конкурсными работами. Зашла к вам на страничку. Сколько же у вас красоты! Одна работа лучше другой. Особенно понравились гильоширование и вытынанка.
Сынуля сидит рядом, говорит ,что хочет таких же птичек из бутылок. Добавила птичек в избранное. И вас тоже)))
Ой, спасибо!!! Столько комплиментов!!! Так приятно!!!
Молодец, Кетино!!! Замечательный поднос!!! Мы почти земляки!!!
Спасибо, Яна! Очень понравились твои куколки!!! Да, мы земляки!
Очень нарядный поднос, как настоящий!!! И очень интересный рассказ, с огромным интересом читала и рассматривала все фото, спасибо!!! Всего вам доброго!
Спасибо Вам, Валентина, за отзыв! Хотелось в интересной форме донести информацию о промысле. Рада, что понравилась наша виртуальная экскурсия по музею.
Очень понравился рассказ о подносах, интересные фотографии Мастерица- молодчина, поднос как настоящий!
Рады,что понравилась наша работа! Спасибо!
Что значит "как" настоящий?!
Красота! Поднос, как настоящий!
Мы рады, что вам, Елена Валентина, понравился наш поднос!!! Очень хотелось сделать его похожим на настоящий.
Поднос чудо от оригинала не отличишь.БРАВО.
А как такую бумагу делаете, красками?
Спасибочки!При смачивании, краска с бумаги смывается, растекается и окрашивает соседнюю. На курсах, здесь в Стране, научила Татьяна Николаевна. Спасибо ей за это!!!! Надеюсь, я не разглашаю тайну)
Спасибо, уже догадалась, уверена это не тайна.
Ларочка,не разглашаете :))) Я,например,с таким методом познакомилась при весьма курьёзных обстоятельствах-детвора в изостудии с большим энтузиазмом занималась изготовлением ёлочных игрушек - в такие дни детей всегда бывает много,много шума, веселья и,конечно,баловства...Я не уследила,каким образом всё произошло,но после занятий обнаружила под столом часть бумажного сырья-цветная бумага,бархатная и креповая-всё мокрое и в разводах :))) Оказывается,кто-то из кружковцев опрокинул банку с водой,в которой мыли кисточки...Ещё я тогда обнаружила,что краска с гофрированной бумаги легко "оставляет следы" на чём угодно,а вот удалить её,например, с ткани тогда не удалось...
Работа просто удивительная!!! Просто была уверена, что это живопись! Только при ближайшем рассмотрении поняла, что живопись, но гофрированная! Браво мастерице!
УРА!!!!! Снова Ваш, Татьяна Николаевна, комментарий!!! А ведь до курсов, я даже и не подозревала о существовании такой бумаги! Спасибо!!!
Ларочка,я тоже присоединяюсь ко всем восторженным комментариям-очень хороша работа,я тоже решила что это живопись кистью...А это,оказывается, живопись "иным манером" - "бумажная живопись"!У корейцев такая техника называется "хандигырим".Ларочка-БРАВО!!!У Вас такая красота получилась!!!УДАЧИ!!!
ПОЗДРАВЛЯЮ С СЕРЕБРОМ!!!
Елена Ивановна! Спасибо за поздравление! Вас втройне С СЕРЕБРОМ!!!!!! Извините, что оставила прежний Ваш комментарий без внимания. Пошла смотреть технику "хандигырим" и совсем забыла вернуться. Техника интересная, но как я поняла удовольствие это не из дешевых. Рисовую бумагу покупать пока не буду, а вот с "радужной" можно будет поэкспериментировать.
Елена Ивановна, вы не передумали насчет поездки на выставку? У Вас столько хороших работ!!!!! Будет жаль, если не увижу ваши молы!
Ларочка,спасибо-очень приятно Ваше внимание!!!Удачной Вам пездки и незабываемых впечатлений!!!А мы,к сожалению,не сможем принять участие в этом уникальном мероприятии...Поэтому будем ждать репортажи участников и "болеть" за работы своих единомышленников-УДАЧИ ВАШИМ ПРЕКРАСНЫМ РАБОТАМ В ОЧНОМ КОНКУРСЕ!!!